Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Диалогическое обучение: перспективный вариант организации образования

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-4-9-41

Texto completo:

Resumen

Введение. Современная образовательная парадигма предусматривает реализацию качественного образования с включением продуктивного обучения, ориентированного на диалог, в котором участвуют все субъекты образовательной деятельности. Потенциал диалога пока еще не до конца раскрыт школой, редко используется на практике, поэтому важно определить новую организацию совместной деятельности учителя и учащихся, в которой развивается идея познавательной активности и самостоятельности обучающихся.

Цель заключается в определении ресурсов диалогического обучения в условиях обращения к личности обучающегося и взаимодействия субъектов познавательной деятельности при обмене информацией, активном присвоении способов интеллектуальной и практической работы.

Методология, методы и методики. В работе были раскрыты методологические основы диалогического обучения, включающие личностно-ориентированный, аксиологический, проблемный и деятельностный подходы. Выяснилось, что объединяет все выявленные подходы личностно-ориентированный, предполагающий учет индивидуальных особенностей субъектов деятельности в процессе организации диалогового взаимодействия и определения динамики развития обучающихся. В процессе исследования использовались методы анализа, синтеза и обобщения теории и практики организации диалогического обучения.

Результаты. Представлена многомерность диалога в образовательном процессе, который подчеркивает образ человека, его субъектность и индивидуальность в условиях диалогового взаимодействия. Определяется потенциал диалога в процессе обращения к культуре как преобразующей деятельности человека. Диалогическое обучение реализует несколько функций в современном образовании, которые обеспечивают разностороннее развитие личности, ее творческое самовыражение: образовательная, воспитательная, развивающая, функция диалогового взаимодействия. В результате выполнения исследования представлены перспективные инструменты диалогического обучения: вопросно-ответная организация познавательной деятельности; учебный диалог, групповое обсуждение проблемы, парная форма взаимодействия. Научная новизна. Диалогическое обучение рассматривается как система, в центре которой находится субъект диалога, способный преобразовать себя в условиях комплекса межличностных отношений.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в практике среднего и высшего образования. Предлагаемые инструменты диалогического обучения могут найти применение в образовательной деятельности с учетом характеристик субъектов диалогического обучения, особенностей диалоговых отношений, потенциала коммуникативного взаимодействия.

Del autor

Н. Асташова
Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского
Russian Federation


Referencias

1. Сластенин В.А. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия»; 2004. 368 с. Режим доступа: https://sdo.mgaps.ru/books/K4/M6/file/1.pdf (дата обращения: 24.08.2024).

2. Белова С.В. Гуманитарный принцип в построении профессионального образования: теория и практика: монография. Чебоксары: Среда; 2022. 176 с.

3. Бочкарева О.В. Диалог как стратегия образовательной политики будущего. Евразийский образовательный диалог: материалы международного форума. 17–19 апреля 2013 г. Часть 1. Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО; 2013:39–41. Режим доступа: http://forum.yar.ru/fileadmin/obr_forum1/files/Chast_1.pdf (дата обращения: 24.08.2024).

4. Гвалдин А.Ю. Понимание диалога в современной зарубежной педагогике. Современные тенденции в науке и образовании: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. София: Издателска Къща «СОРоС» ; Нефтекамск: РИО НИЦ «Мир науки»; 2017:380–389.

5. Горшкова В.В. Феномен образования человека: избранные научные труды. Санкт-Петербург: Астерион; 2020. 490 с.

6. Перфильева Е.И., Ерофеева А.В. Теория и практика педагогического диалога в образовательном процессе вуза. Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2012;17:207–222. Режим доступа: https://publications.hse.ru/articles/61345018 (дата обращения: 24.08.2024).

7. Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. В книге: Каган М. С. Теоретические проблемы философии. Избранные труды в 2 ч. Часть 1. Москва: Юрайт; 2025. 341 с. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/564033 (дата обращения: 03.03.2025).

8. Сомкин А.А. Личностно ориентированный подход в системе современного гуманитарного образования: от монологизма к диалогической модели обучения. Образование и наука. 2019;21(3):9–28. doi:10.17853/1994-5639-2019-3-9-28

9. Хуторской А.В. Диалогичность как проблема современного образования. Вопросы философии. 2018;4:109–114.

10. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учеб. пособие. Москва: Международные отношения; 2017. 226 с.

11. Matusov E. Journey into Dialogic Pedagogy. New York: Nova Science Publishers; 2009. 495 p. Accessed August 12, 2024. https://ematusov.soe.udel.edu/vita/Articles/Matusov,%20Journey%20into%20Dialogic%20Pedagogy,%202009.pdf

12. Wegerif R. Dialogic education: what is it and why do we need it? Education Review. 2006;19(2):58–66. doi:10.1007/978-0-387-71142-3

13. Ермолаева Е.Б. Основные характеристики диалогического взаимодействия (к определению актуальных задач педагогики диалога). Образование и наука. 2012;1(7):18–34. doi:10.17853/1994-5639-2012-7-18-34

14. Rule R. Dialogue and Boundary Learning. Rotterdam: SensePublishers; 2015. 178 p. Accessed August 24, 2024. https://link.springer.com/book/10.1007/978-94-6300-160-1

15. Топольская Т.А. О понятии «диалог» в психологических исследованиях общения и консультативной практике (часть 1). Консультативная психология и психотерапия. 2011;19(4):69–90. Режим доступа: https://psyjournals.ru/journals/cpp/archive/2011_n4/49244 (дата обращения: 24.08.2024).

