Взаимосвязь мотивов учебной деятельности и отношения к успеху другого у будущих клинических психологов
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-3-141-168
Аннотация
Введение. Необходимым условием профессионального становления клинического психолога в контексте будущей профессии является желание помогать другим людям. Изучение такого важного психологического феномена, как отношение к успеху другого, позволяет понять процесс формирования будущего специалиста. Цель исследования – выявление взаимосвязи между мотивацией к учебной деятельности у студентов-первокурсников, стремящихся к карьере клинических психологов, и их отношением к успеху других. Методология, методы и методики. В основу исследования положены деятельностный и системный подходы отечественной психологии. Для диагностики учебной мотивации студентов использовались соответствующая методика А. А. Реан и В. А. Якунина в модификации Н. Ц. Бадмаевой и методика Т. В. Бесковой «Типы отношения к успеху и неудаче другого». Обработка полученных результатов осуществлялась с помощью программы SPSS (критерий согласия распределения Колмогорова – Смирнова, множественный регрессионный, факторный и корреляционный анализ). Результаты. Показано, что различные мотивы учебной деятельности взаимосвязаны с психологическим феноменом «Отношение к успеху другого». Подтверждено, что высокий уровень показателя «Радость за сверстников» у студентов положительно связан с коммуникативными мотивами учебной деятельности, а показатель «Желание достичь того же» – с профессиональными мотивами учебной деятельности. Показатель «Зависть» как совокупность негативных эмоций по отношению к успехам других отрицательно связан с коммуникативными мотивами учебной деятельности и положительно – с профессиональными мотивами и мотивами избегания. Отношение к успеху однокурсников, которое характеризуется показателем «Злорадство», во многом положительно связано с мотивами избегания в учебной деятельности, а показатель «Содействие и помощь» – отрицательно. Факторный анализ показал, что выборка делится условно на две группы. Для 1-й группы важна творческая самореализация, а для 2-й группы важнее наличие комфортного социального положения. Научная новизна заключается в изучении феномена «отношение к успеху другого» у студентов во взаимосвязи с учебной мотивацией. Практическая значимость. Результаты могут быть использованы в процессе обучения студентов – будущих клинических психологов.
Об авторах
А. Д. СердаковаРоссия
Сердакова Александра Дмитриевна – ассистент кафедры педагогики и медицинской психологии ИПСР
М. Е. Максимова
Россия
Максимова Мария Евгеньевна – ассистент кафедры педагогики и медицинской психологии ИПСР
К. Г. Сердакова
Россия
Сердакова Кира Геннадьевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и медицинской психологии ИПСР
М. Г. Киселева
Россия
Киселева Мария Георгиевна – доктор психологических наук, заведующая кафедрой педагогики и медицинской психологии ИПСР, директор ИПСР
А. В. Сорин
Россия
Сорин Антон Валентинович – кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и медицинской психологии ИПСР
Н. С. Кравцов
Россия
Кравцов Николай Сергеевич – старший преподаватель кафедры педагогики и медицинской психологии ИПСР
Список литературы
1. Lortie-Lussier M., Rinfret N. Determinants of objective and subjective success of men and women. International Review of Administrative Sciences. 2005;71(4):607–624.
2. Swim J.K., Sanna J.L. He’s skilled, she’s lucky: a meta-analysis of observers’ attributions for women’s and men’s successes and failures. Personality and Social Psychology Bulletin. 1996;22(5):507–519.
3. Lockwood P., Marshall T., Sadler P. Promoting success or preventing failure: cultural differences in motivation by positive and negative role models. Personality and Social Psychology Bulletin. 2005;31(3):379–392.
4. Tafarodi R.W., Vu C. Two-dimensional self-esteem and reactions to success and failure. Personality and Social Psychology Bulletin. 1997;23(6):626–635.
5. Кирюшина М.В. Гендерный аспект социального успеха в современном обществе. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2008;2:111–124.
6. Бескова Т.В. Взаимосвязь перфекционизма со способами реагирования на успех и неудачу другого. Современные проблемы науки и образования. 2012;2. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6046 (дата обращения: 16.08.2021).
