Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Обучение бережливому производству студентов технического университета на основе бизнес-симуляторов

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-2-34-57

Texto completo:

Resumen

Введение. Рациональное использование всех видов ресурсов – один из важнейших принципов менеджмента в современной экономике, являющийся основой постоянного совершенствования компетенций специалистов. Предметом данного исследования являются подходы к обучению бережливому производству студентов различных технических и экономических направлений подготовки. Цель работы – обоснование необходимости использования бизнес-симуляторов «Фабрики процессов» в качестве основного инструмента обучения студентов вузов бережливому производству, позволяющего не только обучить основным принципам и алгоритмам, но и сформировать бережливое мышление и «мягкие» социальные умения. Методология, методы  методики. Для оценки сформированности бережливых компетенций при использовании различных форматов обучения применялись качественные и количественные методы педагогического исследования: изучение научных источников по теме исследования, анализ форматов обучения студентов высших учебных заведений, наблюдение, оценка освоения компетенций и анкетирование. Результаты исследования. Установлено, что обучение на специализированных бизнес-симуляторах «Фабрики процессов» позволяет сформировать у студентов основы бережливого мышления и научно обоснованные подходы к оптимизации реальных производственных процессов, сокращению непроизводительных потерь на «Фабриках процессов» в кооперации с представителями предприятий. Подтверждено, что в процессе квазипрофессиональной деятельности активно формируются «мягкие» социальные умения и навыки. Научная новизна. Впервые объектом исследования является обучение основам бережливого производства студентов технических и экономических направлений подготовки в университетах. Практическая значимость. В рамках национального проекта «Производительность труда» особое внимание уделяется подготовке специалистов, умеющих сокращать непроизводительные потери и улучшать бизнес-процессы. В этой связи эффективное обучение бережливому производству в вузах является актуальным и значимым для современной системы образования.

De los autores

Е. Спиридонова
Новосибирский государственный технический университет
Russian Federation


Т. Калошина
Новосибирский государственный технический университет
Russian Federation


Referencias

1. Маркова Н.А., Марков Д.А. Особенности процесса обучения в бережливом производстве. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2018;11(5):129–141. doi:10.18721/JE.11512

2. Адова И.Б., Калошина Т.Ю. Человеческий капитал как основа эндогенного социальноэкономического развития региона. Креативная экономика. 2022;16(2):787–802. doi:10.18334/ce.16.2.114268

3. Рудаков В.Н., Чириков И.С., Рощин С.Ю., Дрожжина Д.С. Учись, студент? Влияние успеваемости в вузе на заработную плату выпускников. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики; 2016. 37 с.

4. Рудаков В.Н., Чириков И.С., Рощин С.Ю., Дрожжина Д.С. Учись, студент? Влияние успеваемости в вузе на стартовую заработную плату выпускников. Вопросы экономики. 2017;3:77–102. doi:10.32609/0042-8736-2017-3-77-102

5. Варшавская Е.Я., Кабалина В.И, Подвербных У.С. Дефицит навыков выпускников вузов – исследование Высшей школы бизнеса ВШЭ. Режим доступа: https://gsb.hse.ru/news/911723240.html (дата обращения: 29.09.2024).

6. Хайруллина М.В. Актуальные вопросы реализации модели «наука – образование – производство» в контексте устойчивого развития региона. Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы XVII международной конференции; 26–28 сентября 2019 года. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет; 2019:328–334. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41097595 (дата обращения: 11.06.2023).

7. Давыдова Н.С. Бережливое управление в контексте спиральной динамики: бережливое звучание. 2021. 45 с. Режим доступа: https://www.litres.ru/book/nadezhda-davydova-24/berezhlivoe-upravlenie-v-kontekste-spiralnoy-dinamiki-64576232/chitat-onlayn/ (дата обращения: 15.07.2023).

8. Khandan R., Shannon L. The effect of teaching-learning environments on student’s engagement with lean mindset. Education Sciences. 2021;11:466. doi:10.3390/educsci11090466

9. Netland T., Hines P. Teaching in virtual reality: experiences from a lean masterclass. In: Powell D.J., Alfne E., Holmemo M.D.Q., Reke E., eds. Learning in the Digital Era. ELEC 2021. IFIP Advances in Information and Communication Technology: Vol. 610. Cham: Springer; 2022:155–162. doi:10.1007/978-3-030-92934-3_16

10. Thiede B., Mindt N., Mennenga M., Herrmann C. Creating a hybrid multi-user learning experience by enhancing learning factories using interactive 3D-environments. In: 12th Conference on Learning Factories (CLF 2022). 2022. doi:10.2139/ssrn.4074712

11. Goh E., Jie F. To waste or not to waste: Exploring motivational factors of Generation Z hospitality employees towards food wastage in the hospitality industry. International Journal of Hospitality Management. 2019;80:126–135. doi:10.1016/j.ijhm.2019.02.005

12. Виниченко В.А., Ростовцев К.В., Хохолуш М.С. Влияние теории поколений на кадровую политику промышленных предприятий. Экономика труда. 2022;9(10):1559–1576. doi:10.18334/et.9.10.116371

13. Bonwell C.C., Eison J.A. Active learning: creating excitement in the classroom. ASHE-ERIC Higher Education Report № 1. Washington, DC: School of Education and Human Development, George Washington University; 1991. Accessed May 12, 2023. https://eric.ed.gov/?id=ED336049

