Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Самостоятельность как проявление субъектности ученика в саморегуляции учебной деятельности

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-5-91-110

Texto completo:

Resumen

Введение. В статье рассматривается самостоятельность как проявление субъектности в деятельности. Показано, что важнейшей характеристикой субъектности является способность к саморегуляции, проявляющаяся и развивающаяся в условиях, когда ученик в учебной деятельности имеет возможность выбора на каждом из этапов саморегуляции.

Целью данного исследования является обоснование рекомендаций, позволяющих учителю развивать самостоятельность ученика.

Методология, методы и методики. В основу исследования положены личностно-ориентированный и системный подходы. Методология выстраивалась в соответствии с теорией осознанной саморегуляции, последовательно развиваемой в работах О. А. Конопкина. Эмпирическая основа получена в результате онлайн-анкетирования учителей и учеников, собеседований с учителями.

Результаты. Установлено, что самостоятельность ученика будет развиваться, если ему от постановки цели и до коррекции результатов, выяснения и формирования его собственной точки зрения на явления окружающего мира и на самого себя будет предоставлена возможность выбора, а образовательное пространство обучающегося будет содержать альтернативы из дихотомических направлений развития. Завершающим этапом учебно-познавательной деятельности должен стать этап коррекции субъектом собственной системы саморегулирования.

Научная новизна. Разработаны и обоснованы рекомендации к организации учебно-познавательной деятельности обучающегося, необходимые для развития его самостоятельности.

Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы педагогами-теоретиками для дальнейшего развития теории субъектности, а также учителями-практиками для рефлексии своей педагогической деятельности в аспекте повышения самостоятельности своих учеников.

De los autores

А. Усольцев
Уральский государственный педагогический университет
Russian Federation


О. Мерзлякова
Уральский государственный педагогический университет
Russian Federation


Б. Игошев
Уральский государственный педагогический университет
Russian Federation


Referencias

1. Усольцев А.П. Принципы развития мышления. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет; 2023. 220 с. Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/18623/1/mon00168.pdf (дата обращения: 15.11.2024).

2. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке (статья первая). Психологический журнал. 1991;12(6):3–11. Режим доступа: https://psy.jes.su/s020595920000621-0-1-ru-156 (дата обращения: 15.11.2024).

3. Брушлинский А.В. Психология субъекта и его деятельности. В сборнике: Дружинин В.Н., Александров И.О., Александров Ю.И. и др. Современная психология : справочное руководство. Москва: Инфра-М;1999:330–346. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35055234&pff=1 (дата обращения: 15.11.2024).

4. Брушлинский А.В. Перспективные направления в разработке психологии субъекта. Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1999;3:76–79. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42365834 (дата обращения: 15.11.2024).

5. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. Москва: Изд-во АН СССР; 1958. 147 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01008356088 (дата обращения: 15.11.2024).

6. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. Москва: Наука; 1966. 451 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01003351714 (дата обращения: 15.11.2024).

7. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Москва: Академия; 2002. 320 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004483193 (дата обращения: 15.11.2024).

8. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурнофункциональный аспект). Вопросы психологии. 1995;1:5–12. Режим доступа: https://persev.ru/bibliography/psihicheskaya-samoregulyaciya-proizvolnoy-aktivnosti-cheloveka-strukturno-funkcionalnyy (дата обращения: 15.11.2024).

9. Andrade H.L., Brookhart S.M., Yu E.C. Classroom assessment as co-regulated learning: a systematic review. Frontiers in Education. 2021;6. doi:10.3389/feduc.2021.751168

10. Bandura A. Toward a psychology of human agency: pathways and reflections. Perspectives on Psychological Science. 2018;13(2):130–136. doi:10.1177/1745691617699280

11. Heckhausen J. Integrating and instigating research on person and situation, motivation and volition, and their development. Motivation Science. 2020;6(3):185–188. doi:10.1037/mot0000166

12. Inzlicht M., Werner K.M., Briskin J.L., Roberts B.W. Integrating models of self-regulation. Annual Review of Psychology. 2021;72(1):319–345. doi:10.31234/osf.io%2Fdpjye

13. Koole S.L., Schlinkert C., Maldei T., Baumann N. Becoming who you are: an integrative review of self-determination theory and personality systems interactions theory. Journal of Personality. 2019;87(1):15–36. doi:10.1111/jopy.12380

14. Panadero E.A Review of self-regulated learning: six models and four directions for research. Frontiers in Psychology. 2017;8:422. doi:10.3389/fpsyg.2017.00422