16. Alexander R.J. Towards Dialogic Teaching: Rethinking Classroom Talk. York: Dialogos; 2008. 60 p. Accessed August 24, 2024. https://pure.york.ac.uk/portal/en/publications/towards-dialogic-teaching-rethinking-classroom-talk-4th-edition

17. Bohm D. On Dialogue. London, New York: Routledge; 2004. 114 p. Accessed August 24, 2024. https://books.google.ru/books?id=UclYQFQDiFsC&hl=ru&source=gbs_book_other_versions

18. Bereiter C., Scardamalia M. Knowledge building and knowledge creation: one concept, two hills to climb. In: Tan S.C., So H.J., Yeo J., eds. Knowledge Creation in Education. Singapore: Springer; 2014:35–52. doi:10.1007/978-981-287-047-6_3

19. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Санкт-Петербург: Питер ; Лидер; 2010. 282 с. Режим доступа: http://www.vixri.ru/d2/Ananev%20B.G.%20_Chelovek%20kak%20predmet%20poznanija.pdf (дата обращения: 20.06.2024).

20. Асташова Н.А. Развитие аксиосферы студентов в образовании педагогического профиля: технологический контекст. В книге: Асташова Н.А. Развитие аксиосферы будущих педагогов в условиях диалогового пространства образования: монография. Брянск: РИО БГУ ; Издво «Белобережье»; 2018:144–157. Режим доступа: https://e-catalog.nlb.by (дата обращения: 15.07.2024).

21. Журавлева Е.А. Межкультурный диалог как фактор развития единого гуманитарного пространства. В книге: Акулова А.А., Буянов Н.Н., Вартаньян Э.Г. [и др.] Толерантность и культура межнационального общения: учебно-методическое пособие (для студентов высших учебных заведений). Краснодар: Просвещение-Юг; 2009:71–75. Режим доступа: https://m.eruditor.one/file/3139173 (дата обращения: 24.07.2024).

22. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, методика. Москва: Баласс; 2015. 272 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01008084801 (дата обращения: 20.06.2024).

23. Медведев А.М., Жуланова И.В. Деятельностный подход как ориентир современного образования: исходное содержание и риски редукции. Мир науки. Педагогика и психология. 2021;2(9). Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/20PSMN221.pdf (дата обращения: 18.07.2024).

24. Хуторской А.В. Соотношение деятельности и содержания образования. Школьные технологии. 2007;3:10–17. Режим доступа: https://narodnoe.org/journals/shkolnie-tehnologii/2007-3/sootnoshenie-deyatelnosti-i-soderjaniya-obrazovaniya (дата обращения: 08.07.2024).

25. Чанышева Г.О коммуникативной компетентности. Высшее образование в России. 2005;2:148– 151.

26. Wegerif R. Dialogic or dialectic? The significance of ontological assumptions in research on educational dialogue. British Educational Research Journal. 2013. doi:10.1080/1411920701532228

27. Виноградова И.В. Несоотносимость пространства диалога с пространством коммуникации в образовательном процессе. Серия Symposium. Диалог в образовании: сборник материалов конференции. 2002;22. Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/text/vinogradova-iv/nesootnosimost-prostranstva-dialoga-s-prostranstvom-kommunikacii-v (дата обращения: 24.08.2024).

28. Федоров Б.И. Учебные задания и диалог как средство обучения и развития интеллекта. Философские науки. 2009;11:110–120.

29. Гасова О.В. Теоретико-методические аспекты формирования учебного диалога: монография. Минск: БНТУ; 2017. 144 с. Режим доступа: https://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/33671/Teoretiko-metodicheskie_aspekty_formirovaniya_uchebnogo_dialoga.pdf?sequence=8 (дата обращения: 24.08.2024).

30. Асташова Н.А., Малькина О.В., Якимович И.Г. Дискуссионный клуб: организация деятельности с перспективой достойного будущего: методическое пособие. Брянск: РИО БГУ; Изд-во «Белобережье»; 2018. 96 с. Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_010222659 (дата обращения: 15.07.2024).

31. Buber M. Ich und Du. Stuttgart: Reclam; 2008. 142 p. (In German) Accessed June 11, 2024. https://openlibrary.org/works/OL12337W/Ich_und_du?edition=ia%3Aichunddu00bube

32. Jay T., Willis B., Thomas P., Taylor R., Moore N., Burnett C., et al. Dialogic teaching – Evaluation Report and Executive Summary. London, UK; 2017. Accessed August 24, 2024. https://www.academia.edu/48906021/Dialogic_Teaching_Evaluation_report_and_executive_summary

33. Matusov E., Miyazaki K. Dialogue on dialogic pedagogy. Dialogic Pedagogy: an International Online Journal. 2014. Accessed August 23, 2024. http://dpj.pitt.edu/ojs/index.php/pj1/article/view/121/60

34. Марголис А.А., Ковалев С.Д., Телегин М.В., Кондратьев Е.А. Программа «Философия для детей» («Ромашка-Почемучка»). Москва: МГППУ; 2005. Режим доступа: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/1998_n1/Margolis (дата обращения: 24.08.2024).

35. Телегин М.В. Воспитательный диалог: образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста. Москва: ДеНово; 2012. 288 с. Режим доступа: http://www.mtelegin.ru/dialog/vdialog (дата обращения: 22.08.2024).

36. Рубцов В.В., Марголис А.А., Телегин М.В. Психологическое исследование генеза и развития житейских понятий в условиях учебного диалога (второй этап). Психологическая наука и образование. 2008;2:61–69. Режим доступа: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2008_n2/Rubtsov_Margolis_Telegin (дата обращения: 22.08.2024).


Recensión

Para cita:


Astashova N.A. Dialogic learning: a promising approach to educational organisation. The Education and science journal. 2025;27(4):9-41. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-4-9-41

Número de consultas: 471


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)