Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Академический стресс и психологические ресурсы достижения образовательных целей

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-2-108-134

Аннотация

Введение. В современном обществе в условиях стремительных изменений особую актуальность приобретают исследования проблемы стресса и психологических ресурсов его преодоления человеком в различных жизненных сферах. Результаты изучения этой проблемы значимы для молодых людей, вступающих во взрослую жизнь. Цель статьи заключается в обсуждении понятия «академический стресс», теоретических подходов, результатов и перспектив эмпирических исследований его влияния на личностные и регуляторные ресурсы академической успешности, психологическое благополучие и профессиональное самоопределение обучающихся юношеского возраста. Результаты и научная новизна. Осуществлен теоретический анализ литературных источников и материалов эмпирических исследований отечественных и зарубежных авторов по проблеме академического стресса. Предложено рабочее определение, рассмотрены его источники и последствия. Проанализированы результаты исследований таких его видов, как острый и хронический стресс. Показано, что острый стресс ситуативен и может не только негативно, но и позитивно влиять на академическую продуктивность, например, в ситуации проверки знаний. В отличие от острого хронический стресс может иметь серьезные негативные последствия для обучающегося, его физического и психологического здоровья. В теоретическом плане рассмотрены возможности ресурсного подхода к исследованию академического стресса и его преодоления, намечены новые направления развития научных представлений о метаресурсной роли осознанной саморегуляции в достижении различных жизненных целей в условиях стресса. В эмпирическом плане впервые поставлены задачи определения универсальных и специальных регуляторных компетенций, позволяющих молодым людям успешно учиться, чувствовать себя благополучными и осуществлять профессиональный выбор в сложных стрессовых ситуациях, а также определения личностных и регуляторных компетенций, которые могут выступить ресурсами «посттравматического роста» у молодежи в трудных жизненных ситуациях. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в педагогической и психологической практике для разработки методов преодоления стресса в образовательной среде.

Об авторах

В. И. Моросанова
Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
Россия

Моросанова Варвара Ильинична – доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, заведующая лабораторией психологии саморегуляции

ResearcherID J-5946-2016 

Москва 



И. Н. Бондаренко
Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
Россия

Бондаренко Ирина Николаевна – кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии саморегуляции

ResearcherID P-6901-2016, Scopus Author ID 56964809500 

Москва 



С. C. Доливец
Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
Россия

Доливец Софья Сергеевна – лаборант лаборатории психологии саморегуляции 

Москва 



Список литературы

1. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г., Потанина А.М., Кондратюк Н.Г., Филиппова Е.В., Цыганов И.Ю. Благополучие, саморегуляция и успеваемость младших подростков: ресурсы и развитие: монография; под общей редакцией В.И. Моросановой. Москва: Издательство Московского университета; 2023. 208 c.

2. Zinchenko Yu.P., Morosanova V.I., Kondratyuk N.G., Fomina T.G. Conscious self-regulation and self-organization of life during the COVID-19 pandemic. Psychology in Russia: State of the Art. 2020;13(4):168–182. doi:10.11621/pir.2020.0411

3. Кондратюк Н.Г., Бурмистрова-Савенкова А.В., Моросанова В.И. От чего зависят профессиональные планы старших школьников.Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2023;3. doi:10.17323/1813-8918-2023-3-500-522

4. Savickas M.L., Porfeli E.J., Hilton T. L., Savickas S. The student career construction inventory. Journal of Vocational Behavior. 2018;106:138–152. doi:10.1016/j.jvb.2018.01.009

5. Yaribeygi H., Panahi Y., Sahraei H., Johnston T. P., Sahebkar A. The impact of stress on body function: a review. EXCLI Journal. 2017;16:1057. doi:10.17179/excli2017-480

6. Занковский А.Н. Профессиональный стресс и функциональные состояния. Организационная психология и психология труда. 2019;4(1):222–243. doi:10.38098/ipran.opwp.2020.16.3.009

7. Хадарцев А.А., Стариков Н.Е., Грачев Р.В. Профессиональный стресс у военнослужащих (обзор литературы). Вестник новых медицинских технологий. 2020;2:74–82. doi:10.24411/1609-2163-2020-16677

8. Selye H. The general adaptation syndrome and the diseases of adaptation. The Journal of Clinical Endocrinology. 1946;6(2):117–230. doi:10.1210/jcem-6-2-117

9. Lazarus R.S., Folkman S. Transactional theory and research on emotions and coping. European Journal of Personality. 1987;1(3):141–169. doi:10.1002/per.2410010304

10. Gross J.J. Emotion regulation: taking stock and moving forward. Emotion, 2013;13(3):359–365. doi:10.1037/a0032135

11. Русалова М.Н. Экспериментальные исследования эмоциональных реакций человека. Москва: Наука; 1979. 171 c. doi:10.25692/asy.2022.16.1.003

12. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Москва: Наука; 1983. 368 c.

13. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. Москва: PerSe; 2006. 523 с.

14. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А., Тарабрина Н.В., Харламенкова Н.Е. Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия, совладание. Москва: Институт психологии РАН; 2016:5–25.

15. Mammadov S. Big five personality traits and academic performance: a meta-analysis. Journal of Personality. 2022;90:222–255. doi:10.1111/jopy.12663

16. Pascoe M.C., Hetrick S.E., Parker A.G. The impact of stress on students in secondary school and higher education. International Journal of Adolescence and Youth. 2020;25(1):104–112. doi:10.1080/02673843.2019.1596823

17. Yousif M.A., Arbab A.H., Yousef B.A. Perceived academic stress, causes, and coping strategies among undergraduate pharmacy students during the COVID-19 pandemic. Advances in Medical Education and Practice. 2022;13:189–197. doi:10.2147/AMEP.S350562

18. Su S., Lin X., McElwain A. Parenting, loneliness, and stress in Chinese international students: do parents still matter from thousands of miles away? Journal of Family Studies. 2023;29(1): 255–268. doi:10.1080/13229400.2021.1910540

19. Markin V.V., Silin A.N., Vershinin I.S. Human health in the Arctic: socio-spatial discourse (case study of the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug). Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2020;13(5):182–199. doi:10.15838/esc.2020.5.71.11

20. Кузнецова А.С., Титова М.А., Злоказова Т.А. Психологическая саморегуляция функционального состояния и профессиональная успешность. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019;1:51–68. doi:10.11621/vsp.2019.01.51

21. Александрова Л.А., Дмитриева С.О. Дети в условиях войны: обзор зарубежных исследований. Современная зарубежная психология. 2024;13(1):139–149. doi:10.17759/jmfp.2024130113

22. Tamannaeifar M., Shahmirzaei S. Prediction of academic resilience based on coping styles and personality traits. Practice in Clinical Psychology. 2019;7(1):1–10. doi:10.32598/jpcp.7.1.1

23. Carver C.S., Connor-Smith J. Personality and coping. Annual Review of Psychology. 2010;61(1):679– 704. doi:10.1146/annurev.psych.093008.100352

24. Семина М.В., Федорова Е.П. Проявление академического стресса у студентов: теоретические аспекты исследования. Северо-Кавказский психологический вестник. 2023;21(3):63–74. doi:10.21702/ncpb.2023.3.5

25. Chandra Y. Online education during COVID-19: perception of academic stress and emotional intelligence coping strategies among college students. Asian Education and Development Studies. 2021;10(2):229–238. doi:10.1108/AEDS-05-2020-0097

26. De la Fuente J., Amate J., González-Torres M.C., Artuch R., García-Torrecillas J.M., Fadda S. Effects of self-regulation vs. external regulation on the factors and symptoms of academic stress in undergraduate students. Frontiers in Psychology. 2020;11:1773. doi:10.3389/fpsyg.2020.01773

27. Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2021;(1):3–37. doi:10.11621/vsp.2021.01.01

28. Rettie H., Daniels J. Coping and tolerance of uncertainty: Predictors and mediators of mental health during the COVID-19 pandemic. American Psychologist. 2021;76(3):427. doi:10.1037/amp0000710

29. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Структурно-интегративный подход к анализу функциональных состояний: история создания и перспективы развития. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019;(1):13–33. doi:10.11621/vsp.2019.01.13

30. Vogel S., Schwabe L. Learning and memory under stress: implications for the classroom. Science of Learning. 2016;1(1):1–10. doi:10.1038/npjscilearn.2016.11

31. Shields G.S., Sazma M.A., McCullough A.M., Yonelinas A.P. The effects of acute stress on episodic memory: A meta-analysis and integrative review. Psychological Bulletin. 2017;143(6):636. doi:10.1037/bul0000100

