Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Отношение к искусственному интеллекту в профессиональной и личной жизни

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-2-159-174

Аннотация

Введение. Цифровая компетентность рассматривается как ключ к занятости, образованию и социальной сфере в XXI веке. При этом не существует универсальной основы для изучения отношения к искусственному интеллекту (ИИ) и его использованию в профессиональной и личной жизни. Цель. Целью настоящего исследования является определение отношения респондентов к преимуществам и угрозам ИИ, которые могут способствовать или препятствовать процессу интеграции интеллектуального ИИ в разные аспекты жизни. Методология, методы и методики. В этой статье представлены результаты пилотного исследования отношения к ИИ, проведенного на выборке из 125 болгарских студентов и специалистов. Дизайн исследования смешанный (количественный и качественный) и включает шкалы, фокус-группы и интервью. Результаты и научная новизна. Установлено, что как молодые, так и взрослые люди основывают свои мнения на оценке эффективности ИИ и находят положительные последствия в связи с облегчением выполнения задач, но имеют серьезные сомнения относительно безопасности работы и использования ИИ в социальной сфере и подчеркивают, что навыки ИИ должны стать частью образования. Выделенные будущие направления исследований связаны с дифференциацией образовательных, профессиональных и личных сфер, а также самооценкой цифровой грамотности с точки зрения фактических данных и современного уровня развития. Практическая значимость. Результаты исследования сосредоточены на осознанном мышлении, состоянии образовательной среды и редизайне образовательного контента, в частности, на формах критического взаимодействия и использовании ИИ.

Об авторах

М. Ю. Ценов
Софийский университет им. Св. Климента Охридского
Болгария

 Ценов Мартин Юлиянов – главный ассистент, профессор факультета образования и искусств 

ResearcherID KFR-1904-202419 

София 



М. A. Бакрачева
Софийский университет им. Св. Климента Охридского
Болгария

Бакрачева Маргарита Ангелова – доктор психологических наук, профессор факультета образования и искусств  

ResearcherID AAL-2154-2021 

София 



Список литературы

1. Vuorikari R., Kluzer S., Punie Y. DigComp 2.2: The Digital Competence Framework for Citizens – With New Examples of Knowledge, Skills and Attitudes. Luxembourg: Publications Office of the European Union; 2022. doi:10.2760/115376

2. Chen M., Zhou C., Meng C., Wu D. How to promote Chinese primary and secondary school teachers to use ICT to develop high-quality teaching activities. Educational Technology Research and Development. 2019;67:1593–1611. doi:10.1007/s11423-019-09677-0

3. EC. Ethical Guidelines on the Use of Artificial Intelligence and Data in Teaching and Learning for Educators. 2022. doi:10.2766/760081

4. World Bank. The Vital Role of Digital Skills in Building an Inclusive, Smart, Safe, and Sustainable Digital Economy. 2023;8. Accessed August 22, 2023. https://thedocs.worldbank.org/en/doc/bb8df-6fa28c514bf846d1ddc2cbef2a1-0140022023/related/December-2023-Digital-Skills-Skills4Dev.pdf

5. García R.C., Buzón-García O., De Paz-Lugo P. Improving future teachers’ digital competence using active methodologies. Sustainability. 2020;12(18):7798. doi:10.1186/s41239-022-00376-0

6. Van Laar E., Van Deursen A.J.A.M., Van Dijk J.A.G.M., De Haan J. The relation between 21st century skills and digital skills: a systematic literature review. Computers in Human Behavior. 2017;72:577– 588. doi:10.1016/j.chb.2017.03.010

7. Kieslich K., Lünich M., Marcinkowski F. The Threats of Artificial Intelligence Scale (TAI): development, measurement and test over three application domains. International Journal of Social Robotics. 2021;13. doi:10.1007/s12369-020-00734-w

8. Stone P., Brooks R., Brynjolfsson E., Calo R., Etzioni O., Hager G., et al. Artificial intelligence and life in 2030. In: Proceedings of the One Hundred Year Study on Artificial Intelligence: Report of the 2015–2016. Stanford, CA: Stanford University; 2016. Accessed August 22, 2023. http://ai100.stanford.edu/2016-report

9. Kok J.N., Boers E.J., Kosters W.A., Van Der Putten P., Poel M. Artificial intelligence: definition, trends, techniques, and cases. In: Knowledge for Sustainable Development: An Insight into the Encyclopedia of Life Support Systems. Eolss Publishers; 2009:1095–1107.

10. Fehler W. Sztuczna inteligencja – szansa czy zagro˙ zenie? Studia Bobolanum. 2017;3(28):69–83. (In Polish)

11. Zheng N., Liu Z., Ren P., Ma Y., Chen S., Yu S., Xue J., Chen B., Wang F. Hybrid-augmented intelligence: collaboration and cognition. Frontiers of Information Technology & Electronic Engineering. 2017;18(2):153–179. doi:10.1631/fitee.1700053

12. Suh W., Ahn S. Development and validation of a scale measuring student attitudes toward artificial intelligence. SAGE Open. 2022;12(2). doi:10.1177/21582440221100463

13. Shandilya E., Fan M. Understanding older adults’ perceptions and challenges in using ai-enabled everyday technologies. In: Proceedings of the Tenth International Symposium of Chinese CHI (Chinese CHI ‘22). New York, NY, USA: Association for Computing Machinery; 2024:105–116. doi:10.1145/3565698.3565774

