Профессиональное развитие педагогов: психологический портрет
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-4-149-174
Аннотация
Введение. Проблема несоответствия качества специалистов, которых готовит система профессионального образования, запросам рынка труда и потребностям экономики в целом обостряется с каждым годом. При этом ключевой фигурой в обеспечении качества профессионального образования в новых реалиях является педагог профессионального образования. Уровень квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения напрямую связан с образовательными результатами, эффективность же работы педагогического работника имеет прямую связь с его личностными качествами.
Цель статьи – выявление ключевых для профессионально-педагогической деятельности психологических характеристик педагогов профессионального образования.
Методология, методы и методики. Исследование проведено с учетом основных позиций личностно-ориентированного (Е. Н. Волкова, S. Lee, E. Tadesse, H. Yin) и практико-ориентированного (В. И. Блинов, S. Billett, A. Ibrahim, N. Zhou) подходов. В исследовании приняли участие педагогические работники организаций системы среднего профессионального образования Свердловской и Тамбовской областей Российской Федерации (n = 213). Для диагностики индивидуально-психологических и личностных особенностей педагогов профессионального образования были применены индивидуально-типологический опросник Л. Н. Собчик и краткий ориентировочный тест В. Н. Бузина, Э. Ф. Вандерлик, для анализа полученных результатов использовались методы статистического анализа: дескриптивная статистика и корреляционный анализ – непараметрический коэффициент корреляции r-Спирмена, кластерный анализ.
Результаты. Анализируемые характеристики были объединены в 3 ярко выраженных кластера: внутренняя восприимчивость и рефлексивность; защитный; деятельностный. Сензитивность, ригидность и спонтанность определены как доминирующие качества педагогов профессионального образования. Названы две негативные тенденции в личностном портрете педагога профессионального образования (тревожность и ригидность) и одна положительная (лабильность).
Научная новизна. Полученные в ходе апробации результаты в виде личностных качеств педагогов профессионального образования, способствующих и препятствующих эффективной реализации профессионально-педагогической деятельности, могут служить основой для разработки программ психолого-педагогического сопровождения и личностного развития педагогов СПО. Практическая значимость исследования заключается в использовании разработанной методики диагностики уровня выраженности личностных качеств педагогов профессионального образования для дальнейшего масштабирования с целью своевременно реагирования посредством организации адресных корректирующе-повышающих мероприятий.
Ключевые слова
Об авторах
Э. Ф. ЗеерРоссия
Зеер Эвальд Фридрихович – заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии профессионального развития.
Екатеринбург
А. А. Коновалов
Россия
Коновалов Антон Андреевич – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики, ResearcherID ABD-2865-2021, Scopus Author ID 57325487000.
Екатеринбург
Список литературы
1. Billett S. Learning through work: augmenting vocational educational experiences to meet 21st-century work requirements. In: International Encyclopedia of Education (Fourth Edition). 2023:452–461. doi:10.1016/B978-0-12-818630-5.02083-2
2. Кубрушко П.Ф., Шингарева М.В., Атапина Ю.А. Педагогическая подготовка преподавателей системы среднего профессионального образования. Профессиональное образование и рынок труда. 2022;2:36–46. doi:10.52944/PORT.2022.49.2.004
3. Tadesse E., Gao C., Sun J., Khalid S., Lianyu C. The impact of socioeconomic status on self-determined learning motivation: a serial mediation analysis of the influence of Gaokao score on seniority in Chinese higher vocational college students. Children and Youth Services Review. 2022;143. doi:10.1016/j.childyouth.2022.106677
4. Zhou N., Tigelaar D., Admiraal W. Vocational teachers’ professional learning: a systematic literature review of the past decade. Teaching and Teacher Education. 2022;119. doi:10.1016/j.tate.2022.103856
5. McDonald P., Korber M. Employer preferences for vocational over general education: evidence from an employer survey experiment. Research in Social Stratification and Mobility. 2023;83. doi:10.1016/j.rssm.2022.100756
6. Коновалов А.А., Сатдыков А.И., Есенина Е.Ю. Подготовка, профессиональное развитие и оценка навыков педагогов профессионального образования за рубежом. Science for Education Today. 2022;12(6):138–164. doi:10.15293/2658-6762.2206.06
7. Блинов В.И., Куртеева Л.Н. Профессионалитет – новая сущность и старые смыслы. Техник транспорта: образование и практика. 2021;2(3):248–255. doi:10.46684/2687-1033.2021.3.248255
8. Дубицкий В.В., Коновалов А.А., Лыжин А.И., Феоктистов А.В., Неумывакин В.С. Мастер производственного обучения 2.0: кадровый потенциал проекта «Профессионалитет». Образование и наука. 2022;24(1):67–100. doi:10.17853/1994-5639-2022-1-67-100
