Самостоятельность как проявление субъектности ученика в саморегуляции учебной деятельности
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-5-91-110
Аннотация
Введение. В статье рассматривается самостоятельность как проявление субъектности в деятельности. Показано, что важнейшей характеристикой субъектности является способность к саморегуляции, проявляющаяся и развивающаяся в условиях, когда ученик в учебной деятельности имеет возможность выбора на каждом из этапов саморегуляции.
Целью данного исследования является обоснование рекомендаций, позволяющих учителю развивать самостоятельность ученика.
Методология, методы и методики. В основу исследования положены личностно-ориентированный и системный подходы. Методология выстраивалась в соответствии с теорией осознанной саморегуляции, последовательно развиваемой в работах О. А. Конопкина. Эмпирическая основа получена в результате онлайн-анкетирования учителей и учеников, собеседований с учителями.
Результаты. Установлено, что самостоятельность ученика будет развиваться, если ему от постановки цели и до коррекции результатов, выяснения и формирования его собственной точки зрения на явления окружающего мира и на самого себя будет предоставлена возможность выбора, а образовательное пространство обучающегося будет содержать альтернативы из дихотомических направлений развития. Завершающим этапом учебно-познавательной деятельности должен стать этап коррекции субъектом собственной системы саморегулирования.
Научная новизна. Разработаны и обоснованы рекомендации к организации учебно-познавательной деятельности обучающегося, необходимые для развития его самостоятельности.
Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы педагогами-теоретиками для дальнейшего развития теории субъектности, а также учителями-практиками для рефлексии своей педагогической деятельности в аспекте повышения самостоятельности своих учеников.
Об авторах
А. П. УсольцевРоссия
Усольцев Александр Петрович – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физики, технологии и методики обучения физике и технологии Института математики, физики, информатики
AuthorID 458383,
Scopus Author ID 56974191100
Екатеринбург
О. П. Мерзлякова
Россия
Мерзлякова Ольга Павловна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики, технологии и методики обучения физике и технологии Института математики, физики, информатики
AuthorID 774044
Екатеринбург
Б. М. Игошев
Россия
Игошев Борис Михайлович – доктор педагогических наук, профессор кафедры физики, технологии и методики обучения физике и технологии Института математики, физики, информатики
AuthorID 330668
Екатеринбург
Список литературы
1. Усольцев А.П. Принципы развития мышления. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет; 2023. 220 с. Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/18623/1/mon00168.pdf (дата обращения: 15.11.2024).
2. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке (статья первая). Психологический журнал. 1991;12(6):3–11. Режим доступа: https://psy.jes.su/s020595920000621-0-1-ru-156 (дата обращения: 15.11.2024).
3. Брушлинский А.В. Психология субъекта и его деятельности. В сборнике: Дружинин В.Н., Александров И.О., Александров Ю.И. и др. Современная психология : справочное руководство. Москва: Инфра-М;1999:330–346. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35055234&pff=1 (дата обращения: 15.11.2024).
4. Брушлинский А.В. Перспективные направления в разработке психологии субъекта. Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1999;3:76–79. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42365834 (дата обращения: 15.11.2024).
5. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. Москва: Изд-во АН СССР; 1958. 147 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01008356088 (дата обращения: 15.11.2024).
6. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. Москва: Наука; 1966. 451 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01003351714 (дата обращения: 15.11.2024).
7. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Москва: Академия; 2002. 320 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004483193 (дата обращения: 15.11.2024).
8. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурнофункциональный аспект). Вопросы психологии. 1995;1:5–12. Режим доступа: https://persev.ru/bibliography/psihicheskaya-samoregulyaciya-proizvolnoy-aktivnosti-cheloveka-strukturno-funkcionalnyy (дата обращения: 15.11.2024).
