Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Обучение бережливому производству студентов технического университета на основе бизнес-симуляторов

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-2-34-57

Аннотация

Введение. Рациональное использование всех видов ресурсов – один из важнейших принципов менеджмента в современной экономике, являющийся основой постоянного совершенствования компетенций специалистов. Предметом данного исследования являются подходы к обучению бережливому производству студентов различных технических и экономических направлений подготовки. Цель работы – обоснование необходимости использования бизнес-симуляторов «Фабрики процессов» в качестве основного инструмента обучения студентов вузов бережливому производству, позволяющего не только обучить основным принципам и алгоритмам, но и сформировать бережливое мышление и «мягкие» социальные умения. Методология, методы  методики. Для оценки сформированности бережливых компетенций при использовании различных форматов обучения применялись качественные и количественные методы педагогического исследования: изучение научных источников по теме исследования, анализ форматов обучения студентов высших учебных заведений, наблюдение, оценка освоения компетенций и анкетирование. Результаты исследования. Установлено, что обучение на специализированных бизнес-симуляторах «Фабрики процессов» позволяет сформировать у студентов основы бережливого мышления и научно обоснованные подходы к оптимизации реальных производственных процессов, сокращению непроизводительных потерь на «Фабриках процессов» в кооперации с представителями предприятий. Подтверждено, что в процессе квазипрофессиональной деятельности активно формируются «мягкие» социальные умения и навыки. Научная новизна. Впервые объектом исследования является обучение основам бережливого производства студентов технических и экономических направлений подготовки в университетах. Практическая значимость. В рамках национального проекта «Производительность труда» особое внимание уделяется подготовке специалистов, умеющих сокращать непроизводительные потери и улучшать бизнес-процессы. В этой связи эффективное обучение бережливому производству в вузах является актуальным и значимым для современной системы образования.

Об авторах

Е. В. Спиридонова
Новосибирский государственный технический университет
Россия

Спиридонова Екатерина Владимировна – кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента

Новосибирск 



Т. Ю. Калошина
Новосибирский государственный технический университет
Россия

Калошина Татьяна Юрьевна – кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента 

Новосибирск 



Список литературы

1. Маркова Н.А., Марков Д.А. Особенности процесса обучения в бережливом производстве. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2018;11(5):129–141. doi:10.18721/JE.11512

2. Адова И.Б., Калошина Т.Ю. Человеческий капитал как основа эндогенного социальноэкономического развития региона. Креативная экономика. 2022;16(2):787–802. doi:10.18334/ce.16.2.114268

3. Рудаков В.Н., Чириков И.С., Рощин С.Ю., Дрожжина Д.С. Учись, студент? Влияние успеваемости в вузе на заработную плату выпускников. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики; 2016. 37 с.

4. Рудаков В.Н., Чириков И.С., Рощин С.Ю., Дрожжина Д.С. Учись, студент? Влияние успеваемости в вузе на стартовую заработную плату выпускников. Вопросы экономики. 2017;3:77–102. doi:10.32609/0042-8736-2017-3-77-102

5. Варшавская Е.Я., Кабалина В.И, Подвербных У.С. Дефицит навыков выпускников вузов – исследование Высшей школы бизнеса ВШЭ. Режим доступа: https://gsb.hse.ru/news/911723240.html (дата обращения: 29.09.2024).

6. Хайруллина М.В. Актуальные вопросы реализации модели «наука – образование – производство» в контексте устойчивого развития региона. Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы XVII международной конференции; 26–28 сентября 2019 года. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет; 2019:328–334. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41097595 (дата обращения: 11.06.2023).

7. Давыдова Н.С. Бережливое управление в контексте спиральной динамики: бережливое звучание. 2021. 45 с. Режим доступа: https://www.litres.ru/book/nadezhda-davydova-24/berezhlivoe-upravlenie-v-kontekste-spiralnoy-dinamiki-64576232/chitat-onlayn/ (дата обращения: 15.07.2023).

8. Khandan R., Shannon L. The effect of teaching-learning environments on student’s engagement with lean mindset. Education Sciences. 2021;11:466. doi:10.3390/educsci11090466

9. Netland T., Hines P. Teaching in virtual reality: experiences from a lean masterclass. In: Powell D.J., Alfne E., Holmemo M.D.Q., Reke E., eds. Learning in the Digital Era. ELEC 2021. IFIP Advances in Information and Communication Technology: Vol. 610. Cham: Springer; 2022:155–162. doi:10.1007/978-3-030-92934-3_16

10. Thiede B., Mindt N., Mennenga M., Herrmann C. Creating a hybrid multi-user learning experience by enhancing learning factories using interactive 3D-environments. In: 12th Conference on Learning Factories (CLF 2022). 2022. doi:10.2139/ssrn.4074712

11. Goh E., Jie F. To waste or not to waste: Exploring motivational factors of Generation Z hospitality employees towards food wastage in the hospitality industry. International Journal of Hospitality Management. 2019;80:126–135. doi:10.1016/j.ijhm.2019.02.005

12. Виниченко В.А., Ростовцев К.В., Хохолуш М.С. Влияние теории поколений на кадровую политику промышленных предприятий. Экономика труда. 2022;9(10):1559–1576. doi:10.18334/et.9.10.116371

13. Bonwell C.C., Eison J.A. Active learning: creating excitement in the classroom. ASHE-ERIC Higher Education Report № 1. Washington, DC: School of Education and Human Development, George Washington University; 1991. Accessed May 12, 2023. https://eric.ed.gov/?id=ED336049

