Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Темпоральность профессионального самоопределения студентов России и Беларуси

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-3-169-199

Аннотация

Введение. Массовизация образования в сочетании с высокой скоростью трансформации рынка труда актуализируют вопрос профессионального самоопределения и выстраивания траекторий профессионального развития студентов. Цель исследования – проанализировать субъективные оценки студентов России и Республики Беларусь в отношении ключевых характеристик темпоральности их профессионального самоопределения. Методология, методы и методики. Профессиональное самоопределение студентов рассматривается как темпоральное, включающее временную перспективу от выбора вуза и специальности (связь с прошлым) до планирования дальнейшего своего профессионального пути после окончания вуза (связь с будущим). Статья построена на данных опроса 3000 студентов 3 курса России (Екатеринбург) и Республики Беларусь (Гродно). Выборка квотная по полу и профилю подготовки. Результаты. Доля удовлетворенных получаемой профессией высока (около 90 %), но профессиональное целеполагание осуществляет лишь около трети студентов. При случайном выборе профессии в прошлом, даже в настоящем воспринимая ее уже как удовлетворяющую, студенты продолжает мыслить ситуационно, не выстраивая долгосрочной профессиональной траектории на будущее и ограничивая планирование лишь действиями после окончания вуза. При этом почти половина студентов из России (47 %) и более двух третей из Республики Беларусь (71 %) готовы при необходимости переквалифицироваться и освоить новую профессию. При схожести структур трудовых ценностей и мотивов удовлетворенности профессией и пониманием ее содержания у российских и белорусских студентов восприятие будущего различно, что обусловлено разными механизмами выхода на рынок труда. Научная новизна состоит в разработке и реализации авторского исследовательского подхода к изучению ключевых аспектов темпоральности профессионального самоопределения студенчества. В анализе данных социологического опроса студентов двух стран показаны возникающие в молодежном сознании связи прошлого, настоящего и будущего в отношении их профессионального становления, определены воздействующие на этот процесс факторы. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы руководством университетов для формирования у студентов осознанного профессионального целеполагания как ключевого звена в процессе профессионального самоопределения.

Об авторах

М. В. Певная
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Певная Мария Владимировна – доктор социологических наук, доцент, заведующая кафедрой социологии и технологий



А. Н. Тарасова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Тарасова Анна Николаевна – кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и технологий



Д. Ф. Телепаева
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Телепаева Дарья Федоровна – кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и технологий



С. Н. Щербинин
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
Беларусь

Щербинин Сергей Николаевич – кандидат социологических наук, доцент, начальник отдела менеджмента качества, доцент кафедры политологии и социологии



Список литературы

1. Константиновский Д.Л. Окно, распахнутое Шубкиным: молодежь в образовании и на рынке труда. Социологические исследования. 2023;8:14–24. doi:10.31857/S013216250027363-2

2. Dollinger M., Nieminen J., Finneran R. A lucky draw? Theorising how work placements develop diverse university students’ career stories. Studies in Higher Education. 2023;49(12):2599–2610. doi:10.1080/03075079.2024.2316260

3. Dudyrev F., Romanova O., Travkin P. Employment of vocational graduates: still a slough or already a ford? Educational Studies. 2019;1:109–136. doi:10.17323/1814-9545-2019-1-109-136

4. Maltseva V., Rozenfeld N. Educational and career trajectories of the Russian youth in a longitudinal perspective: a case of university graduates. Educational Studies. 2022;3:99–148. doi:10.17323/1814-9545-2022-3-99-148

5. Ванкевич Е.В., Горовой С.О. Исследование трудоустройства выпускников как дополнительный инструмент оценки востребованных навыков на рынке труда молодежи. Белорусский экономический журнал. 2022;2:91–106. doi:10.46782/1818-4510-2022-2-91-106

6. Parziale F., Scotti I. Education as a resource of social innovation. SAGE Open. 2016;6(3). doi:10.1177/2158244016662691

7. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Саморегуляция смысложизненных ценностей в культурном пространстве молодежи. Вестник Института социологии. 2019;10(4):164–186. doi:10.19181/vis.2019.31.4.614

8. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. Санкт-Петербург: Высшая религиозно философская школа; 2001. 445 c.

9. Карадже Т.В. Темпоральность как динамическая характеристика изменений социальной системы. Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2022;2:130–143. doi:10.31862/2500-2988-2022-13-2-130-143

10. Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. Время социальной общности. Екатеринбург: Гуманитарный университет; 2017. 347 с.

11. Попов В.В., Забровский В.А., Скрипниченко А.А. Специфика субъективного времени индивида в специальной социальной группе (студенческой группе). Социология. 2022;2:332–337.

