Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Влияние практико-ориентированной исследовательской деятельности на профессиональное самоопределение студентов

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-4-42-73

Texto completo:

Resumen

Введение. Практико-ориентированный подход выполняет сегодня ключевую роль в подготовке студентов. Характеризующие его черты входят в определенное противоречие с условиями, в которых разворачивается непрерывный процесс профессионального самоопределения. Разрешение этого противоречия на основе изучения и реализации потенциала практико-ориентированной исследовательской деятельности в развитии профессионального самоопределения студентов является актуальной проблемой.

Цель – выявить и доказать связь положительной динамики профессионального самоопределения студентов с выполнением ими практико-ориентированной исследовательской деятельности.

Методология, методы и методики. В методологическом плане исследование опирается на системно-деятельностный, контекстный и исследовательский подходы, в соответствии с которыми выстроены этапы и содержание практико-ориентированной исследовательской деятельности субъектов образовательного процесса в вузе. Для диагностики компонентов профессионального самоопределения студентов разработан авторский опросник. Для выявления статистически значимых различий диагностируемых компонентов в экспериментальной группе до и после поисково-преобразующего эксперимента применен G-критерий знаков. Для сравнения изменений в экспериментальной группе с изменениями в контрольной группе был использован t-критерий Стьюдента.

Результаты и научная новизна. Выявлены педагогические возможности практико-ориентированной исследовательской деятельности в профессиональном самоопределении студентов, в том числе повышение уровня осознанности и субъектности профессионального самоопределения, познавательной активности и самостоятельности, развитие необходимых для этого когнитивных процессов; преодоление разрыва между теоретическими знаниями и их практическим применением и др. Определены и экспериментально апробированы педагогические условия, способствующие повышению уровня профессионального самоопределения студентов в процессе практико-ориентированной исследовательской деятельности. Экспериментально подтверждена связь положительной динамики развития профессионального самоопределения и степени вовлеченности студентов в практико-ориентированную исследовательскую деятельность в вузе, ее результативности и продуктивности.

Практическая значимость. Разработанное методическое обеспечение применения практико-ориентированных исследовательских заданий в образовательном процессе может быть использовано для повышения эффективности содержания и совершенствования технологий педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов педагогических направлений подготовки.

De los autores

М. Антонова
Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева
Russian Federation


П. Замкин
Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева
Russian Federation


Referencias

1. Сериков В.В. Педагогическое исследование: в поисках путей повышения качества. Образование и наука. 2015;(7):4–23. doi:10.17853/1994-5639-2015-7-4-23

2. Басюк В.С., Казакова Е.И., Врублевская Е.Г. Результаты мониторинга педагогического образования: ценностно-смысловая интерпретация. Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. 2022;4:152–168. doi:10.34823/332.2022.1.51747

3. Загвязинский В.И., Шафранов-Куцев Г.Ф., Андреева О.С. [и др.]. Подготовка педагогаисследователя в университетском образовании. Тюмень. Тюменский государственный университет; 2017. 162 c. Режим доступа: https://www.directmedia.ru/book-573758-podgotovka-pedagoga-issledovatelya-v-universitetskom (дата обращения: 27.11.2024).

4. Кригер Е.Э. Сопровождение профессионального самоопределения педагога в ситуациях неопределенности. Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2018;11(1):27–37. doi:10.28995/2073-6398-2018-1-27-37

5. Zeichner K., Diniz-Pereira J. Investigación de los educadores y formación docente orientada a la transformación social. Revista Interamericana de Educación de Adultos. 2006;28(2):137–151. Accessed November 11, 2024. https://www.redalyc.org/pdf/4575/457545086006.pdf

6. Zuber-Skerritt O. An educational framework for participatory action learning and action research (PALAR). Educational Action Research. 2018;26(4):513–532. doi:10.1080/09650792.2018.1464939

7. Guilfoyle L., McCormack O., Erduran S. The role of research experiences in developing pre-service teachers’ epistemic beliefs. Teaching and Teacher Education. 2024;144. doi:10.1016/j.tate.2024.104599

8. Sayago Z., Chacón M. Las prácticas profesionales en la formación docente: hacia un nuevo diario de ruta. Educere. 2006;10(32):55–66. Accessed November 11, 2024. https://www.scienceopen.com/document?vid=797cbbaf-e677-4361-9ad5-9697858887d1

9. Carr W., Kemmis S. Becoming Critical: Education Knowledge and Action Research. Taylor & Francis; 2003. 260 p. doi:10.4324/9780203496626

10. Гусева И.В. Исследование процесса выбора профессии студентами. Научные труды СевероЗападного института управления. 2018;9(4-36):133–138.