7. Бескова Т.В. Влияние условий семейного воспитания на формирование завистливого отношения. В книге: Журавлев А.Л., Кольцова В.А. Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Часть 2. Москва: Институт психологии РАН; 2012:338–340.
8. Бескова Т.В. Зависть: психологическая картина и методы диагностики. Саратов: ИЦ «Наука»; 2011. 75 с.
9. Бескова Т.В. Структурная организация отношения зависти с позиции системного подхода. Социальная психология и общество. 2013;1:15–26.
10. Эксакусто Т.В., Кибальченко И.А., Дуганова Ю.К. Интеллектуально-личностные факторы самооценки обучения студентов: системный анализ. Системная психология и социология. 2022;3(43):85–99. doi:10.25688/2223-6872.2022.43.3.08
11. Якунин В.А. Педагогическая психология. Санкт-Петербург: Полиус; 1998, 630 с.
12. Казаков Ю.Н., Меркушева Ю.С. Развитие профессиональной мотивации студентов психологов. Акмеология. 2016;1:103–107.
13. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой). В книге: Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. Улан-Удэ: ВСГУТУ; 2004:151–154.
14. Serdakova A.D., Shustikova N.B., Kishkin N.C., Asafaylo M.C., Kravtsov N.D. The study of personal factors of adolescents affecting their attitudes towards the success and failure of the other. International Journal of Evaluation and Research in Education. 2023;12(1):225–235. doi:10.11591/ijere.v12i1.23867
15. Ма Кэ, Пичугина Л.Н. Проблема мотивации студентов к обучению в педагогических вузах Китая и России. Педагогическое образование в России. 2022;6:147–156. doi:10.26170/2079-8717_2022_06_19
16. Минбулатова И.С., Исаева М.М. Особенности формирования познавательной мотивации студентов в условиях дистанционного обучения Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020;14(4):76–84.
17. Бурков С.Н., Ефремов А.М. Мотивация студента как один из показателей учебного процесса в высшем учебном заведении. Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. 2022;4:100–104.
18. Бескова Т.В. Удовлетворенность жизнью и отношение к успеху и неудачам другого: гендерный и возрастной аспект. Теория и практика общественного развития. 2013;1:92–96.
19. Дубовская Е.М., Сердакова А.Д. Отношение к успеху сверстника и стратегии совладания у подростков. Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2020;1:77–91. doi:10.28995/2073-6398-20201-77-91
20. Sedden M.L., Clark K.R. Motivating students in the 21st century Radiologic Technology. 2016;87(6):609–616.
21. Theobald M. Self-regulated learning training programs enhance university students’ academic performance, self-regulated learning strategies, and motivation: a meta analysis. Contemporary Educational Psychology. 2021;66:101976. doi:10.1016/j.cedpsych.2021.101976
22. Donche V., Maeyer S. D., Coertjens L., Van Daal T., Van Petegem P. Differential use of learning strategies in first-year higher education: the impact of personality, academic motivation, and teaching strategies. The British Journal of Educational Psychology. 2013;83(2):238–251.
23. Orsini C., Binnie V.I., Wilson S.L. Determinants and outcomes of motivation in health professions education: a systematic review based on self-determination theory. Journal of Educational Evaluation for Health Professions. 2016;13(19). doi:10.3352/jeehp.2016.13.19
24. Косачева В.О. Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию. Мир науки, культуры, образования. 2022;5(96):235–238.
25. Каитов А.П. Теоретические аспекты проблемы развития учебной мотивации у студентов высшей школы в зарубежных исследованиях. Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2023;28(1):24–38. doi:10.20-310/1810-0201-2023-28-1-24-38
26. Екатеринина М.В. Специфика формирования учебной мотивации студентов медицинских колледжей. Ярославский психологический вестник. 2022;1(52):94–102.
27. Кузнецова Е.В. Процесс личностно-профессионального развития студентов, обучающихся по специальности «клиническая психология». Вятский медицинский вестник. 2013;4:42–45.
