Личностный потенциал как образовательный результат в условиях инклюзивной трансформации университета
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-2-9-33
Resumen
Введение. Дискуссия о подходах к формулированию образовательного результата программ высшей школы в современном университете приобретает новый ракурс в связи с нарастающим разнообразием студенческих групп, запросом на справедливое и доступное образование. Целью исследования является определение специфики личностного потенциала как элемента структуры образовательного результата студентов в условиях инклюзивной трансформации университета. Методология, методы и методики. Структура образовательного результата в условиях высшего инклюзивного образования разработана на основе сравнительно-сопоставительного анализа модели личностного потенциала Д. Леонтьева и универсального конструктора компетенций, составленного в рамках методологии оценки надпрофессиональных компетенций А. Г. Комиссаровым, Е. А. Степашкиной, О. Б. Соболевой и др. Эмпирическое исследование было проведено с использованием методик оценки надпрофессиональных компетенций в адаптации А. Г. Комиссарова, Е. А. Степашкиной. Выборку составили 505 студентов ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет». Полученные данные были подвергнуты кластерному и корреляционному анализу с применением программного инструментария IBM SPSS Statistics. Результаты. Описание и интерпретация полученных психологических профилей студентов позволили выделить личностный потенциал как ядерный образовательный результат в условиях инклюзивной трансформации университета. Инструментом, позволяющим регулировать характеристики личностного потенциала студентов выступает универсальный дизайн для обучения. Научная новизна. Представлена структура образовательного результата в условиях инклюзивной трансформации университета, где ядерную функцию выполняют личностные компетенции (self skills), а фактором, связывающим уровни компетенций (hard, soft и self skills), является личностный потенциал. Практическая значимость. Администрация вуза и преподаватели, ориентируясь на профили студентов с различным уровнем личностного потенциала, могут проектировать максимально благоприятную и эффективную образовательную среду на основе принципов универсального дизайна.
De los autores
Л. ФединаRussian Federation
Ж. Брук
Russian Federation
Л. Волосникова
Russian Federation
С. Игнатжева
Latvia
Referencias
1. Chankseliani M., McCowan T. Higher education and the sustainable development goals. Higher Education. 2021;81:1–8. doi:10.1007/s10734-020-00652-w
2. Галажинский Э.В., Суханова Е.А. Как обеспечить качество университетского образования в эпоху перемен. Университетское управление: практика и анализ. 2023;27(1):6–11. doi:10.15826/umpa.2023.01.001
3. Mey S., Abdullah M., Ng L.Y., Chuah J.Y. Profiling the personality traits of university undergraduate and postgraduate students at a Research University in Malaysia. The Professional Counselor. 2014;4:378–389. doi:10.15241/scm.4.4.378
4. Newton J., Dooris M., Wills J. Healthy universities: an example of a whole-system health-promoting setting. Global Health Promotion. 2016;23(1_suppl):57–65. doi:10.1177/1757975915601037
5. Кантор В.З., Проект Ю.Л. Инклюзивный образовательный процесс в вузе: теоретикоэкспериментальная модель психологической готовности преподавателей. Образование и наука. 2021;23(3):156–182. doi:10.17853/1994-5639-2021-3-156-182
6. Волосникова Л.М., Загвязинский В.И., Кукуев Е.А., Федина Л.В., Огороднова О.В. Конвергенция концепций академического и инклюзивного совершенства исследовательских университетов. Образование и наука. 2021;23(4):43–78. doi:10.17853/1994-5639-2021-4-43-78
7. Рубцов В.В., Саитгалиева Г.Г., Денисова О.А., Волосникова Л.М., Гутерман Л.А., Краснопевцева Т.Ф., Борозинец Н.М., Осьмук Л.А. Цель, задачи и основные направления развития инклюзивного высшего образования в Российской Федерации. Психологическая наука и образование. 2023;28(6):6–23. doi:10.17759/pse.2023280601
8. Бараковских К.Н., Третьякова Н.В. Современные исследования состояния инклюзивного образования в среднем профессиональном и высшем образовании. Современные проблемы науки и образования. 2020;5:20. doi: 10.17513/spno.30119
9. Митрофанова Е.А., Краснов Е.В., Митрофанова А.Е. Трудоустройство выпускников вузов с инвалидностью: проблемы и решения. Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2023;3(66):38–44 doi:10.12737/2305-7807-2023-12-3-38-44
10. Faura-Martínez Ú., Cifuentes-Faura, J. Building a dynamic indicator on inclusive education in higher education. European Journal of Special Needs Education. 2021;37(4):690–697. doi:10.1080/08856257.2021.1929237
11. Rao N.J. Outcome-based education: An outline. Higher Education for the Future. 2020;7(1):5–21. doi:10.1177/2347631119886418
12. Kohout-Diaz M. Inclusive education for all: Principles of a shared inclusive ethos. European Journal of Education. 2023;58:185–196. doi:10.1111/ejed.12560
13. Symonds E. An ‘unavoidable’ dynamic? Understanding the ‘traditional’ learner–teacher power relationship within a higher education context. British Journal of Sociology of Education. 2021;42(7):1070–1085. doi:10.1080/01425692.2021.1962246
14. Неборский Е.В. Сегодняшнее завтра: глобальные риски как фактор трансформации высшего образования. Отечественная и зарубежная педагогика. 2020;4(69):62–74. Режим доступа: https://ozp.instrao.ru/images/2020/OZP_4.1.69.2020.pdf (дата обращения: 12.06.2024).
