Коррекция клипового мышления студентов педагогического вуза в процессе решения практико-ориентированных задач
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-1-104-129
Resumen
Введение. Одной из реакций на стремительные темпы распространения информационных потоков стало клиповое мышление. Наличие клипового мышления у будущего учителя может являться препятствием к формированию у него компетенций, востребованных в профессиональной деятельности. Цель статьи – представить схему решения практико-ориентированной задачи, следование которой направлено на коррекцию клипового мышления у будущего учителя. Методология, методы и методики. Методологическую основу исследования составили положения системно-деятельностного, системного и практико-ориентированных подходов. В исследовании приняли участие 250 студентов филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета в городе Нижний Тагил. Была использована методика, описанная С. Д. Поляковым, Л. А. Белозеровой, В. В. Вершининой, и анкета, разработанная авторами статьи. Для проверки гипотезы исследования был проведен сравнительный анализ с использованием критерия t-Стьюдента. Результаты исследования. Предложена схема для решения практико-ориентированных задач, позволяющих объединить просмотр фрагментов информации и их осмысление. Доказана эффективность применения подобных практико-ориентированных задач для коррекции клипового мышления студентов вуза. Адаптирована диагностическая методика «Клиповость – целостность мышления» (авторы С. Д. Поляков, Л. А. Белозерова, В. В. Вершинина и др.) для оценки уровня клипового мышления студентов вуза. Научная новизна. Результаты исследования расширяют научные представления о способах коррекции клипового мышления, а также позволяют учесть факт его наличия при разработке стратегии подготовки будущих учителей. Практическая значимость. Полученные данные могут быть использованы для разработки методики подготовки будущих учителей в области цифровых технологий, направленной на коррекцию клипового мышления. Предложенные расчеты уровня клипового мышления могут применяться для выявления особенностей каждого студента и построения на основе этих данных индивидуальных образовательных траекторий.
De los autores
Н. БужинскаяRussian Federation
Е. Васева
Russian Federation
И. Мешкова
Russian Federation
И. Шкабара
Russian Federation
Referencias
1. Зеер Э.Ф., Церковникова Н.Г., Третьякова В.С. Цифровое поколение в контексте прогнозирования профессионального будущего. Образование и наука. 2021;23(6):153–184. doi:10.17853/1994-5639-2021-6-153-184
2. Петрунева Р.М., Васильева В.Д., Петрунева Ю.В. Цифровое студенчество: мифы и реальность. Высшее образование в России. 2019;28(11):47–55. doi:10.31992/0869-3617-2019-28-11-47-55
3. Тоффлер Э. Третья волна. Москва: Издательство ACT; 1999. 784 с. Режим доступа: https://vk.com/doc5787984_608187970?hash=e6e2809e64ca238b8b&dl=9f194821ee354105af (дата обращения: 01.02.2024).
4. Гиренок Ф.И. Клиповое сознание. Москва: Проспект; 2016. 256 с. Режим доступа: https://ibooks.ru/products/353266 (дата обращения: 01.02.2024).
5. Фрумкин К. Клиповое мышление и судьба линейного текста. Топос: литературно-философский журнал. 2010. Режим доступа: https://www.topos.ru/article/7371 (дата обращения 01.02.2024).
6. Яркова Е.Н. Теория клипового мышления или эскиз картины регресса человеческого разума. Дискурс-Пи. 2019;2(35):77–85. doi:10.17506/dipi.2019.35.2.7785
7. Кушнир А.М., Хачатрян М.А. Феномен клипового сознания в современных медиакоммуникациях. Социально-политические науки. 2022;12(6):118–126. doi:10.33693/2223-0092-2022-12-6-118-126
8. Семеновских Т.В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде. Интернет-журнал Науковедение. 2014;5(24):134. Режим доступа: clck.ru/37ZenM (дата обращения: 01.02.2024).
9. Докука С.В. Клиповое мышление как феномен информационного общества. Общественные науки и современность. 2013;2:169–176. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_19013678_44281136.pdf (дата обращения: 01.02.2024).
10. Поляков C.Д., Белозерова Л.А., Вершинина В.В., Данилов С.В., Кривцова Н.С. «Клиповое мышление» у старшеклассников и студентов: опыт исследования. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019;4:126–143. doi:10.11621/vsp.2019.04.129
11. Цветков В.Л., Павлова А.А. Клиповое мышление как актуальная психологическая проблема. Вестник Московского университета МВД России. 2023;3:317–322. doi:10.24412/2073-0454-2023-3-317-322
12. Купчинская М.А., Юдалевич Н.В. Клиповое мышление как феномен современного общества. Бизнес-образование в экономике знаний. 2019;3(14):66–71. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_41292774_95989663.pdf (дата обращения: 01.02.2024).
