Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Темпоральность профессионального самоопределения студентов России и Беларуси

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-3-169-199

Texto completo:

Resumen

Введение. Массовизация образования в сочетании с высокой скоростью трансформации рынка труда актуализируют вопрос профессионального самоопределения и выстраивания траекторий профессионального развития студентов. Цель исследования – проанализировать субъективные оценки студентов России и Республики Беларусь в отношении ключевых характеристик темпоральности их профессионального самоопределения. Методология, методы и методики. Профессиональное самоопределение студентов рассматривается как темпоральное, включающее временную перспективу от выбора вуза и специальности (связь с прошлым) до планирования дальнейшего своего профессионального пути после окончания вуза (связь с будущим). Статья построена на данных опроса 3000 студентов 3 курса России (Екатеринбург) и Республики Беларусь (Гродно). Выборка квотная по полу и профилю подготовки. Результаты. Доля удовлетворенных получаемой профессией высока (около 90 %), но профессиональное целеполагание осуществляет лишь около трети студентов. При случайном выборе профессии в прошлом, даже в настоящем воспринимая ее уже как удовлетворяющую, студенты продолжает мыслить ситуационно, не выстраивая долгосрочной профессиональной траектории на будущее и ограничивая планирование лишь действиями после окончания вуза. При этом почти половина студентов из России (47 %) и более двух третей из Республики Беларусь (71 %) готовы при необходимости переквалифицироваться и освоить новую профессию. При схожести структур трудовых ценностей и мотивов удовлетворенности профессией и пониманием ее содержания у российских и белорусских студентов восприятие будущего различно, что обусловлено разными механизмами выхода на рынок труда. Научная новизна состоит в разработке и реализации авторского исследовательского подхода к изучению ключевых аспектов темпоральности профессионального самоопределения студенчества. В анализе данных социологического опроса студентов двух стран показаны возникающие в молодежном сознании связи прошлого, настоящего и будущего в отношении их профессионального становления, определены воздействующие на этот процесс факторы. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы руководством университетов для формирования у студентов осознанного профессионального целеполагания как ключевого звена в процессе профессионального самоопределения.

De los autores

М. Певная
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Russian Federation


А. Тарасова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Russian Federation


Д. Телепаева
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Russian Federation


С. Щербинин
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
Belarus


Referencias

1. Константиновский Д.Л. Окно, распахнутое Шубкиным: молодежь в образовании и на рынке труда. Социологические исследования. 2023;8:14–24. doi:10.31857/S013216250027363-2

2. Dollinger M., Nieminen J., Finneran R. A lucky draw? Theorising how work placements develop diverse university students’ career stories. Studies in Higher Education. 2023;49(12):2599–2610. doi:10.1080/03075079.2024.2316260

3. Dudyrev F., Romanova O., Travkin P. Employment of vocational graduates: still a slough or already a ford? Educational Studies. 2019;1:109–136. doi:10.17323/1814-9545-2019-1-109-136

4. Maltseva V., Rozenfeld N. Educational and career trajectories of the Russian youth in a longitudinal perspective: a case of university graduates. Educational Studies. 2022;3:99–148. doi:10.17323/1814-9545-2022-3-99-148

5. Ванкевич Е.В., Горовой С.О. Исследование трудоустройства выпускников как дополнительный инструмент оценки востребованных навыков на рынке труда молодежи. Белорусский экономический журнал. 2022;2:91–106. doi:10.46782/1818-4510-2022-2-91-106

6. Parziale F., Scotti I. Education as a resource of social innovation. SAGE Open. 2016;6(3). doi:10.1177/2158244016662691

7. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Саморегуляция смысложизненных ценностей в культурном пространстве молодежи. Вестник Института социологии. 2019;10(4):164–186. doi:10.19181/vis.2019.31.4.614

8. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. Санкт-Петербург: Высшая религиозно философская школа; 2001. 445 c.

9. Карадже Т.В. Темпоральность как динамическая характеристика изменений социальной системы. Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2022;2:130–143. doi:10.31862/2500-2988-2022-13-2-130-143

10. Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. Время социальной общности. Екатеринбург: Гуманитарный университет; 2017. 347 с.

11. Попов В.В., Забровский В.А., Скрипниченко А.А. Специфика субъективного времени индивида в специальной социальной группе (студенческой группе). Социология. 2022;2:332–337.

