Коррекция клипового мышления студентов педагогического вуза в процессе решения практико-ориентированных задач
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-1-104-129
Аннотация
Введение. Одной из реакций на стремительные темпы распространения информационных потоков стало клиповое мышление. Наличие клипового мышления у будущего учителя может являться препятствием к формированию у него компетенций, востребованных в профессиональной деятельности. Цель статьи – представить схему решения практико-ориентированной задачи, следование которой направлено на коррекцию клипового мышления у будущего учителя. Методология, методы и методики. Методологическую основу исследования составили положения системно-деятельностного, системного и практико-ориентированных подходов. В исследовании приняли участие 250 студентов филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета в городе Нижний Тагил. Была использована методика, описанная С. Д. Поляковым, Л. А. Белозеровой, В. В. Вершининой, и анкета, разработанная авторами статьи. Для проверки гипотезы исследования был проведен сравнительный анализ с использованием критерия t-Стьюдента. Результаты исследования. Предложена схема для решения практико-ориентированных задач, позволяющих объединить просмотр фрагментов информации и их осмысление. Доказана эффективность применения подобных практико-ориентированных задач для коррекции клипового мышления студентов вуза. Адаптирована диагностическая методика «Клиповость – целостность мышления» (авторы С. Д. Поляков, Л. А. Белозерова, В. В. Вершинина и др.) для оценки уровня клипового мышления студентов вуза. Научная новизна. Результаты исследования расширяют научные представления о способах коррекции клипового мышления, а также позволяют учесть факт его наличия при разработке стратегии подготовки будущих учителей. Практическая значимость. Полученные данные могут быть использованы для разработки методики подготовки будущих учителей в области цифровых технологий, направленной на коррекцию клипового мышления. Предложенные расчеты уровня клипового мышления могут применяться для выявления особенностей каждого студента и построения на основе этих данных индивидуальных образовательных траекторий.
Об авторах
Н. В. БужинскаяРоссия
Бужинская Надежда Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информационных технологий и физико-математического образования
Е. С. Васева
Россия
Васева Елена Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информационных технологий и физико-математического образования
И. В. Мешкова
Россия
Мешкова Ирина Владимировна – кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии
И. Е. Шкабара
Россия
Шкабара Ирина Евгеньевна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков и русской филологии
Список литературы
1. Зеер Э.Ф., Церковникова Н.Г., Третьякова В.С. Цифровое поколение в контексте прогнозирования профессионального будущего. Образование и наука. 2021;23(6):153–184. doi:10.17853/1994-5639-2021-6-153-184
2. Петрунева Р.М., Васильева В.Д., Петрунева Ю.В. Цифровое студенчество: мифы и реальность. Высшее образование в России. 2019;28(11):47–55. doi:10.31992/0869-3617-2019-28-11-47-55
3. Тоффлер Э. Третья волна. Москва: Издательство ACT; 1999. 784 с. Режим доступа: https://vk.com/doc5787984_608187970?hash=e6e2809e64ca238b8b&dl=9f194821ee354105af (дата обращения: 01.02.2024).
4. Гиренок Ф.И. Клиповое сознание. Москва: Проспект; 2016. 256 с. Режим доступа: https://ibooks.ru/products/353266 (дата обращения: 01.02.2024).
5. Фрумкин К. Клиповое мышление и судьба линейного текста. Топос: литературно-философский журнал. 2010. Режим доступа: https://www.topos.ru/article/7371 (дата обращения 01.02.2024).
6. Яркова Е.Н. Теория клипового мышления или эскиз картины регресса человеческого разума. Дискурс-Пи. 2019;2(35):77–85. doi:10.17506/dipi.2019.35.2.7785
7. Кушнир А.М., Хачатрян М.А. Феномен клипового сознания в современных медиакоммуникациях. Социально-политические науки. 2022;12(6):118–126. doi:10.33693/2223-0092-2022-12-6-118-126
8. Семеновских Т.В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде. Интернет-журнал Науковедение. 2014;5(24):134. Режим доступа: clck.ru/37ZenM (дата обращения: 01.02.2024).
9. Докука С.В. Клиповое мышление как феномен информационного общества. Общественные науки и современность. 2013;2:169–176. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_19013678_44281136.pdf (дата обращения: 01.02.2024).
10. Поляков C.Д., Белозерова Л.А., Вершинина В.В., Данилов С.В., Кривцова Н.С. «Клиповое мышление» у старшеклассников и студентов: опыт исследования. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019;4:126–143. doi:10.11621/vsp.2019.04.129
11. Цветков В.Л., Павлова А.А. Клиповое мышление как актуальная психологическая проблема. Вестник Московского университета МВД России. 2023;3:317–322. doi:10.24412/2073-0454-2023-3-317-322
12. Купчинская М.А., Юдалевич Н.В. Клиповое мышление как феномен современного общества. Бизнес-образование в экономике знаний. 2019;3(14):66–71. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_41292774_95989663.pdf (дата обращения: 01.02.2024).