14. Bochniarz K., Czerwiński S., Sawicki A., Atroszko P. Attitudes to AI among high school students: understanding distrust towards humans will not help us understand distrust towards AI. Personality and Individual Differences. 2021;118:111299. doi:10.1016/j.paid.2021.111299

15. Nazaretsky T., Ariely M., Cukurova M., Alexandron G. Teachers’ trust in AI-powered educational technology and a professional development program to improve it. British Journal of Educational Technology. 2022;53. doi:10.1111/bjet.13232

16. Sindermann C., Sha P., Zhou M., Wernicke J., Schmitt H., Li M., et al. Assessing the attitude towards artificial intelligence: introduction of a short measure in German, Chinese, and English language. Künstliche Intelligenz. 2021;35:109–118. doi:10.1007/s13218-020-00689-0

17. Nussberger A.M., Luo L., Celis L.E., Crockett M.J. Public attitudes value interpretability but prioritize accuracy in Artificial Intelligence. Nature Communications. 2022;13:5821. doi:10.1038/s41467-022-33417-3

18. Neudert A.K., Philip N.H. Global Attitudes Towards AI, Machine Learning & Automated Decision Making. Working paper 2020. Oxford, UK: Oxford Commission on AI & Good Governance; 2020. Accessed August 22, 2023. https://oxcaigg.oii.ox.ac.uk

19. Schepman A., Rodway P. Initial validation of the general attitudes towards Artificial Intelligence Scale. Computers in Human Behavior Reports. 2020;1(2):100014. doi:1016/j.chbr.2020.100014

20. Arsenault A. Microtargeting, Automation, and Forgery: Disinformation in the Age of Artificial Intelligence. 2020. Major Research Paper. US: University of Ottawa; 2020. Accessed August 22, 2023. https://ruor.uottawa.ca/bitstream/10393/40495/1/ARSENAULT%2C%20Amelia_20201%20-%20WEB.pdf

21. Schepman A., Rodway P. The General Attitudes towards Artificial Intelligence Scale (GAAIS): confirmatory validation and associations with personality, corporate distrust, and general trust. International Journal of Human-Computer Interaction. 2022;39(13):2724–2741. doi:10.1080/10447318.2022.2085400

22. Blagoycheva H. Изкуствен интелект и корпоративна социална отговорност – сблъсък и нови възможности = The human resources of the organization in the context of the concept of corporate social responsibility. Известия. Списание на Икономически университет – Варна = Izvestiya. Journal of Economics, Management and Informatics, University of Economics Varna. 2021;65(1):55–69. (In Bulgarian) Accessed August 22, 2023. https://journal.ue-varna.bg/uploads/20210804082122_492378992610a4e027cc05.pdf

23. Stein J.P., Messingschlager T., Gnambs T., Hutmacher F., Appel M. Attitudes towards AI: measurement and associations with personality. Scientific Reports. 2024;14. doi:10.1038/s41598-024-53335-2

24. Park J., Woo S., Kim J. Attitudes towards artificial intelligence at work: scale development and validation. Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2024;97(3). doi:10.1111/joop.12502

25. Lichtenthaler U. Extremes of acceptance: employee attitudes toward artificial intelligence. Journal of Business Strategy. 2020;41(5):39–45. doi:10.1108/JBS-12-2018-0204

26. Bergdahl J., Latikka R., Celuch M., Savolainen I., Soares Mantere E., Savela N., Oksanen A. Self-determination and attitudes toward artificial intelligence: cross-national and longitudinal perspectives. Telematics and Informatics. 2023;82:102013. doi:10.1016/j.tele.2023.102013

27. Pokrivcakova S. Pre-service teachers’ attitudes towards artificial intelligence and its integration into EFL teaching and learning. Journal of Language and Cultural Education. 2024;11:100–114. doi:10.2478/jolace-2023-0031

28. Kim N.J., Kim M.K. Teacher’s perceptions of using an artificial intelligence-based educational tool for scientific writing. Frontiers in Education. 2022;7:755914. doi:10.3389/feduc.2022.755914

29. Simuț R., Simuț V., Bădulescu D., Bădulescu A. Artificial Intelligence and the modelling of teachers’ competencies. Amfiteatru Economic. 2024;26(65):181–200. doi:10.24818/EA/2024/65/181

30. Duong N.T., Pham Thi T.D. How does AI recruitment influence satisfaction among student job-seekers? The role of self-efficacy as a moderator and mediator. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2022;24(8):64–94. doi:10.17853/1994-5639-2022-8-64-94

31. Kushkin N.A., Timofeyeva O.A. Co-author, assistant, muse, tool: how students, teachers and creative workers see the role of AI in their practices. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2024;5:60–84. doi:10.14515/monitoring.2024.у5.2604

32. Cojean S., Brun L., Amadieu F., Dessus P. Teachers’ attitudes towards AI: what is the difference with non-AI technologies? In: Proceedings of the Annual Meeting of the Cognitive Science Society. 2023;45. Accessed August 22, 2023. https://escholarship.org/uc/item/0r55s1jb


Рецензия

Для цитирования:


Ценов М.Ю., Бакрачева М.A. Отношение к искусственному интеллекту в профессиональной и личной жизни. Образование и наука. 2025;27(2):159-174. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-2-159-174

For citation:


Tsenov M.Y., Bakracheva M.A. Attitudes towards artificial intelligence in professional and personal life. The Education and science journal. 2025;27(2):159-174. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-2-159-174

Просмотров: 458


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)