14. Prashar A. Assessing the flipped classroom in operations management: a pilot study. Journal of Education for Business. 2015;90(3):126–138. doi:10.1080/08832323.2015.1007904

15. Cil I., Yusuf S. An ANP-based assessment model for lean enterprise transformation. European Journal of Advanced Manufacturing Technology. 2013;64(5-8):1113–1130. doi:10.1007/s00170-012-4047-x

16. McDermott O. The digitalisation and virtual delivery of lean six sigma teaching in an Irish university during COVID-19. In: Powell D.J., Alfnes E., Holmemo M.D.Q., Reke E., eds. Learning in the Digital Era. ELEC 2021. IFIP Advances in Information and Communication Technology: Vol. 610. Cham: Springer; 2022:132–143. doi:10.1007/978-3-030-92934-3_14

17. Callupe M., Rossi M. Learning spaces for engineering education: an exploratory research about the role of lean thinking. In: Powell D.J., Alfnes E., Holmemo M.D.Q., Reke E., eds. Learning in the Digital Era. ELEC 2021. IFIP Advances in Information and Communication Technology: Vol. 610. Cham: Springer; 2022:13–20. doi:10.1007/978-3-030-92934-3_2

18. Tan H.S., Ivander, Oktarina R., Reynaldo V., Sharina C. Conceptual development of learn-ing factory for industrial engineering education in Indonesia context as an enabler of students’ competencies in industry 4.0 era. In: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2020;426(1):012123. doi:10.1088/1755-1315/426/1/012123

19. Bariuad S. 10 interactive training ideas. SC Training Microlearning Blog. Accessed September 27, 2024. https://www.edapp.com/blog/10-interactive-training-ideas

20. Hines P., Netland T.H. Teaching a Lean masterclass in the metaverse. International Journal of Lean Six Sigma. 2023;14(6):1121–1143. doi:10.1108/IJLSS-02-2022-0035

21. Хайруллина М.В., Кислицына О.А. Персонал в системе непрерывных улучшений производственных систем (инструмент Кайдзен). Вопросы инновационной экономики. 2019;9(2):607–618. doi:10.18334/rp.20.5.40640.

22. Dinero D. Training Within Industry: The Foundation of Lean. CRC Press, Boca Raton; 2005. doi:10.1201/b18692

23. Ротер М. Тойота Ката. Лидерство, менеджмент и развитие сотрудников для достижения выдающихся результатов. Санкт-Петербург: Питер; 2014. 304 с.

24. Лайкер Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира ; пер. с англ. 10-е изд. Москва: Альпина; 2016. 400 с.

25. Harris G., Stone K.B., Mayeshiba T., Componation P.J., Farrington P.A. Transitioning from teaching lean tools to teaching lean transformation. Journal of Enterprise Transformation. 2014;4(3):191–204. doi:10.1080/19488289.2014.930545

26. Monetti F. M., Boffa E., de Giorgio A., Maffei A. The impact of learning factories on teaching lean principles in an assembly environment. In: Kim K.Y., Monplaisir L., Rickli J., eds. Flexible Automation and Intelligent Manufacturing: The Human-Data-Technology Nexus. FAIM 2022. Lecture Notes in Mechanical Engineering. Cham: Springer; 2023:271–283. doi:10.1007/978-3-031-18326-3_27

27. Давыдова Н.С. Путь бережливой личности. Особенности пути. Режим доступа: https://www.litres.ru/book/nadezhda-davydova-24133753/put-berezhlivoy-lichnosti-osobennosti-puti-56934283/chitat-onlayn/ (дата обращения 25.07.2023).

28. Aqlan F., Walters E.G., Teaching lean principles through simulation games. Paper presented at 2017 ASEE Annual Conference & Exposition. Columbus, Ohio; 2017. doi:10.18260/1-2-28921

29. Головина О.Д., Воробьева О.А. Возможности внедрения модели управления изменениями Дж. Коттера в проектный менеджмент организации. Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2022;32(5):805–810. doi:10.35634/2412-9593-2022-32-5-805-810

30. Руднев Е.А. Динамика изменений: классика и современность. Инновационные проекты и программы в образовании. 2020;5(71):57–66. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=44784441 (дата обращения 27.07.2023).

31. Пивовар Б. Управление изменениями в образовании. Теория и практика. Образовательная политика. 2020;2(82):86–99. doi:10.22394/2078-838X-2020-2-86-98

32. Mahmudah F.N., Baswedan A.A.-G.R., Usman H., Mardapi D., Putra E.C.S. The importance of partnership management to improve school-to-work transition readiness among vocational high school graduates. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2022;24(5):64–89. doi:10.17853/1994-5639-2022-5-64-89

33. Borisova A., Khayrullina M., Kirichenko E. Сorporate and project Master’s degree program: a new format of interaction between business and university. In: ACM International Conference Proceeding Series. 4. Proceedings of the 4th International Scientific and Practical Conference “Digital Economy and Finances”. New York, NY, USA: Association for Computing Machinery; 2021:77. doi:10.1145/3487757.3490930

34. Безручко П., Шатров Ю., Максимова М. Компетенции неясного будущего. Harvard Business Review Россия. Режим доступа: https://hbr-russia.ru/karera/professionalnyy-i-lichnostnyy-rost/p26131 (дата обращения: 11.08.2023).


Recensión

Para cita:


Spiridonova E.V., Kaloshina T.Yu. Lean production training for technical university students using business simulators. The Education and science journal. 2025;27(2):34-57. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-2-34-57

Número de consultas: 310


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)