13. Курашинова А.Х., Бураева Л.А. Клиповое мышление и его влияние на качество когнитивной деятельности слушателей в условиях профессионального обучения. Проблемы современного педагогического образования. 2021;72(3):200–202. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_47479772_64053780.pdf (дата обращения: 01.02.2024).
14. Бухарбаева А.Р., Сергеева Л.В. Клиповое мышление поколения Z: методы развития творческого потенциала студентов. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2020;25(4):787–796. doi:10.22363/2312-9220-2020-25-4-787-796
15. Романенкова О.В. Необходимость учета клипового мышления студентов при изучении курса философии в техническом вузе. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017;8(2-2):188–193. doi:10.12731/2218-7405-2017-2-2-188-193
16. Hwang N.K., Shim S.H., Cheon H.W. Digital learning designs in occupational therapy education: a scoping revie. BMC Medical Education. 2023;23(1):1–19. doi:10.1186/s12909-022-03955-x
17. Russell J.L., DiNapoli J., Murray E. Documenting professional learning focused on implementing high-quality instructional materials in mathematics: the AIM–TRU learning cycle. International Journal of STEM Education. 2022;9(46):1–17. doi:10.1186/s40594-022-00362-y
18. Belousova A., Efremova O. Manifestations of students’ “clip thinking” in working with a scientific text. Cypriot Journal of Educational Sciences. 2023;18(3):632–641. doi:10.18844/cjes.v18i3.7083
19. Edwards B. Drawing on the Artist Within. New York: Simon & Schuster; 1987. 256 p. Accessed February 01, 2024. https://archive.org/details/drawingonartistw0000edwa_v6c0/page/n1/mode/2up
20. Пуанкаре А. О науке. Москва: Наука; 1990. 736 с. Режим доступа: https://alexandr4784.narod.ru/apon.html (дата обращения: 01.02.2024).
21. Rakhimov B.K., Jabbоrоva D.D., Khudayberdieva D.B., Omonboev B.I., Kurbanov E.E., Khayitov S.T. Psychological fundamentals of formation of creative thinking of future teachers. Journal of Law and Sustainable Development. 2023;11(12):1–16. doi:10.55908/sdgs.v11i12.2704
22. Pasichnyk O. Ways of integrating clip thinking phenomenon into the process of foreign language teaching in higher education institutions. Teaching Languages at Higher Institutions. 2023;42:81–93. doi:10.26565/2073-4379-2023-42-06
23. Крайнов А.Л. Клиповое мышление в контексте образовательных практик: социально философский анализ. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2019;19(3):262–266. doi:10.18500/1819-7671-2019-19-3-262-266
24. Асташова Н.А., Мельников С.Л., Тонких А.П., Камынин В.Л. Технологические ресурсы современного высшего образования. Образование и наука. 2020;22(6):74–101. doi:10.17853/1994-5639-2020-6-74-101
25. Кошева Д.П. Предметная подготовка будущего учителя информатики в условиях моделирования реальных образовательных процессов для решения задач профессиональной деятельности. Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2021;4(49):12–16. doi:10.37386/2413-4481-2021-4-12-16
26. Фефилова Е.Ф. Факторы, определяющие успешность решения сюжетной задачи при обучении математике. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009;91:179–185. Режим доступа: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/12(91)/fefilova_12_91_179_185.pdf (дата обращения: 01.02.2024).
27. Минатуллаева Н.М., Кользова И.В. Диагностика проявлений клипового мышления у детей старшего дошкольного возраста: теоретическое обоснование. Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020;2(2):59–70. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_44125120_82374856.pdf (дата обращения: 01.02.2024).
28. Yaskevich N., Rybin E., Yaskevich R., Moskalenko O. Assessment of the relationship of internet addictive behavior and clip thinking in schoolchildren. Russian Journal of Education and Psychology. 2023;14:121–141. doi:10.12731/2658-4034-2023-14-2-121-141
29. Belousova A. Manifestations of students’ “clip thinking” in working with a scientific text. Cypriot Journal of Educational Sciences. 2023;18:632–641. doi:10.18844/cjes.v18i3.7083
30. Вокина А.Н., Юдалевич Н.В. Столкновение клипового и понятийного мышления в современном мире в бизнес-контексте. Бизнес-образование в экономике знаний. 2020;2(16):21– 24. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42758873_64381997.pdf (дата обращения: 01.02.2024).
31. Стариченко Б.Е. Обработка и представление данных педагогических исследований с помощью компьютера: Учебное пособие. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет; 2004. 218 с. Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/5940/1/uch00136. pdf (дата обращения: 01.02.2024)
Рецензия
Для цитирования:
Бужинская Н.В., Васева Е.С., Мешкова И.В., Шкабара И.Е. Коррекция клипового мышления студентов педагогического вуза в процессе решения практико-ориентированных задач. Образование и наука. 2025;27(1):104-129. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-1-104-129
For citation:
Buzhinskaya N.V., Vaseva E.S., Meshkova I.V., Shkabara I.E. Correction of clip thinking among pedagogical students in the process of solving practice-oriented tasks. The Education and science journal. 2025;27(1):104-129. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-1-104-129