Креативные индустрии и образование: от мифов к интегративной модели креативности
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-3-9-35
Resumen
Введение. Активное развитие творческих (креативных) индустрий формирует запрос на совершенствование системы образования. Цель статьи – сформировать интегративное представление о креативности, что позволит, в свою очередь, успешно проектировать условия и технологии ее развития в образовательном процессе. Методология, методы и методики. Представленный в статье теоретико-методологический анализ заявленной темы основан на синергетическом, деятельностном, ценностно-регулятивном методологических подходах. Результаты. В соответствии с гипотезой исследования были выявлены «мифы» или односторонние представления о креативности, которые являются наиболее частым препятствием для включения практик по развитию креативности в образование. Проведенный анализ позволил сформировать интегративную модель креативности как единства дивергентного и конвергентного мышления; спонтанности и технологичности; расфокусированности (блуждающая креативность) и фокусировки в творческом поиске на ценностях, смыслах и приоритетах. Научная новизна заключается в том, что в отличие от структурно-интегративных моделей предлагается рассматривать креативность как сложный нелинейный процесс, флуктуирующий в каждой конкретной творческой ситуации между хаосом и порядком, спонтанностью и технологичностью, расфокусированностью и ценностно целевой фокусировкой. Интегративный характер креативности определяется природой сложных самоорганизующихся систем. Практическая значимость. Предлагаемый интегративный подход позволяет определить ориентиры совершенствования образования и, главным образом, подготовки будущих педагогов профессионального обучения в области креативных индустрий, так как не просто описываются факторы креативности, но задаются параметры проектирования образовательных технологий.
Del autor
Л. АндрюхинаRussian Federation
Referencias
1. Ахьямова И.А., Беляева М.А., Боталов А.М. Аналитика культурных индустрий: до и после [пандемии]. Екатеринбург: Екатеринбургская академия современного искусства; 2020. 238 с. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=44542546 (дата обращения: 20.10.2024).
2. Аузан А.А. Цифровая экономика как экономика: институциональные тренды. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2019;6:12–19. doi:10.38050/01300105201963
3. Зеленцова Е., Гладких Н. Творческие индустрии: теории и практики. Москва: TB RUGRAM; 2022. 222 c. Режим доступа: https://ion.ranepa.ru/upload/medialibrary/fbd/Gid_Spravoch-nik-Tvorcheskie_kreativnye_industrii.pdf (дата обращения: 20.10.2024).
4. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры. Вопросы философии. 1984;10:86–99. Режим доступа: https://www.gpntb.ru/win/mentsin/mentsin2189d.html (дата обращения: 20.10.2024).
5. Ковешникова Н.А. Из истории дизайн-образования: художественная подготовка в рамках средневекового ремесленного ученичества. Мир науки, культуры, образования. 2009;5(17):146–148. Режим доступа: https://www.amnko.ru/Jurnali/(17)%202009/MNKO_2009-5.pdf (дата обращения: 20.10.2024).
6. Йоас Х. Креативность действия. Санкт-Петербург: Алетейя; 2005. 320 с. Режим доступа: https://studfile.net/preview/431280/ (дата обращения: 20.10.2024).
7. Боно Э. де. Серьезное творческое мышление. Санкт-Петербург: Поппури; 2005. 416 с. Режим доступа: https://predanie.ru/book/195577-sereznoe-tvorcheskoe-myshlenie/ (дата обращения: 20.10.2024).
8. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход. Образование и наука. 2003;5(23):79–90. Режим доступа: https://elar.rsvpu.ru/bit-stream/123456789/37785/1/edscience_2003_05_009.pdf (дата обращения: 20.10.2024).
9. Максимова С.В. Концепция дуальности неадаптивной и адаптивной активности в творчестве. Психологическая газета. 2014. Режим доступа: https://psy.su/feed/3765/ (дата обращения: 20.10.2024).