28. Фокин В.А. Об особенностях профессионализации студентов-психологов. Психология обучения. 2006;9:64–67.
29. Браун О.А., Аркузин М.Г., Аршинова Е.В., Билан М.А. Динамические характеристики системы идентичности студентов-психологов в процессе обучения. Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». 2019;30:15–29. doi:10.26516/2304-1226.2019.30.15
30. Чернов Д.Н., Шачнева К.И. Сравнительный анализ структуры ответственности у студентов разных специальностей, обучающихся в медицинском вузе. Лечебное дело. 2021;4:124–131. doi:10.24412/2071-5315-2021-12401
31. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Смысл; 2005. 431 с.
32. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Санкт-Петербург: Питер; 2008. 400 c.
33. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Москва: Флинта МПСИ; Прогресс; 2006. 352 c.
34. Ball S., Collet-Sabé J. Against school: an epistemological critique. Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education. 2021;43(6):985–999. doi:10.1080/01596306.2021.1947780
35. Marín-Díaz D.L. The key is the individual: practices of the self, self-help and learning. Educational Philosophy and Theory. 2017;49(7):710–719. doi:10.1080/00131857.2016.1204737
36. Jungic V., Creelman В., Bigelow A., Côté E., Harris S., Joordens S., et al. Experiencing failure in the classroom and across the university. International Journal for Academic Development. 2020;25(1):31– 42. doi:10.1080/1360144X.2020.1712209
37. Duncan C., Kim M., Baek S., Yoyo Wu K.Y., Sankey D. The limits of motivation theory in education and the dynamics of value-embedded learning (VEL). Educational Philosophy and Theory. 2021;54. doi:10.1080/00131857.2021.1897575
38. Corsi G. “Education has no end”: reconciling past and future through reforms in the education system. Educational Philosophy and Theory. 2020;52(6):688–697. doi:10.1080/00131857.2019.1707658
39. Colter R., Ulatowski J. The unexamined student is not worth teaching: preparation, the zone of proximal development, and the Socratic Model of Scaffolded Learning. Educational Philosophy and Theory. 2017;49(14):1367–1380. doi:10.1080/00131857.2017.1282340
40. Orlando O., Bernal E. Governmentality, democratic state, and education in human rights. Educational Philosophy and Theory. 2017;49(7):681–690. doi:10.1080/00131857.2016.1204734
41. Гайдученко Ю.С. Особенности мотивации к успеху у студентов первого курса. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014;5-1:150–151.
42. Мишагина О.М., Пшенинова И.В. Взаимосвязь учебной мотивации студентов и их личностных характеристик. Научный поиск: личность, образование, культура. 2023;2(48):40– 46. doi:10.54348/SciS.2023.2.8
43. Собчик Л.Н. Теория и практика психологии индивидуальности. Психологический журнал. 2022;43(6):119–130. doi:10.31857/S020595920023651-2
44. Мазилов В.А., Ледовская Т.В., Солынин Н.Э. Личностные особенности студентов педагогического вуза и становление у них совладающего поведения. Вопросы психологии. 2021;67(3):76–84.
45. Хотинец В.Ю., Леонова Е.Н. Альтруистическая установка выпускников медицинского вуза как предиктор ориентации в трудных ситуациях оказания помощи. Психологический журнал. 2022;43(5):58–70. doi:10.31857/S020595920022784-8
Рецензия
Для цитирования:
Сердакова А.Д., Максимова М.Е., Сердакова К.Г., Киселева М.Г., Сорин А.В., Кравцов Н.С. Взаимосвязь мотивов учебной деятельности и отношения к успеху другого у будущих клинических психологов. Образование и наука. 2025;27(3):141-168. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-3-141-168
For citation:
Serdakova A.D., Maximova M.E., Serdakova K.G., Kiseleva M.G., Sorin A.V., Kravtsov N.S. The relationship between the motives for educational activities and attitudes towards others’ success among future clinical psychologists. The Education and science journal. 2025;27(3):141-168. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-3-141-168