Особенности проявления буллинга у студентов вузов
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-4-122-148
Аннотация
Введение. Проблема буллинга в образовательных организациях в настоящее время признается как мировой, так и отечественной общественностью. В студенческом коллективе булинг отличается более сложной структурой, целенаправленностью и осознанностью, что обусловливает необходимость разработки коррекционных программ, учитывающих особенности его причин и протекания именно в высшей школе.
Цель работы – исследовать особенности проявления буллинга в студенческом коллективе.
Методология, методы и методики. В основу формирования теоретической базы исследования положен гуманистический подход в образовании. Для достижения поставленной цели использовались методика на выявление буллинг-структуры Е. Г. Норкиной; для выявления эмоциональных реакций тест эмоций Басса – Дарки; методика психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями «Стратегии совладающего поведения»; методика на определение уровня комфортности обучающихся Н. Е. Щурковой «Круги». В исследовании приняли добровольное участие 124 студента Новосибирского государственного технического университета.
Результаты. Выявлены ведущие психологические роли и позиции в ситуации буллинга у студентов: «защитник» и «наблюдатель». У студентов гуманитарной и технической направленности не обнаружено достоверных различий в показателях буллинг-структуры. Более выраженными эмоциональными реакциями студентов в буллинг-ситуациях являются раздражение и обидчивость. В то же время в исследуемой выборке не выражена ни одна форма проявления агрессии. Значимых различий в двух группах не выявлено. Определены стратегии совладающего поведения: умеренно распространены все стратегии, наиболее явно выражена стратегия дистанцирования. Отмечена определенная разница в уровне комфортности в образовательной организации для студентов разных направлений: у студентов технического направления уровень комфортности незначительно выше, чем у студентов гуманитарного профиля.
Научная новизна. В настоящем исследовании описаны особенности проявления буллинга в студенческом коллективе. Выявлена и проанализирована специфика проявления буллинг-поведения у студентов технической и гуманитарной направленности. Практическая значимость. Результаты, полученные в результате исследования, могут быть использованы (с небольшой долей адаптации) для определения ситуации буллинга в студенческом коллективе; разработки профилактических и коррекционных программ, направленных на предотвращение и своевременное реагирование при обнаружении данного явления.
Об авторе
Е. Г. ОгольцоваРоссия
Огольцова Елена Геннадиевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики. Scopus Author ID 56786388100.
Новосибирск
Список литературы
1. Olweus D. School bullying: development and some important challenges. Annual Review of Clinical Psychology. 2013;9:751–780. doi:10.1146/annurev-clinpsy-050212-185516
2. Фомина А.В., Молчанова Л.Н. Современные представления о школьном буллинге в России и за рубежом. Коллекция гуманитарных исследований. 2020;3(23):6–12. doi:10.21626/jchr/2020-2(23)/1
3. Кривцова С.В., Шапкина А.Н. Особенности школьного буллинга, создающие проблемы его выявления. Вопросы психологии. 2022;68(2):26–39. Режим доступа: http://www.voppsy.ru (дата обращения: 15.12.2024).
4. Груздева А.И. Теоретический анализ понятия буллинг и его видов. Психология и педагогика в Крыму: пути развития. 2023;6:60–66. Режим доступа: http://psikhologiya-v-krimu-puti-razvitiya.online (дата обращения: 15.12.2024).
5. Foody M., Samara M., O’Higgins Norman J. Bullying by siblings and peers: poly-setting victimization and the association with problem behaviours and depression. British Journal of Educational Psychology. 2020;90:138–157. doi:10.1111/bjep.12311
6. Покровская С.Е., Чекановская И.А. Особенности буллинга в подростковом и юношеском возрасте. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2022;3(86):73–77. Режим доступа: https://elib.bspu.by/handle/doc/57698 (дата обращения: 15.12.2024).
7. Шалагинова К.С., Куликова Т.И., Залыгаева С.А. Гендерные особенности буллинга в подростковом возрасте. Психологическая наука и образование. 2019;24(4):62–71. doi:10.17759/pse.2019240405
8. Hellstrom L., Beckman L. Adolescents’ perception of gender differences in bullying. Scandinavian Journal of Psychology. 2020;61:90–96. doi:10.1111/sjop.12523
9. Abacioglu C.S., Epskamp S., Fischer A.H., Volman M. Effects of multicultural education on student engagement in lowand high-concentration classrooms: the mediating role of student relationships. Learning Environments Research. 2023;26:951–975. doi:10.1007/s10984-023-09462-0
10. Молчанова Л.Н., Кузнецова А.А., Фомина А.В., Прокофьева А.А. Особенности статусноролевой структуры риска школьного буллинга среди подростков. Перспективы науки и образования. 2022;4 (58):440–456. doi:0.32744/pse.2022.4.26
11. Al Qudah M.F., Al-Barashdi H.S., Hassan E.M.A.H., Albursan I.S., Heilat M.Q., Bakhiet S.F.A., Al-Khadher M.A. Psychological security, psychological loneliness, and age as the predictors of cyber-bullying among university students. Community Mental Health Journal. 2020;56:393–403. doi:10.1007/s10597-019-00455-z