10. Кирьякова А.В. Аксиология креативности: монография. Москва: Дом педагогики; 2014. 225 с. Режим доступа: http://www.osu.ru/doc/1041/kaf/6701/prep/1391 (дата обращения: 20.10.2024).
11. Кирьякова А.В. Креативность сквозь призму аксиологии. Педагогический журнал Башкортостана. 2021;2:10–20. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnost-skvoz-prizmu-aksiologii/viewer (дата обращения: 20.10.2024).
12. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. В книге: Психология мышления / Под ред. А.М. Матюшкина. Москва; 1965:433–456. Режим доступа: https://www.metodolog.ru/00736/00736.html (дата обращения: 20.10.2024).
13. Андрюхина Л.М., Жаркова Д.В. Концептуальные основания определения профессиональных дефицитов педагогов в области развития креативного потенциала студентов. Педагогический эксперимент: подходы и проблемы. 2022;8:17–28.
14. Lubart T. Сreativity and convergent thinking: reflections, connections and practical considerations. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2016;4:7–15. doi:10.22363/2313-1683-2016-4-7-15
15. Кук П. Креатив приносит деньги. Минск: Гревцов Паблишер; 2007. 384 с. Режим доступа: https://www.livelib.ru/book/1000274386-kreativ-prinosit-dengi-piter-kuk (дата обращения: 20.10.2024).
16. Аппело Ю. Agile-менеджмент: Лидерство и управление командами. Москва: Альпина Паблишер; 2018. 534 с. Режим доступа: https://www.litres.ru/book/urgen-appelo/agile-menedzhment-liderstvo-i-upravlenie-komandami-35478823/chitat-onlayn/ (дата обращения: 20.10.2024).
17. Баркер Дж. Парадигмы мышления. Москва: Альпина Бизнес Букс; 2007. 192 с. Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003049824/ (дата обращения: 20.10.2024).
18. Фоменко Е.С. Развитие инструментальной импровизации в эпоху ренессанса. Universum: филология и искусствоведение: электронный научный журнал. 2022;1(91). Режим доступа: https://7universum.com/ru/philology/archive/item/12963 (дата обращения: 20.10.2024).
19. Витаньи И. Общество, культура, социология. Москва: Прогресс; 1984. 288 с. Режим доступа: https://studfile.net/preview/19957286/ (дата обращения: 20.10.2024).
20. Гладуэлл М. Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего? Москва: Манн, Иванов и Фербер; 2021, 302 с. Режим доступа: https://www.mann-ivanov-ferber.ru/assets/files/bookparts/the-story-of-succes/genii_read.pdf?srsltid=AfmBOoocqJqWiebIla0V_qHQrNgCu74vU51qJHL-6cR2pDnchJ2LKLbC0 (дата обращения: 20.10.2024).
21. Андрюхина Л.М. Креативность, креативный капитал и креативные практики в образовании: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. проф.-пед. ун-т; 2019. 238 с. Режим доступа: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/42766/1/978-5-8050-0767-6_2023.pdf (дата обращения: 20.10.2024).
22. Rush M.R. Creative thinking in engineering education: lessons from students at the Massachusetts Institute of Technology. Massachusetts: Massachusetts Institute of Technology; 2009. 83 p. Accessed October 20, 2024. https://www.researchgate.net/publication/42437135_Creative_thinking_in_engineering_education_lessons_from_students_at_the_Massachusetts_Institute_of_Technology
23. Андрюхина Л.М., Ожиганова Д.А. Креативный потенциал будущих педагогов: диагностика и преодоление барьеров развития. Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022;4(12):75–91. doi:10.17853/2686-8970-2022-4-75-91
24. Hutson J., Lively J., Robertson B., Cotroneo P., Lang M. Creative Convergence: The AI Renaissance in Art and Design. Switzerland, Cham: Springer Nature Switzerland; 2023. 237 p. doi:10.1007/978-3-031-45127-0
25. Patel K.Craft as a Creative Industry.London: Taylor & Francis; 2024 .116 p.doi:10.4324/9781003301714
26. Campbell M. Reimagining the Creative Industries: Youth Creative Work, Communities of Care. London: Routledge; 2021. 228 p. doi:10.4324/9781003031338
27. Martens J. Creativity Fieldguide: Powerful Creativity Techniques and How to Use Them. US, San Jose: Katalysor Publishing; 2019. 114 p.
