Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Организационные проблемы адаптации ординаторов к образовательно-профессиональной деятельности

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-2-58-84

Texto completo:

Resumen

Введение. Проблемы привлечения и сохранения медицинского персонала, совершенствования условий их труда и здоровья необходимо своевременно выявлять, минимизировать и решать еще на уровне ординатуры как основополагающем этапе профессионального медицинского образования. Цель исследования – выявить и сопоставить организационные проблемы адаптации ординаторов к образовательно-профессиональной деятельности по степени распространенности, сложности по оценке самих ординаторов. Методология, методы и методики. Исследование реализовалось в октябре–ноябре 2023 г. Его участниками выступили ординаторы I курса (более 700 человек) из Алтайского, Казанского, Сибирского, Тюменского государственных медицинских университетов. Методы: анализ литературы по проблеме исследования, анкетирование, рефлексивное письмо, анализ и обобщение результатов, ранжирование полученных числовых данных. Результаты. Установлено, что почти половина ординаторов абсолютно удовлетворена обучением по итогам первых месяцев, но наличие проблем подтвердили почти 40 %. Респонденты высоко оценивают наличие куратора от кафедры (более 84 %), недостаточно высоко – наличие клинического наставника (около 61 %), точность инструкций от наставника (58 %), наличие встреч с кураторами, наставниками (53 %), низко – удобство, четкость расписания (41 %). Научная новизна. Исследование значимо для развития теории медицинской педагогики и профессионального медицинского образования. Выявлены и проранжированы оценки ординаторами прямых и косвенных показателей качества организации их подготовки на этапе адаптации. Установлена низкая готовность ординаторов к формулировке рекомендаций, обсуждению вопросов организации их подготовки. Практическая значимость. Полученные результаты практически значимы для организации подготовки ординаторов (разработка программного и учебно-методического обеспечения, тематики тренингов, круглых столов для ординаторов и их преподавателей, разработка специальной программы адаптации), повышения квалификации наставников, преподавателей.

De los autores

О. Игна
Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России
Russian Federation


А. Окороков
Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России
Russian Federation


Л. Смышляева
Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России
Russian Federation


Т. Василькова
Тюменский государственный медицинский университет Минздрава России
Russian Federation


Referencias

1. Крюков А.И., Носуля Е.В., Кунельская Н.Л., Гаров Е.В., Романенко С.Г., Кирасирова Е.А., Хамзалиева Р.Б., Товмасян А.С., Гуров А.В., Кучеров А.Г., Юшкина М.А., Артемьев М.Е. Ординатура – основополагающий этап профессиональной подготовки оториноларинголога. Вестник оториноларингологии. 2023;88(2):93–98. doi:10.17116/otorino20228802193

2. Manzoor S., Sajjad M., Anwar I., Rafi A. Coping strategies adopted by medical residents in dealing with work-related stress: a mixed-methods study. BMC Medical Education. 2022;22:449. doi:10.1186/s12909-022-03520-6

3. Гацура О.А., Дерюшкин В.Г., Гацура С.В. Начинающий врач на пороге клинической ординатуры: ожидания и вызовы. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019;10(3):64–70. doi:10.24411/2220-8453-2019-13007

4. Мельцер Р.И., Лозовик И.П., Недбайлик С.Р., Мамошкин М.М., Шуркин С.В. О различных аспектах клинической ординатуры в современном образовательном контексте. International journal of professional science. 2019;12:9–12. Режим доступа: http://scipro.ru/article/03-12-2019 (дата обращения: 17.03.2024).

5. Иванов Д.О., Александрович Ю.С., Кульбах О.С., Зинкевич Е.Р., Дитковская Л.В., Пшениснов К.В. Качество последипломной подготовки ординаторов. Вестник РАМН. 2019;74(5):333–341. doi:10.15690/vramn1177

6. Шестак Н.В. Ординатура: проблемы формирования и оценивания универсальных компетенций. Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Вузовская педагогика: материалы конференции; 03–04 февраля 2016 г. Красноярск: Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. ВойноЯсенецкого; 2016:353–356. Режим доступа: https://elibrary.ru/vjsbtl (дата обращения: 17.03.2024).