15. Seli H., Dembo M.H. Motivation and learning strategies for college success: a focus on self-regulated learning. New York: Routledge; 2020. doi:10.4324/9780429400711

16. Ryan R.M., Deci E.L. Facilitating and hindering motivation, learning, and well-being in schools: research and observations from self-determination theory. In: Wentzel K.R., Miele D.B., eds. Handbook of Motivation at School. New York: Routledge; 2016:96–119. doi:10.4324/9781315773384

17. Zimmerman B.J. Motivational sources and outcomes of self-regulated learning and performance. In: Schunk D.H., Zimmerman B., eds. Handbook of Self-Regulation of Learning and Performance. New York: Routledge; 2011:49–64. Accessed December 17, 2024. https://www.researchgate.net/publication/284023768

18. Pintrich P.R. A conceptual framework for assessing motivation and self-regulated learning in college students. Educational Psychology Review. 2004;16(4):385–407. doi:10.1007/s10648-004-0006-x

19. Winne P.H., Hadwin A.F. The weave of motivation and self-regulated learning. In: Winne P.H., Hadwin A.F., eds. Motivation and Self-Regulated Learning: Theory, Research, and Applications. New York: Lawrence Erlbaum Associates; 2008:297–314. Accessed December 17, 2024. https://www.researchgate.net/publication/284503687

20. Петровский В.А. Активность, деятельность, индивидуальность: между вчера и завтра (методологические заметки). Мир психологии. 2020;2(102):20–31. Режим доступа: https://publications.hse.ru/articles/433698317 (дата обращения: 15.11.2024).

21. Петровский В.А. Субъектность Я в персонологической ретроспективе. Мир психологии. 2021;1-2(105):174–193. Режим доступа: https://publications.hse.ru/articles/554873507 (дата обращения: 15.11.2024).

22. Baumeister R.F. Free will in scientific psychology. Perspectives on Psychological Science. 2008;3(1):14– 19. doi:10.1111/j.1745-6916.2008.00057.x

23. Maturana U. The Theory of Autopoiesis Systems in the Social Sciences. Frankfurt; New York; 1980. 229 p.

24. Хомский Н. Язык и мышление. Москва: Изд-во Московского государственного университета; 1972. 123 с. Режим доступа: https://djvu.online/file/XCVWuLl4c2Jwc (дата обращения: 15.11.2024).

25. Гурина И.А. Понятие «познавательная самостоятельность» в отечественной педагогической науке: история, генезис, современная трактовка (вторая половина XIX – XX вв.). Москва: Илекса; 2009. 272 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004389132 (дата обращения: 15.11.2024).

26. Heckhausen J., Wrosch C., Schulz R. Agency and motivation in adulthood and old age. Annual Review of Psychology. 2019;70:191–217. doi:10.1146/annurev-psych-010418-103043

27. Rydzik A., Anitha S. Conceptualising the agency of migrant women workers: resilience, reworking and resistance. Work, Employment and Society. 2019;34(5):883–899. doi:10.1177/0950017019881939

28. Shiner R.L., Soto Ch.J., De Fruyt F. Personality assessment of children and adolescents. Annual Review of Developmental Psychology. 2021;3:113–137. doi:10.1146/annurev-devpsych-050620-114343

29. Cavazzoni F., Fiorini A., Veronese G. How do we assess how agentic we are? A literature review of existing instruments to evaluate and measure individuals’ agency. Social Indicators Research. 2022;159:1125–1153. doi:10.1007/s11205-021-02791-8

30. Моросанова В.И. Дифференциально-психологические основы саморегуляции в обучении и воспитании подрастающего поколения. Мир психологии. 2013;2(74):189–199. doi:10.1007/s11159-011-9198-8

31. Усольцев А.П. О конструктах уроков по ФГОС. Образование и наука. 2017;19(5):55–71. doi:10.17853/1994-5639-2017-5-55-71

32. Аронова Е.А., Моросанова В.И. Саморегуляция и самосознание субъекта. Психологический журнал. 2008;29(1):14–22. Режим доступа: https://psy.jes.su/s0205-95920000617-5-1-ru-38 (дата обращения: 15.11.2024).

33. Arnold I. John Hattie: visible learning: а synthesis of over 800 meta-analyses relating to achievement. International Review of Education. 2008;57:219–221. doi:10.1007/s11159-011-9198-8


Recensión

Para cita:


Usoltsev A.P., Merzlyakova O.P., Igoshev B.M. Independence as a manifestation of a student’s subjectivity in the self-regulation of learning activities. The Education and science journal. 2025;27(5):91-110. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-5-91-110

Número de consultas: 274


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)