11. Лях П.П. Выбор профессии как начальная стадия профессиональной социализации студента. Ученые заметки ТОГУ. 2018;9(4):185–189. Режим доступа: https://togudv.ru/media/ejournal/articles-2019/TGU_9_384.pdf (дата обращения: 27.11.2024).

12. Романова А.В. Уровень осознанности профессионального выбора у студентов на разных этапах обучения в вузе. Инновационное социально ориентированное развитие России: материалы I Всероссийской научно-практической конференции; 31 октября 2016 г. Томск: Профессиональная наука; 2016:496–501.

13. Туарменский В.В., Иванов Е.С., Барановский А.В. Сравнительный анализ мотивов профессионального выбора студентов государственного вуза. Человеческий капитал. 2017;6(102):49–51.

14. Филоненко В.И., Мосиенко О.С., Магранов А.С. Представления студенческой молодежи о профессиональном выборе (по материалам межрегиональных социологических исследований 2006-2016 гг.). Вопросы образования. 2020;1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-studencheskoy-molodezhi-o-professionalnom-vybore-po-materialam-mezhregionalnyh-sotsiologicheskih-issledovaniy-2006 (дата обращения: 05.11.2024).

15. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Размышления о профессиональном самоопределении молодежи. Вестник практической психологии образования. 2007;4(3):42–45. Режим доступа: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2007_n3/28855 (дата обращения: 27.11.2024).

16. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психологические особенности самоопределения личности в постиндустриальном обществе. Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2019;1(53):76– 83.

17. Повшедная Ф.В., Канакова А.Е. Опытно-экспериментальное исследование по формированию уровней развития профессионального самоопределения студентов ссуза. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;4(24):200–207. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/opytno-eksperimentalnoe-issledovanie-po-formirovaniyu-urovney-razvitiya-professionalnogo-samoopredeleniya-studentov-ssuza (дата обращения: 27.11.2024).

18. Блинов В.И. Есенина Е.Ю., Родичев Н.Ф., Сергеев И.С. Самоопределение личности в условиях неопределенности. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение обучающихся: вызовы времени: сборник научных статей по материалам Всероссийской научнопрактической конференции, посвященной памяти академика РАО, доктора педагогических наук, профессора С. Н. Чистяковой, 24 апреля 2020 г. Саранск: Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева; 2020:34–39. Режим доступа: https://rcpomo.ggtu.ru/wp-content/uploads/content/metodicheskij_kabinet/research/blinov_v.i./Samoopredelenie%20lichnosti%20v%20usloviyah%20neopredelennosti.pdf (дата обращения: 27.11.2024).

19. Кузнецова Т.В. Роль профессионального самоопределения в формировании учебной мотивации студентов вуза. Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2020;2:114–119.

20. Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности – новая версия методики «Уровень субъективного контроля». Психологический журнал. 1999;2:43–51. Режим доступа: file:///C:/Users/User/Downloads/85124.pdf (дата обращения: 27.11.2024).

21. Белякова Е.Г., Быков С.А. Осмысленность жизни и профессиональный опыт как предикторы профессионального самоопределения будущих педагогов. Национальный психологический журнал. 2022;4(48):29–41. doi:10.11621/npj.2022.0404

22. Кулакова А.И. Особенности формирования осознанности профессионального выбора в период общего обучения. Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015;21(1):78–82. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-osoznannosti-professionalnogo-vybora-v-period-obschego-obucheniya (дата обращения: 27.11.2024).

23. Озерина А.А., Ульянина О.А. Особенности социокультурной идентичности современного студента. Образование и наука. 2023;25(2):164–190. doi:10.17853/1994-5639-2023-2-164-190

24. Шнейдер Л. Б.Профессиональная идентичностьв информационном обществе: тиски и объятия цифровизации. Психея и Пневма: Проблемы формирования профессиональной идентичности у лиц помогающих профессий: материалы XV Сретенской Международной научно-практической конференции, 24–25 февраля 2022 г. Санкт-Петербург: Русская христианская гуманитарная академия; 2022:5–9.