7. Burke G., Melvin L., Ginsburg S. “Patients are the people who teach me the most”: exploring the development of communication skills during internal medicine residency. Journal of Graduate Medical Education. 2023;15(1):59–66. doi:10.4300/JGME-D-22-00433.1

8. Noordman J., Post B., van Dartel A.A.M., Slits M.A., Olde Hartman T.C. Training residents in patient-centred communication and empathy: evaluation from patients, observers and residents. BMC Medical Education. 2019;19:128. doi:10.1186/s12909-019-1555-5

9. Tan X.H., Foo M.A., Lim S.L.H., Lim M.B.X.Y., Chin A.M.C., Zhou J., Chiam M., Krishna L.K.R. Teaching and assessing communication skills in the postgraduate medical setting: a systematic scoping review. BMC Medical Education. 2021;21(1):483. doi:10.1186/s12909-021-02892-5

10. Driever E.M., Tolhuizen I.M., Duvivier R.J., Stiggelbout A.M., Brand P.L.P. Why do medical residents prefer paternalistic decision making? An interview study. BMC Medical Education. 2022;22(1):155. doi:10.1186/s12909-022-03203-2

11. Fujikawa H., Son D., Eto M. Cultural adaptation and validation of Japanese medical resident version of the workplace social capital scale: a cross-sectional study. BMC Medical Education. 2023;23(1):487. doi:10.1186/s12909-023-04469-w

12. Chuented P., Puranitee P., Pakakasama S., Meepanya S. Factors affecting residents’ internal motivation, grit, and well-being. BMC Medical Education. 2023;23(1):779. doi:10.1186/s12909-023-04679-2

13. Shawahna R., Maqboul I., Ahmad O., Al-Issawy A., Abed B. Prevalence of burnout syndrome among unmatched trainees and residents in surgical and nonsurgical specialties: a cross-sectional study from different training centers in Palestine. BMC Medical Education. 2022;22 (1):322. doi:10.1186/s12909-022-03386-8

14. Shah H.P., Salehi P.P., Ihnat J., Kim D.D., Salehi P., Judson B.L., Azizzadeh B., Lee Y.H. Resident burnout and well-being in otolaryngology and other surgical specialities: strategies for change. Otolaryngology – Head and Neck Surgery. 2023;168(2):165–179. doi:10.1177/01945998221076482

15. Kobritz M., Nofi C.P., Demyan L., Farno E., Fornari A., Kalyon B., Patel V. Implementation and assessment of mentoring and professionalism in training (MAP-IT): A humanistic curriculum as a tool to address burnout in surgical residents. Journal of Surgical Education. 2023;80 (1):17–29. doi:10.1016/j.jsurg.2022.11.002

16. Кемелова Г.С., Ташкенбаева В.Б., Аимбетова Д.Б. Роль клинического наставника в практической подготовке резидентов. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023;14(4):129–131. Режим доступа: https://www.rosmedobr.ru/rosmedobr2023/thesis/68500/ (дата обращения: 17.03.2024).

17. Amonoo H.L., Barreto E.A., Stern T.A., Donelan K. Residents’ experiences with mentorship in academic medicine. Academic Psychiatry. 2019;43:71–75. doi:10.1007/s40596-018-0924-4

18. Katayama K., Nishizaki Y., Takada T., Kataoka K., Houchens N., Watari T., Tokuda Y., Ohira Y. Association between mentorship and mental health among junior residents: a nationwide cross-sectional study in Japan. Journal of General and Family Medicine. 2023;5(1):62–70. doi:10.1002/jgf2.671

19. Flurie R.W., Hylton Gravatt L.A., Radwan R.M., Salgado T.M., Donohoe K.L. Residents’ assessment of mentoring received on lecture performance in a teaching and learning curriculum program. Currents in Pharmacy Teaching and Learning. 2022;14(12):1463–1470. doi:10.1016/j.cptl.2022.10.001