14. Prashar A. Assessing the flipped classroom in operations management: a pilot study. Journal of Education for Business. 2015;90(3):126–138. doi:10.1080/08832323.2015.1007904

15. Cil I., Yusuf S. An ANP-based assessment model for lean enterprise transformation. European Journal of Advanced Manufacturing Technology. 2013;64(5-8):1113–1130. doi:10.1007/s00170-012-4047-x

16. McDermott O. The digitalisation and virtual delivery of lean six sigma teaching in an Irish university during COVID-19. In: Powell D.J., Alfnes E., Holmemo M.D.Q., Reke E., eds. Learning in the Digital Era. ELEC 2021. IFIP Advances in Information and Communication Technology: Vol. 610. Cham: Springer; 2022:132–143. doi:10.1007/978-3-030-92934-3_14

17. Callupe M., Rossi M. Learning spaces for engineering education: an exploratory research about the role of lean thinking. In: Powell D.J., Alfnes E., Holmemo M.D.Q., Reke E., eds. Learning in the Digital Era. ELEC 2021. IFIP Advances in Information and Communication Technology: Vol. 610. Cham: Springer; 2022:13–20. doi:10.1007/978-3-030-92934-3_2

18. Tan H.S., Ivander, Oktarina R., Reynaldo V., Sharina C. Conceptual development of learn-ing factory for industrial engineering education in Indonesia context as an enabler of students’ competencies in industry 4.0 era. In: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2020;426(1):012123. doi:10.1088/1755-1315/426/1/012123

19. Bariuad S. 10 interactive training ideas. SC Training Microlearning Blog. Accessed September 27, 2024. https://www.edapp.com/blog/10-interactive-training-ideas

20. Hines P., Netland T.H. Teaching a Lean masterclass in the metaverse. International Journal of Lean Six Sigma. 2023;14(6):1121–1143. doi:10.1108/IJLSS-02-2022-0035

21. Хайруллина М.В., Кислицына О.А. Персонал в системе непрерывных улучшений производственных систем (инструмент Кайдзен). Вопросы инновационной экономики. 2019;9(2):607–618. doi:10.18334/rp.20.5.40640.

22. Dinero D. Training Within Industry: The Foundation of Lean. CRC Press, Boca Raton; 2005. doi:10.1201/b18692

23. Ротер М. Тойота Ката. Лидерство, менеджмент и развитие сотрудников для достижения выдающихся результатов. Санкт-Петербург: Питер; 2014. 304 с.

24. Лайкер Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира ; пер. с англ. 10-е изд. Москва: Альпина; 2016. 400 с.

25. Harris G., Stone K.B., Mayeshiba T., Componation P.J., Farrington P.A. Transitioning from teaching lean tools to teaching lean transformation. Journal of Enterprise Transformation. 2014;4(3):191–204. doi:10.1080/19488289.2014.930545

26. Monetti F. M., Boffa E., de Giorgio A., Maffei A. The impact of learning factories on teaching lean principles in an assembly environment. In: Kim K.Y., Monplaisir L., Rickli J., eds. Flexible Automation and Intelligent Manufacturing: The Human-Data-Technology Nexus. FAIM 2022. Lecture Notes in Mechanical Engineering. Cham: Springer; 2023:271–283. doi:10.1007/978-3-031-18326-3_27

27. Давыдова Н.С. Путь бережливой личности. Особенности пути. Режим доступа: https://www.litres.ru/book/nadezhda-davydova-24133753/put-berezhlivoy-lichnosti-osobennosti-puti-56934283/chitat-onlayn/ (дата обращения 25.07.2023).

28. Aqlan F., Walters E.G., Teaching lean principles through simulation games. Paper presented at 2017 ASEE Annual Conference & Exposition. Columbus, Ohio; 2017. doi:10.18260/1-2-28921

29. Головина О.Д., Воробьева О.А. Возможности внедрения модели управления изменениями Дж. Коттера в проектный менеджмент организации. Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2022;32(5):805–810. doi:10.35634/2412-9593-2022-32-5-805-810

30. Руднев Е.А. Динамика изменений: классика и современность. Инновационные проекты и программы в образовании. 2020;5(71):57–66. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=44784441 (дата обращения 27.07.2023).

31. Пивовар Б. Управление изменениями в образовании. Теория и практика. Образовательная политика. 2020;2(82):86–99. doi:10.22394/2078-838X-2020-2-86-98

32. Mahmudah F.N., Baswedan A.A.-G.R., Usman H., Mardapi D., Putra E.C.S. The importance of partnership management to improve school-to-work transition readiness among vocational high school graduates. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2022;24(5):64–89. doi:10.17853/1994-5639-2022-5-64-89

33. Borisova A., Khayrullina M., Kirichenko E. Сorporate and project Master’s degree program: a new format of interaction between business and university. In: ACM International Conference Proceeding Series. 4. Proceedings of the 4th International Scientific and Practical Conference “Digital Economy and Finances”. New York, NY, USA: Association for Computing Machinery; 2021:77. doi:10.1145/3487757.3490930

34. Безручко П., Шатров Ю., Максимова М. Компетенции неясного будущего. Harvard Business Review Россия. Режим доступа: https://hbr-russia.ru/karera/professionalnyy-i-lichnostnyy-rost/p26131 (дата обращения: 11.08.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Спиридонова Е.В., Калошина Т.Ю. Обучение бережливому производству студентов технического университета на основе бизнес-симуляторов. Образование и наука. 2025;27(2):34-57. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-2-34-57

For citation:


Spiridonova E.V., Kaloshina T.Yu. Lean production training for technical university students using business simulators. The Education and science journal. 2025;27(2):34-57. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-2-34-57

Просмотров: 292


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)