13. Курашинова А.Х., Бураева Л.А. Клиповое мышление и его влияние на качество когнитивной деятельности слушателей в условиях профессионального обучения. Проблемы современного педагогического образования. 2021;72(3):200–202. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_47479772_64053780.pdf (дата обращения: 01.02.2024).
14. Бухарбаева А.Р., Сергеева Л.В. Клиповое мышление поколения Z: методы развития творческого потенциала студентов. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2020;25(4):787–796. doi:10.22363/2312-9220-2020-25-4-787-796
15. Романенкова О.В. Необходимость учета клипового мышления студентов при изучении курса философии в техническом вузе. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017;8(2-2):188–193. doi:10.12731/2218-7405-2017-2-2-188-193
16. Hwang N.K., Shim S.H., Cheon H.W. Digital learning designs in occupational therapy education: a scoping revie. BMC Medical Education. 2023;23(1):1–19. doi:10.1186/s12909-022-03955-x
17. Russell J.L., DiNapoli J., Murray E. Documenting professional learning focused on implementing high-quality instructional materials in mathematics: the AIM–TRU learning cycle. International Journal of STEM Education. 2022;9(46):1–17. doi:10.1186/s40594-022-00362-y
18. Belousova A., Efremova O. Manifestations of students’ “clip thinking” in working with a scientific text. Cypriot Journal of Educational Sciences. 2023;18(3):632–641. doi:10.18844/cjes.v18i3.7083
19. Edwards B. Drawing on the Artist Within. New York: Simon & Schuster; 1987. 256 p. Accessed February 01, 2024. https://archive.org/details/drawingonartistw0000edwa_v6c0/page/n1/mode/2up
20. Пуанкаре А. О науке. Москва: Наука; 1990. 736 с. Режим доступа: https://alexandr4784.narod.ru/apon.html (дата обращения: 01.02.2024).
21. Rakhimov B.K., Jabbоrоva D.D., Khudayberdieva D.B., Omonboev B.I., Kurbanov E.E., Khayitov S.T. Psychological fundamentals of formation of creative thinking of future teachers. Journal of Law and Sustainable Development. 2023;11(12):1–16. doi:10.55908/sdgs.v11i12.2704
22. Pasichnyk O. Ways of integrating clip thinking phenomenon into the process of foreign language teaching in higher education institutions. Teaching Languages at Higher Institutions. 2023;42:81–93. doi:10.26565/2073-4379-2023-42-06
23. Крайнов А.Л. Клиповое мышление в контексте образовательных практик: социально философский анализ. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2019;19(3):262–266. doi:10.18500/1819-7671-2019-19-3-262-266
24. Асташова Н.А., Мельников С.Л., Тонких А.П., Камынин В.Л. Технологические ресурсы современного высшего образования. Образование и наука. 2020;22(6):74–101. doi:10.17853/1994-5639-2020-6-74-101
25. Кошева Д.П. Предметная подготовка будущего учителя информатики в условиях моделирования реальных образовательных процессов для решения задач профессиональной деятельности. Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2021;4(49):12–16. doi:10.37386/2413-4481-2021-4-12-16
26. Фефилова Е.Ф. Факторы, определяющие успешность решения сюжетной задачи при обучении математике. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009;91:179–185. Режим доступа: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/12(91)/fefilova_12_91_179_185.pdf (дата обращения: 01.02.2024).
27. Минатуллаева Н.М., Кользова И.В. Диагностика проявлений клипового мышления у детей старшего дошкольного возраста: теоретическое обоснование. Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020;2(2):59–70. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_44125120_82374856.pdf (дата обращения: 01.02.2024).
28. Yaskevich N., Rybin E., Yaskevich R., Moskalenko O. Assessment of the relationship of internet addictive behavior and clip thinking in schoolchildren. Russian Journal of Education and Psychology. 2023;14:121–141. doi:10.12731/2658-4034-2023-14-2-121-141
29. Belousova A. Manifestations of students’ “clip thinking” in working with a scientific text. Cypriot Journal of Educational Sciences. 2023;18:632–641. doi:10.18844/cjes.v18i3.7083
30. Вокина А.Н., Юдалевич Н.В. Столкновение клипового и понятийного мышления в современном мире в бизнес-контексте. Бизнес-образование в экономике знаний. 2020;2(16):21– 24. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42758873_64381997.pdf (дата обращения: 01.02.2024).
31. Стариченко Б.Е. Обработка и представление данных педагогических исследований с помощью компьютера: Учебное пособие. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет; 2004. 218 с. Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/5940/1/uch00136. pdf (дата обращения: 01.02.2024)
Recensión
Para cita:
Buzhinskaya N.V., Vaseva E.S., Meshkova I.V., Shkabara I.E. Correction of clip thinking among pedagogical students in the process of solving practice-oriented tasks. The Education and science journal. 2025;27(1):104-129. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-1-104-129