32. Sirois F.M. Procrastination and stress: a conceptual review of why context matters. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2023;20(6):5031. doi:10.3390/ijerph20065031

33. Madanes S.B., Levenson-Palmer R., Szuhany K.L., Malgaroli M., Jennings E.L., Anbarasan D., Simon N.M. Acute stress disorder and the COVID-19 pandemic. Psychiatric Annals. 2020;50(7):295–300. doi:10.3928/00485713-20200611-01

34. Wuthrich V.M., Jagiello T., Azzi V. Academic stress in the final years of school: a systematic literature review. Child Psychiatry & Human Development. 2020;51(6):986–1015. doi:10.1007/s10578-020-00981-y

35. Dempster K.S., O’Leary D.D., MacNeil A.J., Hodges G.J., Wade T.J. Linking the hemodynamic consequences of adverse childhood experiences to an altered HPA axis and acute stress response. Brain, Behavior, and Immunity. 2021;93:254–263. doi:10.1016/j.bbi.2020.12.018

36. Kan F.P., Raoofi S., Rafiei S., Khani S., Hosseinifard H., Tajik F., Raoofi N., Ahmadi S., Aghalou S., Torabi F., Dehnad A., Rezaei S., Hosseinipalangi Z., Ghashghaee A. A systematic review of the prevalence of anxiety among the general population during the COVID-19 pandemic. Journal of Affective Disorders. 2021;293:391–398. doi:10.1016/j.jad.2021.06.073

37. Ruthig J.C., Hanson B.L., Pedersen H., Weber A., Chipperfield J.G. Later life health optimism, pessimism and realism: psychosocial contributors and health correlates. Psychology & Health. 2011;26(7):835–853. doi:10.1080/08870446.2010.506574

38. Alsalhi A.H., Almigbal T.H., Alsalhi H.H., Batais M.A The relationship between stress and academic achievement of medical students in King Saud University: a cross-sectional study. Kuwait Medical Journal. 2018; 50(1):60–65. doi:10.1155/2022/3220042

39. DelaCruz P.J., Aquino A.M., Curioso M., Tia D.J., Samonte S.L., Policarpio J.G. The impact of stress to the quality of life of the college students during the COVID-19 pandemic. Psychology and Education: a Multidisciplinary Journal. 2022;2(3):196–211. doi:10.5281/zenodo.6626151

40. Попова Т.А., Семерикова П.А. Субъективное благополучие, психологическая безопасность и стратегии преодоления стресса студентов. Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2023;1. doi:10.24412/2308-717Х-2023-1-51-57

41. Моросанова В.И., Филиппова Е.В. От чего зависит надежность действий учащихся на экзамене. Вопросы психологии. 2019;1:65–78.

42. Çırak Y. University entrance exams from the perspective of senior high school students. Journal of Education and Training Studies. 2016;4(9):177–185. doi:10.11114/jets.v4i9.1773

43. Sari S.A., Bilek G., Celik E. Test anxiety and self-esteem in senior high school students: a cross-sectional study. Nordic Journal of Psychiatry. 2018;72(2):84–88. doi:10.1080/08039488.2017.1389986

44. Hadwin A.F., Sukhawathanakul P., Rostampour R., Bahena-Olivares L.M. Do self-regulated learning practices and intervention mitigate the impact of academic challenges and COVID-19 distress on academic performance during online learning? Frontiers in Psychology. 2022;3. doi:10.3389/fpsyg.2022.813529

45. Блинникова И.В., Матюшин В.В., Гущин М.В., Ланге М.Д. Вклад диспозициональной осознанности в сопротивление острому и хроническому стрессу у медицинского персонала в период пандемии COVID’19. Национальный психологический журнал. 2022;4(48):53–64. doi:10.11621/npj.2022.0406

46. Batabyal A., Bhattacharya A., Thaker M., Mukherjee S.A. longitudinal study of perceived stress and cortisol responses in an undergraduate student population from India. PLoS ONE. 2021;16(6):e0252579. doi:10.1371/journal.pone.0252579

47. Schraml K., Perski A., Grossi G., Makower I. Chronic Stress and Its Consequences on Subsequent Academic Achievement among Adolescents. Journal of Educational and Developmental Psychology. 2012;2(1):69. doi:10.5539/jedp.v2n1p69

48. Lin L., He G., Yan J., Gu C., Xie J. The effects of a modified mindfulness-based stress reduction program for nurses: a randomized controlled trial. Work Place Health & Safety. 2019;67(3):111–122. doi:10.1177/2165079918801633

49. Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция произвольной активности человека как психологический ресурс достижения целей. Теоретическая и экспериментальная психология. 2014;7(4):62–78.