15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. Москва: Педагогика; 1986. 240 с. Режим доступа: https://www.koob.ru/davidov_vasili/problems (дата обращения: 11.06.2024).
16. Марголис А.А. Деятельностный подход в педагогическом образовании. Психологическая наука и образование. 2021;26(3):5–39. doi:10.17759/pse.2021260301/
17. Якиманская И.С. Основы личностно ориентированного образования. Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний; 2011. 413 с. Режим доступа: https://pilotlz.ru/books/632/5074/ (дата обращения: 11.06.2024).
18. Wulf C. From teaching to learning: Characteristics and challenges of a student-centered learning culture. In: Mieg H.A., ed. Inquiry-Based Learning – Undergraduate Research. Cham: Springer; 2019:47–55. doi:10.1007/978-3-030-14223-0_5
19. Barr R.B., Tagg J. From teaching to learning – A new paradigm for undergraduate education. Change: The Magazine of Higher Learning. 1995;27(6):12–26. doi:10.1080/00091383.1995.10544672
20. McMillan J.J., Cheney G. The student as consumer: The implications and limitations of a metaphor. Communication Education. 1996;45(1):1–15. doi:10.1080/03634529609379028
21. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию. Образование и наука. 2005;3(33):27–39. Режим доступа: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/33669/1/edscience_2005_03_06.pdf (дата обращения: 12.06.2024).
22. Caslin M. We may be listening but are we ready to hear? A reflection of the challenges encountered when seeking to hear the educational experiences of excluded young people within the confines of the English education system. International Journal of Research & Method in Education. 2022;46(1):83–97. doi:10.1080/1743727X.2022.2093848
23. Moriña A., Biagiotti G. Academic success factors in university students with disabilities: a systematic review. European Journal of Special Needs Education. 2021;37(5):729–746. doi:10.1080/088562-57.2021.1940007
24. Малошонок Н.Г., Щеглова И.А. Модели организации обучения студентов в университете: основные представления, преимущества и ограничения. Университетское управление: практика и анализ. 2020;24(2):107–120. doi:10.15826/umpa.2020.02.017
25. Chadha D., Inguva P.K., Bui Le L., Kogelbauer A. How far do we go? Involving students as partners for redesigning teaching. Educational Action Research. 2022;31(4):620–632. doi:10.1080/09650792.2022.2058974
26. Charlton J.I. Nothing About Us Without Us: Disability Oppression and Empowerment. University of California Press; 1998. 197 p. doi:10.1525/california/9780520207950.003.0001
27. Nieminen J.H. Assessment for Inclusion: rethinking inclusive assessment in higher education. Teaching in Higher Education. 2024;29(4):841–859. doi:10.1080/13562517.2021.2021395
28. Bruce C., Aylward M.L. Disability and self-advocacy experiences in university learning contexts. Scandinavian Journal of Disability Research. 2021;23(1):14–26. doi:10.16993/sjdr.741
29. Каган М.С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа). Москва: Политиздат;1974. 328 с. Режим доступа: https://publ.lib.ru/ARCHIVES/N/’’Nad_chem_rabotayut,_o_chem_sporyat_filosofy’’/%CA%E0%E3%E0%ED%20%CC.%D1.%20%D7%E5%EB%EE%E2%E5%F7%E5%F1%EA%E0%FF%20%E4%E5%FF%F2%E5%EB%FC%ED%EE%F1%F2%FC.(1974).pdf (дата обращения: 10.06.2024).
