Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Диалогическое обучение: перспективный вариант организации образования

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-4-9-41

Аннотация

Введение. Современная образовательная парадигма предусматривает реализацию качественного образования с включением продуктивного обучения, ориентированного на диалог, в котором участвуют все субъекты образовательной деятельности. Потенциал диалога пока еще не до конца раскрыт школой, редко используется на практике, поэтому важно определить новую организацию совместной деятельности учителя и учащихся, в которой развивается идея познавательной активности и самостоятельности обучающихся.

Цель заключается в определении ресурсов диалогического обучения в условиях обращения к личности обучающегося и взаимодействия субъектов познавательной деятельности при обмене информацией, активном присвоении способов интеллектуальной и практической работы.

Методология, методы и методики. В работе были раскрыты методологические основы диалогического обучения, включающие личностно-ориентированный, аксиологический, проблемный и деятельностный подходы. Выяснилось, что объединяет все выявленные подходы личностно-ориентированный, предполагающий учет индивидуальных особенностей субъектов деятельности в процессе организации диалогового взаимодействия и определения динамики развития обучающихся. В процессе исследования использовались методы анализа, синтеза и обобщения теории и практики организации диалогического обучения.

Результаты. Представлена многомерность диалога в образовательном процессе, который подчеркивает образ человека, его субъектность и индивидуальность в условиях диалогового взаимодействия. Определяется потенциал диалога в процессе обращения к культуре как преобразующей деятельности человека. Диалогическое обучение реализует несколько функций в современном образовании, которые обеспечивают разностороннее развитие личности, ее творческое самовыражение: образовательная, воспитательная, развивающая, функция диалогового взаимодействия. В результате выполнения исследования представлены перспективные инструменты диалогического обучения: вопросно-ответная организация познавательной деятельности; учебный диалог, групповое обсуждение проблемы, парная форма взаимодействия. Научная новизна. Диалогическое обучение рассматривается как система, в центре которой находится субъект диалога, способный преобразовать себя в условиях комплекса межличностных отношений.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в практике среднего и высшего образования. Предлагаемые инструменты диалогического обучения могут найти применение в образовательной деятельности с учетом характеристик субъектов диалогического обучения, особенностей диалоговых отношений, потенциала коммуникативного взаимодействия.

Об авторе

Н. А. Асташова
Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского
Россия

Асташова Надежда Александровна – доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики.

Брянск



Список литературы

1. Сластенин В.А. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия»; 2004. 368 с. Режим доступа: https://sdo.mgaps.ru/books/K4/M6/file/1.pdf (дата обращения: 24.08.2024).

2. Белова С.В. Гуманитарный принцип в построении профессионального образования: теория и практика: монография. Чебоксары: Среда; 2022. 176 с.

3. Бочкарева О.В. Диалог как стратегия образовательной политики будущего. Евразийский образовательный диалог: материалы международного форума. 17–19 апреля 2013 г. Часть 1. Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО; 2013:39–41. Режим доступа: http://forum.yar.ru/fileadmin/obr_forum1/files/Chast_1.pdf (дата обращения: 24.08.2024).

4. Гвалдин А.Ю. Понимание диалога в современной зарубежной педагогике. Современные тенденции в науке и образовании: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. София: Издателска Къща «СОРоС» ; Нефтекамск: РИО НИЦ «Мир науки»; 2017:380–389.

5. Горшкова В.В. Феномен образования человека: избранные научные труды. Санкт-Петербург: Астерион; 2020. 490 с.

6. Перфильева Е.И., Ерофеева А.В. Теория и практика педагогического диалога в образовательном процессе вуза. Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2012;17:207–222. Режим доступа: https://publications.hse.ru/articles/61345018 (дата обращения: 24.08.2024).

7. Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. В книге: Каган М. С. Теоретические проблемы философии. Избранные труды в 2 ч. Часть 1. Москва: Юрайт; 2025. 341 с. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/564033 (дата обращения: 03.03.2025).