25. Черевко М.А. Динамика профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей вузов: социологический анализ. Власть и управление на Востоке России. 2011;2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-professionalnogo-samoopredeleniya-studentov-pedagogicheskih-spetsialnostey-vuzov-sotsiologicheskiy-analiz (дата обращения: 27.11.2024).

26. Белякова Е.Г., Захарова И.Г. Профессиональное самоопределение и профессиональная идентичность студентов-педагогов в условиях индивидуализации образования. Образование и наука. 2020;22(1):84–112. doi:10.17853/1994–5639–2020–1-84–112

27. Бережнова Е.В., Петрова Л.А. Основные функции обращения к практике в прикладном педагогическом исследовании. Гуманитарные науки и образование. 2021;12(2–46):12–19. doi:10.51609/2079-3499_2021_12_02_12

28. Сергеев И.С., Родичев Н.Ф., Сикорская-Деканова М.А. Профессиональное самоопределение и его сопровождение в постиндустриальном мире: попытка прогноза. Профессиональное образование и рынок труда. 2018;4:39–50. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-i-ego-soprovozhdenie-v-postindustrialnom-mire-popytka-prognoza (дата обращения: 27.11.2024).

29. Brew A., Saunders C. Making sense of research-based learning in teacher education. Teaching and Teacher Education/ 2020;87. doi:10.1016/j.tate.2019.102935

30. Griffioen D.M.E. The influence of undergraduate students’ research attitudes on their intentions for research usage in their future professional practice. Innovations in Education and Teaching International. 2018;56(2):162–172. doi:10.1080/14703297.2018.1425152

31. Казанцев И.В., Молчатский С.Л. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор личностного самоопределения. Поволжский педагогический вестник. 2016;2(11):76–81. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-issledovatelskaya-deyatelnost-studentov-kak-faktor-lichnostnogo-samoopredeleniya (дата обращения: 27.11.2024).

32. Zeivots S., Buchanan, J.D., Pressick-Kilborn K. Pre-service teachers becoming researchers: the role of professional learning groups in creating a community of inquiry. Australian Educational Researcher. 2024;51:463–480. doi:10.1007/s13384-022-00589-2

33. АнтоноваМ.В.Характеристикасистемыподготовкибудущихпедагоговкпрофориентационной деятельности в общем образовании. В книге: Подуфалов Н.Д. Инновационные процессы в высшем и среднем профессиональном образовании и профессиональном самоопределении: сборник научных трудов. Москва: ООО Издательство «Экон-Информ»; 2024:217–226.

34. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Родичев Н.Ф., Сергеев И.С. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения и его возможные модели в условиях неопределенности социума и рынков труда. Профессиональное образование и рынок труда. 2020;3:72–85. doi:10.24411/2307-4264-2020-10310

35. Белякова Е.Г. Сопровождение профессионального самоопределения студентов – будущих педагогов: ценностно-смысловой подход. Инновационные проекты и программы в образовании. 2018;4:64–72. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/soprovozhdenie-professionalnogo-samoopredeleniya-studentov-buduschih-pedagogov-tsennostno-smyslovoy-podhod (дата обращения: 27.11.2024).

36. Shaw N. Pre-service teachers as researchers of educational practices: effects on students’ narration of their learner autobiography. Teaching and Teacher Education. 2023;128. doi:10.1016/j.tate.2023.104119

37. Finefter-Rosenbluh I., Power K. Exploring preservice teachers’ professional vision: modes of isolation, ethical noticing, and anticipation in research communities of practice. Teaching and Teacher Education. 2023;132. doi:10.1016/j.tate.2023.104245

38. Плотникова Н.Н. Динамика образа карьеры студентов педагогических специальностей в процессе профессионального образования. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017;4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-obraza-kariery-studentov-pedagogicheskih-spetsialnostey-v-protsesse-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 27.11.2024).


Recensión

Para cita:


Antonova M.V., Zamkin P.V. The impact of practice-oriented research activities on students’ professional self-determination. The Education and science journal. 2025;27(4):42-73. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-4-42-73

Número de consultas: 498


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)