20. Joe M.B., Cusano A., Leckie J., Czuczman N., Exner K., Yong H., Ruzycki S., Lithgow K. Mentorship programs in residency: a scoping review. Journal of Graduate Medical Education. 2023;15(2):190– 200. doi:10.4300/JGME-D-22-00415.1

21. Miller E.M., Goldstein C.L., Tintle S., Ravi B., Hogan M.V., Waterman B.R. Current resident and faculty mentorship satisfaction and important mentee functions in orthopedic surgery: An American orthopedic association North American traveling fellowship project. Journal of Surgical Education. 2021;78(5):1735–1754. doi:10.1016/j.jsurg.2021.01.018

22. Sobel J., Hayden S.R., Wardi G. The knowledge gap: mentorship in emergency medicine residency. Annals of Emergency Medicine. 2023;82(1):47–54. doi:10.1016/j.annemergmed.2023.01.026

23. Skipper M., NØhr S.B., Jacobsen T.K., Musaeus P. Organisation of workplace learning: a case study of paediatric residents’ and consultants’ beliefs and practices. Advances in Health Sciences Education. 2016;21(3):677–694. doi:10.1007/s10459-015-9661-6

24. Robbrecht M., Van Winckel M., Norga K., Embo M. Exploring residents and supervisors’ workplace learning needs during postgraduate medical education. International Journal of Medical Education. 2023;14:65–74. doi:10.5116/ijme.625f.bfb1

25. Yaow C.Y.L., Mok H.T., Ng C.H., Devi M.K., Iyer S., Chong C.S. Difficulties faced by general surgery residents. A qualitative systematic review. Journal of Surgical Education. 2020;77(6):1396–1406. doi:10.1016/j.jsurg.2020.06.003

26. Логвинов Ю.И., Орловская А.И. Организация симуляционной мастерской для подготовки врачей-ординаторов к первичной специализированной аккредитации. Виртуальные технологии в медицине. 2023;3(37):180–181. doi:10.46594/2687-0037_2023_3_1662

27. Карлова Н.А., Бойцова М.Г., Зорин Я.П. Организация самостоятельной работы ординаторов по специальности «рентгенология» с элементами симуляционного обучения. Визуализация в медицине. 2020;2(4):3–6. Режим доступа: https://ojs3.gpmu.org/index.php/visual-med/article/view/2593 (дата обращения: 20.03.2024).

28. Рябова Т.В., Жидяевский А.Г., Галимова Л.Л., Мухарямова Л.М. Исследование факторов профессиональной адаптации ординаторов. Казанский педагогический журнал. 2022;4(153):209–216. doi:10.51379/KPJ.2022.154.4.025

29. Рябова Т.В., Марапов Д.И., Жидяевский А.Г., Галимова Л.Л., Мухарямова Л.М. Факторы и условия успешной профессиональной адаптации ординаторов. Казанский медицинский журнал. 2024;105(1):128–136. doi:10.17816/KMJ321747

30. Плотникова И.Е., Лунина Н.А., Гавриш А.В., Берлева С.Ю. Характеристика зависимости индивидуальной оценки качества обучения по программе ординатуры в контексте трудоустройства выпускников ВГМУ им. Н.Н. Бурденко. Мир науки. Педагогика и психология. 2019;3. Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/13PDMN319.pdf (дата обращения: 20.04.2024).

31. Булычева Е.В., Ткаченко И.В., Калинина Е.А., Лозинская Т.Ю. Анализ прогресса самостоятельной работы ординаторов по подготовке к первичной специализированной аккредитации. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023;14(3):22–32. doi:10.33029/2220-8453-2023-14-3-22-32


Recensión

Para cita:


Ignа O.N., Okorokov A.O., Smyshlyaeva L.G., Vasilkova T.N. Organisational challenges in the adaptation of medical residents to educational and professional activities. The Education and science journal. 2025;27(2):58-84. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-2-58-84

Número de consultas: 327


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)