12. Кох И.А., Орлов В.А. Ценности и профессиональное самоопределение студенческой молодежи. Образование и наука. 2020;22(2):141–168. doi:10.17853/1994-5639-2020-2-143-170

13. Касьянова Т.И., Мальцев А.В., Зубова Л.В. Ценностные ориентации в профессиональном самоопределении студентов различных специальностей. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022;2(46):72–80. doi:10.54509/22203036_2022_2_72

14. Libkovska U., Lusena-Ezera I. Development of youth professional interests in accordance with labour market requirements. Global Journal of Business, Economics and Management. 2017;7(2):225– 236. doi:10.18844/gjbem.v7i2.2952

15. Che Musa M., Bernabé E., Gallagher J. Career expectations and influences among dental students in Malaysia. International Dental Journal. 2016;66(4):229–236. doi:10.1111/idj.12224

16. Дидковская Я.B., Трынов Д.В., Чистяков П.А. Профессиональные стратегии студентов в контексте образа социального будущего. Социологические исследования. 2023;9:63–77. doi:10.31857/S013216250027778-8

17. Lah M. The professional skills of future language teachers: the case of Slovenian students. XLin guae. 2022;15(4):38–48. doi:10.18355/XL.2022.15.04.04

18. Зеер Э.Ф., Кормильцева М.В. Профессиональное самоопределение студентов в условиях социально обусловленных конфликтующих реальностей. Образование и наука. 2012;10:79–87. doi:10.17853/1994-5639-2012-10-79-87

19. Mylrea M., Gupta T., Glass B. Developing professional identity in undergraduate pharmacy students: a role for self-determination theory. Pharmacy. 2017;5(2). doi:10.3390/pharmacy5020016

20. Burke C., Scurry T., Blenkinsopp J. Navigating the graduate labour market: the impact of social class on student understandings of graduate careers and the graduate labour market. Studies in Higher Education. 2019;45(8):1711–1722. doi:10.1080/03075079.2019.1702014

21. Jackson D., Bridgstock R., Lambert C. Subjective career success among new graduates and the role of personal factors. Education and Training. 2024;66(7):964–980. doi:10.1108/ET-01-2024-0035

22. Flores M.I., Espinosa C.L., Calero L.M. Professional profile by competences and employability in the teaching training of university students. Revista Internacional de Investigación en Ciencias Sociales. 2021;17(2):417–432. doi:10.18004/riics.2021.diciembre.417

23. Souto-Otero M., García-Álvarez J., Santos-Rego M. Subject choice motivation and students’ conceptions of employability: thin and thick. British Journal of Sociology of Education. 2023;44(4):606– 630. doi:10.1080/01425692.2023.2203364

24. Lamanauskas V. Lithuanian gymnasium students’ career and professional self determination. Psychological Thought. 2018;11(2):148–173. doi:10.5964/psyct.v11i2.308

25. Ngai S., Cheung C., Yuan R. Effects of vocational training on unemployed youths’ work motivation and work engagement: mediating roles of training adequacy and self-actualization. Children and Youth Services Review. 2016;64:93–100. doi:10.1016/j.childyouth.2016.02.020

26. Данилов A.H., Ротман Д.Г. Молодежь современной Беларуси: базовые ценности, жизненные планы и поведенческие стратегии. Вестник РУДН. Серия: Cоциология. 2021;21(3):469–481. doi:10.22363/2313-2272-2021-21-3-469-481

27. Титаренко Л.Г. Изменяющаяся ценность высшего образования: сравнительный анализ Беларуси, России, Китая. Гуманитарий Юга России. 2023;12(1):124–141. doi:10.18522/2227-8656.2023.1.10

28. Reyneke M., Botha C. The professional orientation of first year student teachers in a non-placement work-integrated learning program. International Journal of Work-Integrated Learning. 2020;21(3):303–316. Accessed November 20, 2024. https://www.ijwil.org/files/IJWIL_21_3_303_316.pdf.

29. Lundqvist C. Time horizons in young people’s career narratives – strategies, temporal orientations and imagined parallel futures negotiated in local settings. Education Inquiry. 2020;11(4):379–396. doi:10.1080/20004508.2019.1601000

30. Wang Y. Research on career planning education for college students. Journal of Contemporary Educational Research. 2023;7(12):192–196. doi:10.26689/jcer.v7i12.5789

31. Jagielska K. Motivation as a factor in educational and professional career planning of generation Z. Labor et Educatio. 2022;10:95–111. doi:10.4467/25439561LE.22.008.17534

32. Боровая Е.В. Трудоустройство молодежи в Республике Беларусь. Вестник академии МВД Республики Беларусь. 2022;2(44):9–14. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=54779512 (дата обращения: 20.11.2024).

33. Багирова А.П., Банникова Л.Н., Бледнова Н. Д. [и др.] Молодежь о будущем России и о себе: вызовы настоящего и конструирование горизонтов грядущего (по материалам VIII этапа мониторинга динамики социокультурного развития уральского студенчества 1995–2020 гг.): монография / Под общ. ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: издательство Уральского университета; 2021. 372 с. Режим доступа: https://elar.urfu.ru/handle/10995/105775 (дата обращения: 10.01.2025).

34. Розанова Я.В. Эволюция магистратуры в системе высшего профессионального образования: индикаторы и цифры. Вопросы методики преподавания в вузе. 2023;12(2):8–23. doi:10.57769/2227-8591.12.2.01


Recensión

Para cita:


Pevnaya M.V., Tarasova А.N., Telepaeva D.F., Shcharbinin S.N. The temporality of students’ professional self-determination in Russia and Belarus. The Education and science journal. 2025;27(3):169-199. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-3-169-199

Número de consultas: 228


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)