12. Pichel R., Foody M., Norman J., Feijóo S., Varela J., Rial A. Bullying, cyberbullying and the overlap: what does age have to do with it? Sustainability (Switzerland). 2021;13(15). doi:10.3390/su13158527
13. Назаров В.Л., Авербух Н.В., Буйначева А.В. Буллинг и кибербуллинг в современной школе. Образование и наука. 2022;24(2):169–205. doi:10.17853/1994-5639-2022-2-169-205
14. Muresan L.M. Bullying аnd cyberbullying proximal and specific differences in middle schools in Romania. European Proceedings of Conference: Education, Reflection, Development, Seventh Edition. 2020:536–544. doi:10.15405/epsbs.2020.06.53
15. Tay E.M.K. Revisiting the definition of bullying in the context of higher education. International Journal of Bullying Prevention. 2023. doi:10.1007/s42380-023-00199-1
16. Tight M. Bullying in higher education: an endemic problem? Tertiary Education and Management. 2023;29:123–137. doi:10.1007/s11233-023-09124-z
17. Петросянц В.Р., Гридяева Л.Н., Арпентьева М.Р. Буллинг и проблемы психологической безопасности образования. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022;1(88):40–49. doi:10.24412/1999-6241-2022-188-40-49
18. Ye B., Fan N., Im H., Liu M., Wang X., Yang Q. Relation between child psychological maltreatment profiles and problematic online behaviors among Chinese college students. Journal of Child and Family Studies. 2023;33:673–686. doi:10.1007/s10826-023-02631-y
19. Бочавер А.А. Школьный опытбуллинга и актуальное благополучие у студентов.Психологическая наука и образование. 2021;26(2):17–27. doi:10.17759/pse.2021260202
20. Segovia-González M.M., Ramírez-Hurtado J. M., Contreras I. Analyzing the risk of being a victim of school bullying. The relevance of students’ self-perceptions. Child Indicators Research. 2023;6:2141–2163. doi:10.1007/s12187-023-10045-x
21. Sharif-Nia H., Marôco J., Rahmatpour P., Allen K.A., Kaveh O., Hoseinzadeh E. Bullying behaviors and intention to drop-out among nursing students: the mediation roles of sense of belonging and major satisfaction. Sharif-Nia et al. BMC Nursing. 2023;22:417. doi:10.1186/s12912-023-01584-3
22. Murphy D., Leonard S.J., Taylor L.K., Santos F.H. Educational achievement and bullying: the mediating role of psychological difficulties. British Journal of Educational Psychology. 2022;92:1487– 1501. doi:10.1111/bjep.12511
23. Руланн Э. Как остановить травлю в школе: Психология моббинга. Москва: Генезис; 2012. 264 с. Режим доступа: https://www.psychol-ok.ru/lib/roland_e/kotvs/kotvs_03.html (дата обращения: 15.12.2024).
24. Berkowitz R., Winstok Z. The association between teacher–student and peer relationships and the escalation of peer school victimization. Child Indicators Research. 2022;15:2243–2265. doi:10.1007/s12187-022-09961-1
25. Van Gils F. E., Verschueren K., Demol K., ten Bokkel I. M., Colpin H. Teachers’ bullying-related cognitions as predictors of their responses to bullying among students. British Journal of Educational Psychology. 2023;93:513–530. doi:10.1111/bjep.12574
26. Четверикова Т.Ю. Буллинг в инклюзивной образовательной среде школы: оценка педагогических тактик. Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters). 2023;7. Режим доступа: http://emissia.org/offline/2023/3272.htm (дата обращения: 15.12.2024).
27. Pham Y.K., Murray C., Gau J. The inventory of teacher–student relationships: factor structure and associations with school engagement among high‐risk youth. Psychology in the Schools. 2022;59:413–429. doi:10.1002/pits.22617
28. Лепешев Д.В. Педагогический буллинг как социально-психологическая проблема. Наука и реальность / Science & Reality. 2022;2(10):6–11. Режим доступа: https://zhurnalnir.ru (дата обращения: 12.12.2024).
29. Норкина Е.Г. Методика на выявление «буллинг-структуры». Таврический научный обозреватель. 2016;3(8):170–174. Режим доступа: http://tavr.science (дата обращения: 15.12.2024).
30. Резапкина Г.В. К вопросу о соотношении внутренних и внешних мотивов поведения. Психолого-экономические исследования. 2020;7(3):79–84. Режим доступа: http://www.cper.ru (дата обращения: 15.12.2024).
31. Романова М.В., Фролкина А.В. Особенности проявления школьного буллинга у подростков.russian Journal of Education and Psychology. 2021;12(3):63–73. doi:10.12731/2658-4034-2021-123-63-73
32. Wandera S.O., Clarke K., Knight L., Naker D., Devries K. Violence against children perpetrated by peers: A cross-sectional school-based survey in Uganda. Child Abuse and Neglect. 2017;68:65–73. doi:10.1016/j.chiabu.2017.04.006
33. Waasdorp T.E., Fu R., Clary L.K., Bradshaw C.P. School climate and bullying bystander responses in middle and high school. Journal of Applied Developmental Psychology. 2022;80. doi:10.1016/j.appdev.2022.101412
34. Strindberg J., Horton P., Thornberg R. Coolness and social vulnerability: Swedish pupils’ reflections on participant roles in school bullying. Research Papers in Education. 2020;35(5):603–622. doi:10.1080/02671522.2019.1615114
Рецензия
Для цитирования:
Огольцова Е.Г. Особенности проявления буллинга у студентов вузов. Образование и наука. 2025;27(4):122-148. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-4-122-148
For citation:
Ogoltsova E.G. Features of bullying manifestation among university students. The Education and science journal. 2025;27(4):122-148. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-4-122-148