50. Shapiro S.L., Shapiro D.E., Schwartz G.E. Stress management in medical education: a review of the literature. Academic Medicine. 2000;75:748–759. doi:10.1097/00001888-200007000-00023

51. Крюкова Т.Л., Екимчик О.А., Опекина Т.П., Шипова Н.С. Стресс и совладание в семье в период самоизоляции во время пандемии COVID-19. Социальная психология и общество. 2020;11(4):120–134. doi:10.17759/sps.2020110409

52. Прохоров А.О., Валиуллина М.Е., Юсупов М.Г. Особенности ментальной регуляции познавательных состояний школьников в зависимости от уровня стрессогенности ситуации. Теоретическая и экспериментальная психология. 2024;17(2):144–157. doi:10.11621/TEP-24-17

53. Моросанова В.И., Леонова А.Б., Кондратюк Н.Г., Качина А.Н. Особенности осознанного саморегулирования при развитии острого и хронического стресса у спасателей. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Под ред. А.Л. Журавлев, В.А. Бодров. Москва: ИП РАН. 2009;1:279–297.

54. Моросанова В.И. Психология осознанной саморегуляции: от истоков к современным исследованиям. Теоретическая и экспериментальная психология. 2022;3(15):57–82. doi:10.24412/2073-0861-2022-3-57-82

55. Кондратюк Н.Г., Цыганов И.Ю., Колесникова И.М., Моросанова В.И. Регуляторные ресурсы жизненных планов человека в условиях неопределенности (на примере ситуации распространения пандемии COVID-19 в России). Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(1):7–24. doi:10.21702/rpj.2022.1.11

56. Baumeister R., Vohs K.D., Tice D.M. The strength model of self-control. Current Directions in Psychological Science. 2007;16(6):351–355. doi:10.1111/j.1467-8721.2007.00534.x

57. Beiter R., Nash R., McCrady M., Rhoades D., Linscomb M., Clarahan M., Sammut S. The prevalence and correlates of depression, anxiety, and stress in a sample of college students. Journal of Affective Disorders. 2015;173:90–96. doi:10.1016/j.jad.2014.10.054

58. Amanvermez Y., Zhao R., Cuijpers P., de Wit L.M., Ebert D.D., Kessler R.C., Karyotaki E. Effects of self-guided stress management interventions in college students: a systematic review and meta-analysis. Internet Interventions. 2022;28:100503. doi:10.1016/j.invent.2022.100503

59. Martos Martínez Á., Molero Jurado M.D.M., Pérez-Fuentes M.D.C., Barragán Martín A.B., Simón Márquez M.D.M., Tortosa Martínez B.M., Gázquez Linares J.J. Self-efficacy, positive future outlook and school burnout in Spanish adolescents. Sustainability. 2021;13(8):4575. doi:10.3390/su13084575

60. Klapp T., Klapp A. Gustafsson JE. Relations between students’ well-being and academic achievement: evidence from Swedish compulsory school. European Journal of Psychology of Education. 2024;39:275–296. doi:10.1007/s10212-023-00690-9

61. Хазова С.А., Шипова Н.С. Индивидуальные ресурсы и гибкость копинг-поведения в разные возрастные периоды. Смоленский медицинский альманах. 2021;4:215–219. doi:10.37963/SMA.2021.4.340

62. Рассказова Е.И, Гордеева Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований. Психологические исследования. 2011;4(17):1–12. doi:10.54359/ps.v4i17.850

63. Маракшина Ю.А., Исматуллина В.И., Лобаскова М.М. Стресс и стратегии совладания у студенческой молодежи: обзор исследований. Клиническая и специальная психология. 2024;13(2):5–33. doi:10.17759/cpse.2024130201

64. Fomina T.G., Morosanova V.I. Self-regulation, maths self-efficacy, maths interest and mathematics achievement. New Trends and Issues Proceedings on Humanities and Social Science. 2017;4(6):33–40. doi:10.18844/prosoc.v4i6.2909

