Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Взаимосвязь между участием в принятии решений и отношением к школьным инклюзивным политикам

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-3-85-109

Texto completo:

Resumen

Введение. Одним из условий создания инклюзивной образовательной среды школы является управление этим процессом на основе баланса эффективности и справедливости. Целью исследования является анализ взаимосвязи между вовлеченностью сотрудников школ в процесс принятия решений и отношением к школьным инклюзивным политикам. Методология, методы и методики. Опрос проводился методами анкетирования и парных сравнений (метод Саати) по авторской методике. Экспертами выступили 104 сотрудника 34 школ Тюмени и Тюменской области, разделенные на две группы: эксперты, принимающие решения на уровне образовательной организации и эксперты, выполняющие решения. Метод парных сравненный позволил субъектам оценивания усилить рефлексивную позицию в отношении инклюзивных процессов. Результаты. Эксперты отмечают дефициты профессиональной готовности (47 %) и психологической готовности (33 %) педагогов в области инклюзивного образования. Установлены прямые корреляции между наличием образования в сфере инклюзии и уровнем вовлеченности в инклюзивный процесс в школе; уровнем профессиональной компетентности в сфере инклюзивного образования и психологической готовностью к его реализации. Эксперты отмечают наличие процессов латентного сопротивления инклюзивной политике, определяют разные приоритеты в обеспечении субъективного благополучия для здоровых учащихся и детей с ограниченными возможностями. В отношении субъективного благополучия педагогов высокий вес имеет психологическая и физическая безопасность и защищенность. Менее приоритетными являются включенность родителей и учеников в процесс принятия решений и обеспечение прозрачного и справедливого механизма распределения ресурсов. Престижность школы значимее, чем субъективное благополучие педагогов. Научная новизна. Разработан авторский инструментарий на основе метода парных сравнений для изучения позиции сотрудников школ в отношении приоритетов школьной инклюзивной политики. Практическая значимость. Результаты могут быть полезны администраторам школ для переосмысления управленческих решений в определении приоритетов развития в условиях инклюзивной трансформации.

De los autores

Л. Волосникова
Тюменский государственный университет
Russian Federation


О. Огороднова
Тюменский государственный университет
Russian Federation


И. Патрушева
Тюменский государственный университет
Russian Federation


Е. Кукуев
Тюменский государственный университет
Russian Federation


Referencias

1. Алехина С.В., Мельник Ю.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. К вопросу оценки инклюзивного процесса в образовательной организации: пилотажное исследование. Психолого-педагогические исследования. 2019;11(4):121–132. doi:10.17759/psyedu.2019110410

2. Ainscow M. Understanding the Development of Inclusive Schools. London: Falmer Press; 1999. 256 p. doi:10.4324/9780203016619

3. Khaleel N., Alhosani M., Duyar I. The role of school principals in promoting inclusive schools: a teachers’ perspective. Frontiers in Education. 2021;6:603241. doi:10.3389/feduc.2021.603241

4. Vlachou A., Tsirantonaki S.S. The importance of school principals’ values towards the inclusive education of disabled students: associations between their values and knowledge, beliefs, attitudes and practices. Education Sciences. 2023;13(4):360. doi:10.3390/educsci13040360

5. Волосникова Л.М. Лидерство в инклюзивном образовании: современный дискурс. Вестник Нижневартовского государственного университета. 2023;62(2):17–25. doi:10.36906/2311-4444/23-2/02

6. Cohen E. Principal leadership styles and teacher and principal attitudes, concerns and competencies regarding inclusion. Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015;186:758–764. doi:10.1016/j.sbspro.2015.04.105

7. Spillane J.P., Halverson R., Diamond J.B. Investigating school leadership practice: a distributed perspective. Educational Researcher. 2001;30(3):23–28. doi:10.3102/0013189x030003023

8. Hallinger P., Kovacevic J. Science mapping the knowledge base in educational leadership and management: a longitudinal bibliometric analysis, 1960 to 2018. Educational Management Administration & Leadership. 2021;49(1):5–30. doi:10.1177/1741143219859002

9. Lipsky D.A., Gartner A. Inclusion and School Reform: Transforming America’s Classrooms. P.H. Brookes Publishing Company; 1997. 414 p. doi:10.5860/choice.35-2249

10. Iswari M. Friendly inclusive environment toward learning in inclusive education. In: Proceedings of the 1st International Conference on Lifelong Learning and Education for Sustainability. 2019;405:86– 89. doi:10.2991/assehr.k.200217.018

11. Al-Azawei A., Serenelli F., Lundqvist K. Universal design for learning (UDL): a content analysis of peer-reviewed journal papers from 2012 to 2015. Journal of the Scholarship of Teaching & Learning. 2016;16(3):39–56. doi:10.14434/jootl.v16i3.19295

12. Almeqdad Q.I., Alodat A.M., Alquraan M.F., Mohaidat M.A., Al-Makhzoomy A.K. The effectiveness of universal design for learning: a systematic review of the literature and meta-analysis. Cogent Education. 2023;10(1). doi:10.1080/2331186X.2023.2218191

13. Avramidis E., Norwich B. Teachers’ attitudes towards integration/inclusion: a review of the literature. European Journal of Special Needs Education. 2002;17(2):129–147. doi:10.1080/08856250210129056