8. Сомкин А.А. Личностно ориентированный подход в системе современного гуманитарного образования: от монологизма к диалогической модели обучения. Образование и наука. 2019;21(3):9–28. doi:10.17853/1994-5639-2019-3-9-28

9. Хуторской А.В. Диалогичность как проблема современного образования. Вопросы философии. 2018;4:109–114.

10. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учеб. пособие. Москва: Международные отношения; 2017. 226 с.

11. Matusov E. Journey into Dialogic Pedagogy. New York: Nova Science Publishers; 2009. 495 p. Accessed August 12, 2024. https://ematusov.soe.udel.edu/vita/Articles/Matusov,%20Journey%20into%20Dialogic%20Pedagogy,%202009.pdf

12. Wegerif R. Dialogic education: what is it and why do we need it? Education Review. 2006;19(2):58–66. doi:10.1007/978-0-387-71142-3

13. Ермолаева Е.Б. Основные характеристики диалогического взаимодействия (к определению актуальных задач педагогики диалога). Образование и наука. 2012;1(7):18–34. doi:10.17853/1994-5639-2012-7-18-34

14. Rule R. Dialogue and Boundary Learning. Rotterdam: SensePublishers; 2015. 178 p. Accessed August 24, 2024. https://link.springer.com/book/10.1007/978-94-6300-160-1

15. Топольская Т.А. О понятии «диалог» в психологических исследованиях общения и консультативной практике (часть 1). Консультативная психология и психотерапия. 2011;19(4):69–90. Режим доступа: https://psyjournals.ru/journals/cpp/archive/2011_n4/49244 (дата обращения: 24.08.2024).

16. Alexander R.J. Towards Dialogic Teaching: Rethinking Classroom Talk. York: Dialogos; 2008. 60 p. Accessed August 24, 2024. https://pure.york.ac.uk/portal/en/publications/towards-dialogic-teaching-rethinking-classroom-talk-4th-edition

17. Bohm D. On Dialogue. London, New York: Routledge; 2004. 114 p. Accessed August 24, 2024. https://books.google.ru/books?id=UclYQFQDiFsC&hl=ru&source=gbs_book_other_versions

18. Bereiter C., Scardamalia M. Knowledge building and knowledge creation: one concept, two hills to climb. In: Tan S.C., So H.J., Yeo J., eds. Knowledge Creation in Education. Singapore: Springer; 2014:35–52. doi:10.1007/978-981-287-047-6_3

19. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Санкт-Петербург: Питер ; Лидер; 2010. 282 с. Режим доступа: http://www.vixri.ru/d2/Ananev%20B.G.%20_Chelovek%20kak%20predmet%20poznanija.pdf (дата обращения: 20.06.2024).

20. Асташова Н.А. Развитие аксиосферы студентов в образовании педагогического профиля: технологический контекст. В книге: Асташова Н.А. Развитие аксиосферы будущих педагогов в условиях диалогового пространства образования: монография. Брянск: РИО БГУ ; Издво «Белобережье»; 2018:144–157. Режим доступа: https://e-catalog.nlb.by (дата обращения: 15.07.2024).

21. Журавлева Е.А. Межкультурный диалог как фактор развития единого гуманитарного пространства. В книге: Акулова А.А., Буянов Н.Н., Вартаньян Э.Г. [и др.] Толерантность и культура межнационального общения: учебно-методическое пособие (для студентов высших учебных заведений). Краснодар: Просвещение-Юг; 2009:71–75. Режим доступа: https://m.eruditor.one/file/3139173 (дата обращения: 24.07.2024).

22. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, методика. Москва: Баласс; 2015. 272 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01008084801 (дата обращения: 20.06.2024).