65. Войтехович Т.С., Симонова Н.Н. Особенности саморегуляции работников различных групп профессий вахтового труда на Крайнем Севере. Российский психологический журнал. 2018;2:133–168. doi:10.21702/rpj.2018.2.6

66. Терехина А.Н. «Учебная нарта» и керосинка, или TundraSkills для кочевого воспитателя. Сибирские исторические исследования. 2018;(4):42–65. doi:10.17223/2312461X/22/3

67. Wang M.T., Hofkens T.L. Beyond classroom academics: a school-wide and multi-contextual perspective on student engagement in school. Adolescent Research Review. 2020;5(4):419–433. doi:10.1007/s40894-019-00115-z

68. Фомина Т.Г., Моросанова В.И. Особенности взаимосвязи осознанной саморегуляции, субъективного благополучия и академической успеваемости у младших школьников. Экспериментальная психология. 2019;12(3):164–175. doi:10.17759/exppsy.2019120313

69. Potanina A.M., Morosanova V.I. Individually-typological features of the relationship of conscious self-regulation, psychological well-being, and academic achievement in 6th grade students. New Ideas in Child and Educational Psychology.2023;1–2(4):27–47. doi:10.11621/nicep.2023.0402

70. Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г., Потанина А.М. Регуляторные ресурсы профессионального самоопределения обучающихся в условиях стресса: исследовательские подходы и теоретические основания. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2024;47(2):31–60. doi:10.11621/LPJ-24-14

71. Harahap N., Badrujaman A., Hidayat D. Determinants of academic stress in students. Bisma. The Journal of Counseling. 2022;6(3):335–345.

72. Данилова М.В. Жизнестойкость и выбор способов реагирования на стрессовые ситуации в подростковом возрасте в связи с детско-родительскими отношениями. Национальный психологический журнал. 2023;1(49):32–43. doi:10.11621/npj.2023.0103

73. Fullerton D.J., Zhan L.M., Kleitman S. An integrative process model of resilience in an academic context: resilience resources, coping strategies, and positive adaptation. PloS ONE. 2021;16(2):e0246000. doi:10.1371/journal.pone.0246000

74. Fomina T.G., Burmistrova-Savenkova A.V., Morosanova V.I. Self-regulation and psychological well-being in early adolescence: a two-wave longitudinal study. Behavioral Sciences. 2020; 10(3):67. doi:10.3390/bs10030067

75. Дехтяренко А.А., Савченко Н.Л., Шлягина Е.И. О различном вкладе личностных характеристик в компоненты субъективного благополучия. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2023;46(3):120–142. doi:10.11621/LPJ-23-30

76. Amaral F.A., Krägeloh C., Henning M.A., Moir F. Career indecision, depressive symptoms, self-efficacy and negative thoughts when transitioning from high school: a scoping review. Australian Journal of Career Development. 2023;32(2):158–169. doi:10.1177/10384162231180339

77. Arbona C., Fan W., Phang A., Olvera N., Dios M. Intolerance of uncertainty, anxiety, and career indecision: a mediation model. Journal of Career Assessment. 2021;29(4):699–716. doi:10.1177/10690727211002564

78. Shin Y.J., Lee J.Y. Self-Focused Attention and career anxiety: the mediating role of career adaptability. The Career Development Quarterly. 2019; 67(2):110–125. doi:10.1002/cdq.12175

79. Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г. Выбор профессии и осознанная саморегуляция человека. В книге: Знаков В.В., Журавлев А.Л. Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности. Москва: Институт психологии РАН; 2018:1982–1988.

80. Абульханова К.А. Онтологический подход С. Л. Рубинштейна в методологии изучения личности и субъекта. В сборнике: Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна. Под редакцией К.А. Абульхановой. Москва: Институт психологии РАН; 2011:62–80. Режим доступа: http://www.slrubinstein-society.ru/engine/documents/document401.pdf (дата обращения: 11.08.2024).


Рецензия

Для цитирования:


Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Доливец С.C. Академический стресс и психологические ресурсы достижения образовательных целей. Образование и наука. 2025;27(2):108-134. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-2-108-134

For citation:


Morosanova V.I., Bondarenko I.N., Dolivec S.S. Academic stress and psychological resources for achieving educational goals. The Education and science journal. 2025;27(2):108-134. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-2-108-134

Просмотров: 384


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)