9. Власова О.И., Чебыкина И.В., Заглодина Т.А. Педагогические работники среднего профессионального образования: актуальное состояние профессиональной группы. Профессиональное образование и рынок труда. 2022;10(4):115–129. doi:10.52944/PORT.2022.51.4.003
10. Ibrahim A., Aljneibi F. The influence of personal and work-related factors on teachers’ commitment during educational change: a study on UAE public schools. Heliyon. 2022;8(11). doi:10.1016/j.heliyon.2022.e11333
11. Lee S.W., Lee E.A. Teacher qualification matters: the association between cumulative teacher qualification and students’ educational attainment. International Journal of Educational Development. 2020;77. doi:10.1016/j.ijedudev.2020.102218
12. Волкова Е.Н. Личностные особенности учителя XXI века: анализ эмпирических исследований проблемы. Образование и наука. 2022;24(3):126–157. doi:10.17853/1994-5639-2022-3-126-157
13. Nasrollahi Shahri M.N. The development of teacher identity, emotions and practice: before and after graduation from an MA TESOL program. System. 2018;78:91–103. doi:10.1016/j.system.2018.08.003
14. Yin H., Yi Tam W.W., Lau E. Happy teachers are efficacious and committed, but not vice versa: unraveling the longitudinal relationships between Hong Kong kindergarten teachers’ psychological well-being, self-efficacy, and commitment. Teaching and Teacher Education. 2023;123. doi:10.1016/j.tate.2022.103997
15. Ерошенкова Е.И., Шаповалова И.С., Карабутова Е.А., Анохина С.В., Мирошникова О.С. Просоциальная компетентностная модель будущего педагога. Образование и наука. 2022;24(2):11–47. doi:10.17853/1994-5639-2022-2-11-47
16. Schuler S., Fanta D., Rosenkraenzer F., Riess W. Systems thinking within the scope of education for sustainable development (ESD) – a heuristic competence model as a basis for (science) teacher education. Journal of Geography in Higher Education. 2018;42(2):192–204. doi:10.1080/03098265.2017.1339264
17. Göncz L. Teacher personality: a review of psychological research and guidelines for a more comprehensive theory in educational psychology. Open Review of Educational Research. 2017;1(4):75–95. doi:10.1080/23265507.2017.1339572
18. Kell H.J. Do teachers’ personality traits predict their performance? A comprehensive review of the empirical literature from 1990 to 2018. ETS Research Report Series. 2019;1:1–27. doi:10.1002/ets2.12241
19. Kim L.E., Jörg V., Klassen R.M. A meta-analysis of the effects of teacher personality on teacher effectiveness and burnout. Educational Psychology Review. 2019;1(31):163–195. doi:10.1007/s10648018-9458-2
20. Pishghadam R., Sahebjam S. Personality and emotional intelligence in teacher burnout. Spanish Journal of Psychology. 2012;1(15):227–236. doi:10.5209/rev_SJOP.2012.v15.n1.37314
21. Шаров А.А., Заводчиков Д.П., Осипова И.В. Soft-компетенции как результат подготовки педагогов профессионального образования. Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021;2(5):82–90. doi:10.17853/26868970-2021-2-82-90
22. Balve P., Ebert L. Ex post evaluation of a learning factory – competence development based on graduates feedback. Procedia Manufacturing. 2019;31:8–13. doi:10.1016/j.promfg.2019.03.002
23. Heckman J.J., Kauts T. Hard evidence on soft skills. Labour Economics. 2012;19(4):451–464. doi:10.1016/j.labeco.2012.05.014
24. Коновалов А.А. Дефициты методической компетентности педагогов профессионального обучения. Образование и саморазвитие. 2023;18(2):81–99. doi:10.26907/esd.18.2.07
25. Комарницкая Е.А., Шашенкова Е.А. Совершенствование системы непрерывной подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения. Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021;4(7):11–28. doi:10.17853/2686-8970-2021-4-11-28
26. Шаров А.А., Коновалов А.А. Универсальные компетенции педагогов профессионального образования: методика оценки и анализ взаимосвязей. Science for Education Today. 2022;12(5):7–21. doi:10.15293/2658-6762.2205.01
27. Погодаева М.В., Чепурко Ю.В. Исследование эмоциональной компетентности педагогов и ее развитие в ходе тренинговых занятий. Science for Education Today. 2022;2:51–72. doi:10.15293/2658-6762.2202.03
28. Corbin C.M., Downer J.T., Lowenstein A.E., Brown J.L. Reconsidering teachers’ basic psychological needs in relation to psychological functioning across an academic year. Teaching and Teacher Education. 2023;123. doi:10.1016/j.tate.2022.103989
29. Barak M.H., Shoshana A. “Learning is not the most important thing; it’s to make them into human beings”: teacher identity in vocational schools in Israel. Teaching and Teacher Education. 2022;117. doi:10.1016/j.tate.2022.103794
30. Simona G. Teacher training for embedding life skills into vocational teaching. Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015;180:814–819. doi:10.1016/j.sbspro.2015.02.215
31. Слепко Ю.Н., Ледовская Т.В., Цымбалюк А.Э. Анализ данных и интерпретация результатов психологического исследования: учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского; 2015. 290 с. Режим доступа: https://yspu.org/images/8/89/ (дата обращения: 10.09.2024).
32. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СанктПетербург: Речь; 2018. 480 с. Режим доступа: https://psytests.org/book/sobchik-psychology-individual.html (дата обращения: 10.09.2024).
33. Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. Ростов-на-Дону: Феникс; 2016. 375 с. Режим доступа: https://psytests.org/book/istratova-psychodiagnostics.html (дата обращения: 10.09.2024).
34. Butcher J.N., Perry J.N. Personality Assessment in Treatment Planning: Use of the MMPI-2 and BTPI. New York: Oxford University Press; 2008. 259 p. Accessed September 10, 2024. https://global.oup.com/us/companion.websites/9780195330977/
35. Гутник И.Ю. Педагогическая диагностика профессиональных дефицитов учителя в условиях трансформации современного образования. Science for Education Today. 2021;4:33–45. doi:10.15293/2658-6762.2104.02
36. Новопашина Л.А., Григорьева Е.Г., Кузина Д.В., Черкасова Ю.А. Факторы связи профессиональных дефицитов учителей с результатами обучения школьников. Science for Education Today. 2021;6:7–30. doi:10.15293/2658-6762.2106.01
37. Зеер Э.Ф., Заводчиков Д.П. Модель soft-компетенций педагога среднего профессионального образования. Профессиональное образование и рынок труда. 2022;10(4):82–97. doi:10.52944/PORT.2022.51.4.006
38. Symeonidis V., Haas E., Schneider K. Personal, social and professional support for newly qualified teachers: teacher induction in Austria. Teaching and Teacher Education. 2023;121. doi:10.1016/j.tate.2022.103916
39. Volodina A., Lindner C., Retelsdorf J. Personality traits and basic psychological need satisfaction: their relationship to apprentices’ life satisfaction and their satisfaction with vocational education and training. International Journal of Educational Research. 2019;93:197–209. doi:10.1016/j.ijer.2018.11.003
40. Савченков А.В. Устойчивая мотивация к осуществлению педагогической деятельности как компонент профессиональной гибкости будущих педагогов. Science for Education Today. 2020;10(1):43–61. doi:10.15293/2658-6762.2001.03
41. Zhang L., Li M., Fan W., Chang B., Postiglione G.A. Thinking styles and vocational identity among senior-year students in elite universities in mainland China. Thinking Skills and Creativity. 2022;45. doi:10.1016/j.tsc.2022.101101
42. Klaeijsen A., Vermeulen M., Martens R. Teachers’ innovative behaviour: the importance of basic psychological need satisfaction, intrinsic motivation, and occupational self-efficacy. Scandinavian Journal of Educational Research. 2017;5(62):769–782. doi:10.1080/00313831.2017.1306803
43. Cattaneo A., Antonietti C., Rauseo M. How digitalised are vocational teachers? Assessing digital competence in vocational education and looking at its underlying factors. Computers & Education. 2022;176. doi:10.1016/j.compedu.2021.104358
44. Никитин В.Н., Дягилева Ю.О., Черный Е.В. Саморегуляция как инструмент преодоления стрессогенных ситуаций и психологический метод здоровьесбережения. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2021;7(4):140–149. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_47341263_61881234.pdf (дата обращения: 10.09.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Зеер Э.Ф., Коновалов А.А. Профессиональное развитие педагогов: психологический портрет. Образование и наука. 2025;27(4):149-174. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-4-149-174
For citation:
Zeer E.F., Konovalov A.A. Professional development of teachers: a psychological profile. The Education and science journal. 2025;27(4):149-174. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-4-149-174