23. Медведев А.М., Жуланова И.В. Деятельностный подход как ориентир современного образования: исходное содержание и риски редукции. Мир науки. Педагогика и психология. 2021;2(9). Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/20PSMN221.pdf (дата обращения: 18.07.2024).

24. Хуторской А.В. Соотношение деятельности и содержания образования. Школьные технологии. 2007;3:10–17. Режим доступа: https://narodnoe.org/journals/shkolnie-tehnologii/2007-3/sootnoshenie-deyatelnosti-i-soderjaniya-obrazovaniya (дата обращения: 08.07.2024).

25. Чанышева Г.О коммуникативной компетентности. Высшее образование в России. 2005;2:148– 151.

26. Wegerif R. Dialogic or dialectic? The significance of ontological assumptions in research on educational dialogue. British Educational Research Journal. 2013. doi:10.1080/1411920701532228

27. Виноградова И.В. Несоотносимость пространства диалога с пространством коммуникации в образовательном процессе. Серия Symposium. Диалог в образовании: сборник материалов конференции. 2002;22. Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/text/vinogradova-iv/nesootnosimost-prostranstva-dialoga-s-prostranstvom-kommunikacii-v (дата обращения: 24.08.2024).

28. Федоров Б.И. Учебные задания и диалог как средство обучения и развития интеллекта. Философские науки. 2009;11:110–120.

29. Гасова О.В. Теоретико-методические аспекты формирования учебного диалога: монография. Минск: БНТУ; 2017. 144 с. Режим доступа: https://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/33671/Teoretiko-metodicheskie_aspekty_formirovaniya_uchebnogo_dialoga.pdf?sequence=8 (дата обращения: 24.08.2024).

30. Асташова Н.А., Малькина О.В., Якимович И.Г. Дискуссионный клуб: организация деятельности с перспективой достойного будущего: методическое пособие. Брянск: РИО БГУ; Изд-во «Белобережье»; 2018. 96 с. Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_010222659 (дата обращения: 15.07.2024).

31. Buber M. Ich und Du. Stuttgart: Reclam; 2008. 142 p. (In German) Accessed June 11, 2024. https://openlibrary.org/works/OL12337W/Ich_und_du?edition=ia%3Aichunddu00bube

32. Jay T., Willis B., Thomas P., Taylor R., Moore N., Burnett C., et al. Dialogic teaching – Evaluation Report and Executive Summary. London, UK; 2017. Accessed August 24, 2024. https://www.academia.edu/48906021/Dialogic_Teaching_Evaluation_report_and_executive_summary

33. Matusov E., Miyazaki K. Dialogue on dialogic pedagogy. Dialogic Pedagogy: an International Online Journal. 2014. Accessed August 23, 2024. http://dpj.pitt.edu/ojs/index.php/pj1/article/view/121/60

34. Марголис А.А., Ковалев С.Д., Телегин М.В., Кондратьев Е.А. Программа «Философия для детей» («Ромашка-Почемучка»). Москва: МГППУ; 2005. Режим доступа: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/1998_n1/Margolis (дата обращения: 24.08.2024).

35. Телегин М.В. Воспитательный диалог: образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста. Москва: ДеНово; 2012. 288 с. Режим доступа: http://www.mtelegin.ru/dialog/vdialog (дата обращения: 22.08.2024).

36. Рубцов В.В., Марголис А.А., Телегин М.В. Психологическое исследование генеза и развития житейских понятий в условиях учебного диалога (второй этап). Психологическая наука и образование. 2008;2:61–69. Режим доступа: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2008_n2/Rubtsov_Margolis_Telegin (дата обращения: 22.08.2024).


Рецензия

Для цитирования:


Асташова Н.А. Диалогическое обучение: перспективный вариант организации образования. Образование и наука. 2025;27(4):9-41. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-4-9-41

For citation:


Astashova N.A. Dialogic learning: a promising approach to educational organisation. The Education and science journal. 2025;27(4):9-41. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-4-9-41

Просмотров: 426


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)