28. Brem A., Puente-diaz R., Agogue M. Role of Creativity in the Management of Innovation – State of the Art and Future Research Outlook. World Scientific Books, World Scientific Publishing Co. Pte. Ltd.; 2017. 300 p. doi:10.1142/q0059
29. Goller I., Bessant J.R. Creativity for Innovation Management: Tools and Techniques for Creative Thinking in Practice. London: Routledge; 2023. 272 p. doi:10.4324/9781003226178
30. Dawson P., Andriopoulos C., Andriopoulos C., Pattinson S. Managing Change, Creativity and Innovation. London: SAGE Publications; 2024 . 632 p. Accessed October 20, 2024. https://library.ucyp.edu.my/wp-content/uploads/2023/08/Managing-Change-Creativity-and-Innovation_nodrm.pdf
31. Duxbury N., Albino S., Pato de Carvalho C. Creative Tourism: Activating Cultural Resources and Engaging Creative Travellers. Boston: CAB International; 2021. 299 p. doi:10.1079/9781789243536.0000
32. Leng Khoo S., Shu Fun Chang N. Creative City as an Urban Development Strategy: The Case of Selected Malaysian Cities. Switzerland, Cham: Springer Nature Switzerland; 2021. 201 p. doi:10.1007/978-981-16-1291-6
33. Kapoor H., Kaufman J.C. Creativity and Morality. London, UK; San Diego, US; Cambridge, US; Ox ford, UK: Elsevier. Academic Press; 2022. 330 p.
34. Kalpokienė J. Law, Human Creativity and Generative Artificial Intelligence: Regulatory Options. Oxford: Taylor & Francis Group; 2024. 122 p. doi:10.4324/9781003464976
35. Pagani M., Champion R. Artificial Intelligence for Business Creativity. Oxford: Taylor & Francis Group; 2023. 156 p. doi:10.4324/9781003287582
36. Грязева-Добшинская В.Г., Колтунов Е.И., Коробова С.Ю., Глухова В.А., Набойченко Е.С. Многофакторные модели креативности субъектов: структурный и динамический подходы в психологической диагностике. Образование и наука. 2024;26(9):129–150. doi:10.17853/1994-5639-2024-9-129-150
37. Rhodes M. An analysis of creativity. Phi Delta Kappan. 1961;42:305–311. Accessed October 20,2024. https://www.jstor.org/stable/20342603?origin=JSTOR-pdf
38. Glăveanu V.P. Rewriting the language of creativity: the five A’s framework. Review of General Psychology. 2013;17(1):69–81. doi:10.1037/a0029528
39. Lubart T., Thornhill-Miller B. Creativity: an overview of the 7C’s of creative thought. In: Sternberg R.J., Funke J., eds. The Psychology of Human Thought: An Introduction. Heidelberg: Heidelberg University Publishing; 2019:277–305. doi:10.17885/heiup.470.c6678
40. Кислов А.Г., Феоктистов А.В., Шапко И.В., Якушева К.Н. Ориентиры организации подготовки кадров для креативных индустрий. Профессиональное образование и рынок труда. 2023;11(4):47–76. doi:10.52944/PORT.2023.55.4.003
41. Краюхина О.Е., Новоселов С.А. Активизация профессионально ориентированного творчества студентов профессионально-педагогического вуза. Образование и наука. Известия УрО РАО. 2008;8(56):81–90.
Recensión
Para cita:
Andryukhina L.M. Creative industries and education: from myths to an integrative model of creativity. The Education and science journal. 2025;27(3):9-35. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-3-9-35