30. Абульханова-Славская К.А., Славская, А.Н., Леванова Е.А., Пушкарева Т.В. Теория личности В. Н. Мясищева. Мир образования – образование в мире. 2018;4(72):58–66. Режим доступа: https://lib.ipran.ru/upload/papers/paper_38081098.pdf (дата обращения: 10.06.2024).
31. Выготский Л.С. Психология развития человека. Москва: Эксмо; 2006. 1136 с. Режим доступа: https://djvu.online/file/IWVSfFnrm8MaY (дата обращения: 10.06.2024).
32. Сорокин Е.С., Позднухова Е.А. «Человеческий потенциал»: концептуализация понятия обзор современных полидисциплинарных дискуссий через призму социологии. В книге: Человеческий потенциал: современные трактовки и результаты исследований / под науч. ред. Л.В. Овчаровой, В.А. Аникина, П.С. Сорокина. Москва: ВЦИОМ; 2023:26–39. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_56660090_32395303.pdf (дата обращения: 10.06.2024).
33. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как составляющая человеческого потенциала. В книге: Человеческий потенциал: современные трактовки и результаты исследований / под науч. ред. Л.В. Овчаровой, В.А. Аникина, П.С. Сорокина. Москва: ВЦИОМ; 2023:50–65. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_56660090_32395303.pdf (дата обращения: 10.06.2024).
34. Фадеев А. С., Змеев О. А., Газизов Т.Т. Модель университета 4.0. Научно-педагогическое обозрение. 2020;2(30). doi:10.23951/2307-6127-2020-2-172-178
35. Корешникова Ю.Н., Сорокин П.С. Развитие человеческого потенциала в ответ на вызовы деструктурации: взгляд со стороны педагогики. В книге: Человеческий потенциал: современные трактовки и результаты исследований / под науч. ред. Л.В. Овчаровой, В.А. Аникина, П.С. Сорокина. Москва: ВЦИОМ; 2023. С.95-112. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_56660090_32395303.pdf (дата обращения: 10.06.2024).
36. Галажинский Э.В., Суханова Е.А. Образованность XXI в. Аккредитация в образовании. 2022;2(134):14–18. Режим доступа: https://akvobr.ru/new/publications/359 (дата обращения: 10.06.2024).
37. Burgstahler S., Cory R. Universal design in higher education: From principles to practice. Cambridge, MA: Harvard Education Press; 2008. Accessed June 12, 2024. https://www.washington.edu/doit/sites/default/files/atoms/files/Universal%20Design%20in%20Higher%20Education_Promising%20Practices.pdf
38. Федорова Н.К. Индивидуализация образования: модель тюменского государственного университета. EdCrunch Томск: материалы международной конференции по новым образовательным технологиям; 29–31 мая 2019 г. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета; 2019:301–305. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42266584_78599679.pdf (дата обращения: 10.06.2024).
39. Комиссаров А.Г., Степашкина Е.А., Соболева О.Б., Гужеля Д.Ю., Селезнев П.С. Методология оценки надпрофессиональных компетенций в российских образовательных организациях. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(6):53–62. doi:10.26794/2226-7867-2022-12-6-53-62
40. Гордеева Т.О., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Вклад личностного потенциала в академические достижения. В книге: Личностный потенциал: структура и диагностика / Науч. ред.: Д.А. Леонтьев. Москва: Смысл; 2011:642–668. https://publications.hse.ru/pubs/share/folder/x9smbigg21/59044245.pdf (дата обращения: 10.06.2024).
Recensión
Para cita:
Fedina L.V., Bruk Zh.Yu., Volosnikova L.M., Ignatjeva S.V. Personal potential as an educational outcome in the context of inclusive university transformation. The Education and science journal. 2025;27(2):9-33. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-2-9-33