Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Пути повышения качества естественно-научного образования в Казахстане

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-3-36-53

Texto completo:

Resumen

Введение. Современные мировые процессы глобализации предъявляют особые требования к технологическому развитию государств, которое базируется на естественно-научном и инженерном образовании. Цель статьи – анализ существующих программ и методик обучения естественным наукам в Казахстане и выработка рекомендаций по внесению изменений в содержание программ естественно-научного обучения для общеобразовательных школ. Методология, методы и методики. На основании системного, проблемного и проектного подходов проведено мониторинговое исследование оценки учителями содержания школьного образования по учебным предметам естественно-научного направления, в том числе анализ международного опыта внедрения STEM-образования в процессы обучения естественным наукам и эффективности влияния обновленной Типовой учебной программы обучения на состояние преподавания блока естественно-научных дисциплин в общеобразовательных школах Республики Казахстан. Результаты. Установлено, что в процессах обучения необходимо усилить внимание к формированию и развитию навыков научного мышления и междисциплинарную интеграцию. Подтверждено, что практико-ориентированное обучение помогает понять, как развиваются научные знания, сформировать понимание сквозных концепций и дисциплинарных идей науки и техники. Практическая значимость. Разработан ряд рекомендаций по внесению изменений в содержание программ по учебным предметам естественно-научного цикла в Республике Казахстан.

De los autores

Б. Ахметова
Национальная академия образования имени Ибрая Алтынсарина Министерства просвещения Республики Казахстан
Kazakhstan


А. Берикханова
Казахский национальный педагогический университет имени Абая
Kazakhstan


А. Мухамедханова
Национальная академия образования имени Ибрая Алтынсарина Министерства просвещения Республики Казахстан
Kazakhstan


Ж. Жакиянова
Национальная академия образования имени Ибрая Алтынсарина Министерства просвещения Республики Казахстан
Kazakhstan


Г. Алиханкызы
Казахский национальный университет имени Аль-Фараби
Kazakhstan


А. Архиматаева
Национальная академия образования имени Ибрая Алтынсарина Министерства просвещения Республики Казахстан
Kazakhstan


Referencias

1. OECD. Measuring Student Knowledge & Skills: A New Framework for Assessment. Paris: OECD Publications; 1999. 81 p. doi:10.1787/9789264173125-en

2. Erduran S., Wong S.L. Science curriculum reform on ‘Scientific Literacy for All’ across national contexts: case studies of curricula from England & Wales and Hong Kong. In: Mansour N., Wegerif R., eds. Science Education for Diversity: Theory and Practice, Cultural Studies of Science Education. Vol. 8. Dordrecht: Springer; 2013:179–201. doi:10.1007/978-94-007-4563-6_9

3. OECD. Long-term trends in performance and equity in education. In: PISA 2022 Results (Volume I): The State of Learning and Equity in Education. Paris: OECD Publishing; 2023. doi:10.1787/c031cfc4-en

4. OECD. Changes in performance and equity in education between 2018 and 2022. In: PISA 2022 Results (Volume I): The State of Learning and Equity in Education. Paris: OECD Publishing; 2023. doi:10.1787/da799b6c-en

5. Национальный отчет «Результаты Казахстана в PISA-2022». Астана: Министерство просвещения Республики Казахстан, АО «Национальный центр исследований и оценки образования «Талдау» им. А. Байтұрсынұлы»; 2024. 169 с.

6. Аналитический отчет «Результаты Казахстана в международных исследованиях качества образования: исследование причин отставания». Под ред. С.А. Ирсалиева. Центр анализа и стратегии «Белес»; 2020. 308 с.

7. NSES National Research Council. National Science Education Standards. Washington D.C: National Academies Press; 1996. 272 p. doi:10.17226/4962

8. NGSS National Research Council. Next Generation Science Standards: Forstates, by States. Washington D.C: National Academies Press; 2013. 532 p. doi:10.17226/18290

9. Shapiro L.J., Kraus R.V. Rhode Island College The NGSS and the Historical Direction of Science Education Reform. Science Educator. 2022;28(2):63–74.

10. Zhang H., Wan D. Status of Chinese Science Education Reforms: Policies and Development Frame-work. In: Liang L., Liu X., Fulmer G., eds. Chinese Science Education in the 21st Century: Policy, Practice, and Research, Contemporary Trends and Issues in Science Education. Vol. 45. Dordrecht: Springer; 2017. doi:10.1007/978-94-017-9864-8_1

11. Pietrocola M., Gurgel I., Gurgel Ivã, eds. Crossing the Border of the Traditional Science Curriculum: Innovative Teaching and Learning in Basic Science Education. Sense Publishers; 2017. 256 p.

12. Thomas G.P. What is and what will be science learning (theory) in science education reform and practice? Stories and reflections. In: Jagodzinski J., ed. The Precarious Future of Education, Education, Psychoanalysis, and Social Transformation. New York: Palgrave Macmillan; 2017:139–158. doi:10.1057/978-1-137-48691-2_6

13. Nelson G., Landel C. A collaborative approach for elementary science. Educational Leadership. 2007;64(4):72–75.

14. Levy A.J., Pasquale M.M., Marco L. Models of providing science instruction in the elementary grades: a research agenda to inform decision makers. Science Educator. 2008;17(2):1–18.

15. Jones M.G., Edmunds J. Models of elementary science instruction: roles of science specialists. In: Appleton K., ed. Elementary Science Teacher Education: International Perspectives on Contemporary Issues and Practice. Mahwah, New Jersey: Lawrence Erlbaum in association with AETS; 2006:317– 343.

16. Kácovský P., Jedličková T., Kuba R., Snětinová M., Surynková P., Vrhel M., et al. Lower secondary intended curricula of science subjects and mathematics: a comparison of the Czech Republic, Estonia, Poland and Slovenia. Journal of Curriculum Studies. 2022;54(3):384–405.

17. Grajkowski W., Ostrowska B., Poziomek U. Core Curriculum for Science Subjects in Selected Countries – Study Report. Educational Research Institute; 2014. Accessed May 25, 2024. http://eduentuzjasci.pl/en/publications/1147-core-curriculum-for-sciencesubjects-in-selected-countries-study-rep

18. National Research Council. A Framework for K-12 Science Education: Practices, Crosscutting Concepts, and Core Ideas. Committee on a Conceptual Framework for New K-12 Science Education Standards. Board on Science Education, Division of Behavioral and Social Sciences and Education. Washington D. C: The National Academies Press; 2011. 400 p. doi:10.17226/13165

19. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И., Киселева К.Н. Анализ опыта США и Великобритании в развитии STEM-образования. Научно-технические ведомости СПбПУ. Естественные и инженерные науки. 2017;23(2):7–16. doi:10.18721/JEST.230201

20. Газдиева Б.А., Тавлуй М.В., Фаткиева Г.Т., Сагындыкова Ж.О. Развитие предпринимательского и STEAM-обучения в контексте обновления содержания образования. Вестник КГУ им. Ш. Уалиханова. Серия филологическая. 2018;1(2):287–292.


Recensión

Para cita:


Akhmetova B.S., Berikkhanova A.Е., Mukhamedkhanova A.K., Zhakiyanova Z.G., Alikhankyzy G., Arkhymatayeva A.Zh. On improving the quality of natural science education in Kazakhstan. The Education and science journal. 2025;27(3):36-53. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-3-36-53

Número de consultas: 381


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)