12. Кох И.А., Орлов В.А. Ценности и профессиональное самоопределение студенческой молодежи. Образование и наука. 2020;22(2):141–168. doi:10.17853/1994-5639-2020-2-143-170

13. Касьянова Т.И., Мальцев А.В., Зубова Л.В. Ценностные ориентации в профессиональном самоопределении студентов различных специальностей. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022;2(46):72–80. doi:10.54509/22203036_2022_2_72

14. Libkovska U., Lusena-Ezera I. Development of youth professional interests in accordance with labour market requirements. Global Journal of Business, Economics and Management. 2017;7(2):225– 236. doi:10.18844/gjbem.v7i2.2952

15. Che Musa M., Bernabé E., Gallagher J. Career expectations and influences among dental students in Malaysia. International Dental Journal. 2016;66(4):229–236. doi:10.1111/idj.12224

16. Дидковская Я.B., Трынов Д.В., Чистяков П.А. Профессиональные стратегии студентов в контексте образа социального будущего. Социологические исследования. 2023;9:63–77. doi:10.31857/S013216250027778-8

17. Lah M. The professional skills of future language teachers: the case of Slovenian students. XLin guae. 2022;15(4):38–48. doi:10.18355/XL.2022.15.04.04

18. Зеер Э.Ф., Кормильцева М.В. Профессиональное самоопределение студентов в условиях социально обусловленных конфликтующих реальностей. Образование и наука. 2012;10:79–87. doi:10.17853/1994-5639-2012-10-79-87

19. Mylrea M., Gupta T., Glass B. Developing professional identity in undergraduate pharmacy students: a role for self-determination theory. Pharmacy. 2017;5(2). doi:10.3390/pharmacy5020016

20. Burke C., Scurry T., Blenkinsopp J. Navigating the graduate labour market: the impact of social class on student understandings of graduate careers and the graduate labour market. Studies in Higher Education. 2019;45(8):1711–1722. doi:10.1080/03075079.2019.1702014

21. Jackson D., Bridgstock R., Lambert C. Subjective career success among new graduates and the role of personal factors. Education and Training. 2024;66(7):964–980. doi:10.1108/ET-01-2024-0035

22. Flores M.I., Espinosa C.L., Calero L.M. Professional profile by competences and employability in the teaching training of university students. Revista Internacional de Investigación en Ciencias Sociales. 2021;17(2):417–432. doi:10.18004/riics.2021.diciembre.417

23. Souto-Otero M., García-Álvarez J., Santos-Rego M. Subject choice motivation and students’ conceptions of employability: thin and thick. British Journal of Sociology of Education. 2023;44(4):606– 630. doi:10.1080/01425692.2023.2203364

24. Lamanauskas V. Lithuanian gymnasium students’ career and professional self determination. Psychological Thought. 2018;11(2):148–173. doi:10.5964/psyct.v11i2.308

25. Ngai S., Cheung C., Yuan R. Effects of vocational training on unemployed youths’ work motivation and work engagement: mediating roles of training adequacy and self-actualization. Children and Youth Services Review. 2016;64:93–100. doi:10.1016/j.childyouth.2016.02.020

26. Данилов A.H., Ротман Д.Г. Молодежь современной Беларуси: базовые ценности, жизненные планы и поведенческие стратегии. Вестник РУДН. Серия: Cоциология. 2021;21(3):469–481. doi:10.22363/2313-2272-2021-21-3-469-481

27. Титаренко Л.Г. Изменяющаяся ценность высшего образования: сравнительный анализ Беларуси, России, Китая. Гуманитарий Юга России. 2023;12(1):124–141. doi:10.18522/2227-8656.2023.1.10

28. Reyneke M., Botha C. The professional orientation of first year student teachers in a non-placement work-integrated learning program. International Journal of Work-Integrated Learning. 2020;21(3):303–316. Accessed November 20, 2024. https://www.ijwil.org/files/IJWIL_21_3_303_316.pdf.

29. Lundqvist C. Time horizons in young people’s career narratives – strategies, temporal orientations and imagined parallel futures negotiated in local settings. Education Inquiry. 2020;11(4):379–396. doi:10.1080/20004508.2019.1601000

30. Wang Y. Research on career planning education for college students. Journal of Contemporary Educational Research. 2023;7(12):192–196. doi:10.26689/jcer.v7i12.5789

31. Jagielska K. Motivation as a factor in educational and professional career planning of generation Z. Labor et Educatio. 2022;10:95–111. doi:10.4467/25439561LE.22.008.17534

32. Боровая Е.В. Трудоустройство молодежи в Республике Беларусь. Вестник академии МВД Республики Беларусь. 2022;2(44):9–14. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=54779512 (дата обращения: 20.11.2024).

33. Багирова А.П., Банникова Л.Н., Бледнова Н. Д. [и др.] Молодежь о будущем России и о себе: вызовы настоящего и конструирование горизонтов грядущего (по материалам VIII этапа мониторинга динамики социокультурного развития уральского студенчества 1995–2020 гг.): монография / Под общ. ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: издательство Уральского университета; 2021. 372 с. Режим доступа: https://elar.urfu.ru/handle/10995/105775 (дата обращения: 10.01.2025).

34. Розанова Я.В. Эволюция магистратуры в системе высшего профессионального образования: индикаторы и цифры. Вопросы методики преподавания в вузе. 2023;12(2):8–23. doi:10.57769/2227-8591.12.2.01


Рецензия

Для цитирования:


Певная М.В., Тарасова А.Н., Телепаева Д.Ф., Щербинин С.Н. Темпоральность профессионального самоопределения студентов России и Беларуси. Образование и наука. 2025;27(3):169-199. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-3-169-199

For citation:


Pevnaya M.V., Tarasova А.N., Telepaeva D.F., Shcharbinin S.N. The temporality of students’ professional self-determination in Russia and Belarus. The Education and science journal. 2025;27(3):169-199. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-3-169-199

Просмотров: 225


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)