14. Волосникова Л.М., Игнатжева С.В., Федина Л.В., Брук Ж.Ю. Учитель в инклюзивном классе: взаимосвязь отношения к инклюзии с удовлетворенностью работой. Вопросы образования. 2022;2:60–87. doi:10.17323/1814-9545-2022-2-60-87

15. Кантор В.З., Проект Ю.Л., Антропов А.П., Кондракова И.Э. Педагогическое образование как сфера формирования инклюзивных диспозиций учителя. Образование и наука. 2023;25(10):12–44. doi:10.17853/1994-5639-2023-10-12-44

16. Astrauskaitė M., Vytautas R., Perminas A. Job satisfaction survey: a confirmatory factor analysis based on secondary school teachers’ sample. International Journal of Business and Management. 2011;6(5):41–50. doi:10.5539/ijbm.v6n5p41

17. Ho S.K., Ip F., Wong M.W.-Y. Self-efficacy, work engagement, and job satisfaction among teaching assistants in Hong Kong’s inclusive education. SAGE Open. 2020;10(3):2158244020941008. doi:10.1177/2158244020941008

18. Saloviita T. Attitudes of teachers towards inclusive education in Finland. Scandinavian Journal of Educational Research. 2020;64(2). doi:10.1080/00313831.2018.1541819

19. Smet M. Professional development and teacher job satisfaction: evidence from a multilevel model. Mathematics. 2022;10(51). doi:10.3390/math10010051

20. Wilson C., Woolfson M., Durkin K. School environment and mastery experience as predictors of teachers’ self-efficacy beliefs towards inclusive teaching. International Journal of Inclusive Education. 2020;24(2):218–234. doi:10.1080/13603116.2018.1455901

21. Klassen R.M., Tze V.M., Betts S.M., Gordon K.A. Teacher efficacy research 1998–2009: signs of progress or unfulfilled promise? Educational Psychological Review. 2011;23:21–43. doi:10.1007/s10648-010-9141-8

22. Miesera S., Gebhardt M. Inclusive vocational schools in Canada and Germany. A comparison of vocational pre-service teachers’ attitudes, self-efficacy and experiences towards inclusive education. European Journal of Special Needs Education. 2018;33(5):707–722. doi:10.1080/08856257.2017.1421599

23. Perrin A.L., Jury M., Desombre C. Are teachers’ personal values related to their attitudes toward inclusive education? A correlational study. Social Psychology of Education. 2021;24(5):1085–1104. doi:10.1007/s11218-021-09646-74

24. Riehl C.J. The principal’s role in creating inclusive schools for diverse students: a review of nor mative, empirical, and critical literature on the practice of educational administration. Review of Educational Research. 2000;70(1):55–81. doi:10.3102/00346543070001055

25. Khaleel N., Alhosani M., Duyar I. The role of school principals in promoting inclusive schools: a teachers’ perspective. Frontiers in Education. 2021;6:603241. doi:10.3389/feduc.2021.603241

26. Hayes S.D., Angelle P.S. Relational mentoring for supporting school principals in social justice lead ership. In: Mullen C.A., ed. Handbook of Social Justice Interventions in Education. Springer International Handbooks of Education. Cham: Springer; 2021:283–302. doi:10.1007/978-3-030-35858-7_98

27. Nguluma H., Bayrakçı M., Titrek O. School administrators’ attitudes toward inclusion of children with disabilities in the general education classrooms. International Journal on Lifelong Education and Leadership. 2017;3(2):1–12. Accessed August 25, 2024. https://www.researchgate.net/publication/321484224

28. Maccormack J., Side S., Maich K., Specht J. Self-determination and inclusion: the role of Canadian principals in catalysing inclusive-positive practices. International Journal of Education Policy and Leadership. 2021;17. doi:10.22230/ijepl.2021v17n2a969

29. Salisbury C. Principals’ perspectives on inclusive elementary schools. Research & Practice for Persons with Severe Disabilities. 2006;31(1):70–82. doi:10.2511/rpsd.31.1.70

30. Boyle M.J., Hernandez C.M. An investigation of the attitudes of catholic school principals to wards the inclusive of students with disabilities. Journal of Catholic Education. 2006;20(1):190–219. doi:10.15365/joce.2001092016

31. Mthethwa G.S. Principals’ Knowledge and Attitudes Regarding Inclusive Education: Implications for Curriculum and Assessment. Unpublished doctoral dissertation. University of Zululand; 2008. Accessed August 25, 2024. https://www.researchgate.net/publication/46150553_Principals’_knowledge_and_attitudes_regarding_inclusive_education_implications_for_curriculum_and_assessment

32. Федина Л., Волосникова Л., Игнатжева С., Брук Ж. Отношение родителей к инклюзивному образованию: кейс сибирской школы. Журнал исследований социальной политики. 2023;21(4):723–734. doi:10.17323/727-0634-2023-21-4-723-734

33. Кукуев Е.А., Огороднова Е.А., Патрушева И.В. Ресурсы и риски инклюзивной трансформации школы: позиция родителей. Проблемы современного педагогического образования. 2023;81 1:42–46. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/resursy-i-riski-inklyuzivnoy-transformatsii-shkoly-pozitsiya-roditeley/viewer (дата обращения 25.08.2024).


Recensión

Para cita:


Volosnikova L.M., Ogorodnova O.V., Patrusheva I.V., Kukuev E.A. The relationship between participation in decision-making and attitudes towards school inclusion policies. The Education and science journal. 2025;27(3):85-109. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-3-85-109

Número de consultas: 256


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)