9. Andrade H.L., Brookhart S.M., Yu E.C. Classroom assessment as co-regulated learning: a systematic review. Frontiers in Education. 2021;6. doi:10.3389/feduc.2021.751168
10. Bandura A. Toward a psychology of human agency: pathways and reflections. Perspectives on Psychological Science. 2018;13(2):130–136. doi:10.1177/1745691617699280
11. Heckhausen J. Integrating and instigating research on person and situation, motivation and volition, and their development. Motivation Science. 2020;6(3):185–188. doi:10.1037/mot0000166
12. Inzlicht M., Werner K.M., Briskin J.L., Roberts B.W. Integrating models of self-regulation. Annual Review of Psychology. 2021;72(1):319–345. doi:10.31234/osf.io%2Fdpjye
13. Koole S.L., Schlinkert C., Maldei T., Baumann N. Becoming who you are: an integrative review of self-determination theory and personality systems interactions theory. Journal of Personality. 2019;87(1):15–36. doi:10.1111/jopy.12380
14. Panadero E.A Review of self-regulated learning: six models and four directions for research. Frontiers in Psychology. 2017;8:422. doi:10.3389/fpsyg.2017.00422
15. Seli H., Dembo M.H. Motivation and learning strategies for college success: a focus on self-regulated learning. New York: Routledge; 2020. doi:10.4324/9780429400711
16. Ryan R.M., Deci E.L. Facilitating and hindering motivation, learning, and well-being in schools: research and observations from self-determination theory. In: Wentzel K.R., Miele D.B., eds. Handbook of Motivation at School. New York: Routledge; 2016:96–119. doi:10.4324/9781315773384
17. Zimmerman B.J. Motivational sources and outcomes of self-regulated learning and performance. In: Schunk D.H., Zimmerman B., eds. Handbook of Self-Regulation of Learning and Performance. New York: Routledge; 2011:49–64. Accessed December 17, 2024. https://www.researchgate.net/publication/284023768
18. Pintrich P.R. A conceptual framework for assessing motivation and self-regulated learning in college students. Educational Psychology Review. 2004;16(4):385–407. doi:10.1007/s10648-004-0006-x
19. Winne P.H., Hadwin A.F. The weave of motivation and self-regulated learning. In: Winne P.H., Hadwin A.F., eds. Motivation and Self-Regulated Learning: Theory, Research, and Applications. New York: Lawrence Erlbaum Associates; 2008:297–314. Accessed December 17, 2024. https://www.researchgate.net/publication/284503687
20. Петровский В.А. Активность, деятельность, индивидуальность: между вчера и завтра (методологические заметки). Мир психологии. 2020;2(102):20–31. Режим доступа: https://publications.hse.ru/articles/433698317 (дата обращения: 15.11.2024).
21. Петровский В.А. Субъектность Я в персонологической ретроспективе. Мир психологии. 2021;1-2(105):174–193. Режим доступа: https://publications.hse.ru/articles/554873507 (дата обращения: 15.11.2024).
22. Baumeister R.F. Free will in scientific psychology. Perspectives on Psychological Science. 2008;3(1):14– 19. doi:10.1111/j.1745-6916.2008.00057.x
23. Maturana U. The Theory of Autopoiesis Systems in the Social Sciences. Frankfurt; New York; 1980. 229 p.
24. Хомский Н. Язык и мышление. Москва: Изд-во Московского государственного университета; 1972. 123 с. Режим доступа: https://djvu.online/file/XCVWuLl4c2Jwc (дата обращения: 15.11.2024).
25. Гурина И.А. Понятие «познавательная самостоятельность» в отечественной педагогической науке: история, генезис, современная трактовка (вторая половина XIX – XX вв.). Москва: Илекса; 2009. 272 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004389132 (дата обращения: 15.11.2024).
26. Heckhausen J., Wrosch C., Schulz R. Agency and motivation in adulthood and old age. Annual Review of Psychology. 2019;70:191–217. doi:10.1146/annurev-psych-010418-103043
27. Rydzik A., Anitha S. Conceptualising the agency of migrant women workers: resilience, reworking and resistance. Work, Employment and Society. 2019;34(5):883–899. doi:10.1177/0950017019881939
28. Shiner R.L., Soto Ch.J., De Fruyt F. Personality assessment of children and adolescents. Annual Review of Developmental Psychology. 2021;3:113–137. doi:10.1146/annurev-devpsych-050620-114343
29. Cavazzoni F., Fiorini A., Veronese G. How do we assess how agentic we are? A literature review of existing instruments to evaluate and measure individuals’ agency. Social Indicators Research. 2022;159:1125–1153. doi:10.1007/s11205-021-02791-8
30. Моросанова В.И. Дифференциально-психологические основы саморегуляции в обучении и воспитании подрастающего поколения. Мир психологии. 2013;2(74):189–199. doi:10.1007/s11159-011-9198-8
31. Усольцев А.П. О конструктах уроков по ФГОС. Образование и наука. 2017;19(5):55–71. doi:10.17853/1994-5639-2017-5-55-71
32. Аронова Е.А., Моросанова В.И. Саморегуляция и самосознание субъекта. Психологический журнал. 2008;29(1):14–22. Режим доступа: https://psy.jes.su/s0205-95920000617-5-1-ru-38 (дата обращения: 15.11.2024).
33. Arnold I. John Hattie: visible learning: а synthesis of over 800 meta-analyses relating to achievement. International Review of Education. 2008;57:219–221. doi:10.1007/s11159-011-9198-8
Рецензия
Для цитирования:
Усольцев А.П., Мерзлякова О.П., Игошев Б.М. Самостоятельность как проявление субъектности ученика в саморегуляции учебной деятельности. Образование и наука. 2025;27(5):91-110. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-5-91-110
For citation:
Usoltsev A.P., Merzlyakova O.P., Igoshev B.M. Independence as a manifestation of a student’s subjectivity in the self-regulation of learning activities. The Education and science journal. 2025;27(5):91-110. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-5-91-110