Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Самоактуализация как предиктор персонификации личности студента

https://doi.org/10.17853/1994-56392025-5-142-167

Аннотация

Введение. В статье раскрывается один из компонентов персонификации – самоактуализация как стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, способностей, своего потенциала, как ощущение собственной ценности (самоценность), как процесс самопознания и самопринятия.

Цель заключается в определении компонентов самоактуализации и выявлении степени детерминированности зависимых переменных самоактуализации: самоценности, самопринятия, самообвинения, внутренней честности, от независимых переменных компонентов персонификации: самоотношения, мотивации, активности и самоорганизации.

Методология, методы и методики. Теоретико-методологическую основу исследования составили концепция персонификации А. Б. Орлова, теории самоактуализации К. Гольдштейна, А. Маслоу, К. Роджерса. Основными методологическими подходами, примененными в исследовании, являются акмеологический подход (Б. Г. Ананьев) и ресурсный подход (Д. А. Леонтьев). Методами исследования являются: теоретико-методологический анализ научной литературы; эмпирические методы: для сбора данных – метод опроса, для обработки – методы математической статистики.

Результаты. Определена содержательная структура самоактуализации, построена прогнозная модель, представляющая психологические факторы, от которых зависит самоактуализация студентов. Представлены аналитические данные эмпирического исследования компонентов самоактуализации, выявлено влияние определенных компонентов персонификации на зависимую переменную – самоактуализацию студентов.

Научная новизна заключается в определении структуры самоактуализации, установлении сложного, разнонаправленного и зачастую нелинейного влияния компонентов персонификации на самоактуализацию студентов.

Практическая значимость. Аналитические данные, полученные эмпирическим путем, могут стать основой для организации образовательного процесса с целью наиболее полного выявления и развития личностного потенциала студентов. Студенты находятся на этапе личностной и профессиональной самореализации, поэтому представление реальной картины будет способствовать мобилизации ресурсов для их развития и совершенствования.

Об авторах

В. С. Третьякова
Российский государственный профессионально-педагогический университет; Уральский государственный педагогический университет
Россия

Третьякова Вера Степановна – доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры психологии образования и профессионального развития

Екатеринбург



А. А. Шаров
Российский государственный профессионально-педагогический университет; Уральский государственный педагогический университет
Россия

Шаров Антон Александрович – старший преподаватель кафедры психологии образования и профессионального развития

Екатеринбург



Э. Ф. Зеер
Российский государственный профессионально-педагогический университет; Уральский государственный педагогический университет
Россия

Зеер Эвальд Фридрихович – заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии профессионального развития

Екатеринбург



Список литературы

1. Третьякова В.С., Кайгородова А.Е., Шаров А.А., Зеер Э.Ф. Исследование социальнопрофессиональной успешности личности на основе персонификации субъекта деятельности. Science for Education Today. 2023;13(3):101–124. doi:10.15293/2658-6762.2303.05

2. Богуш М.А. Развитие идей самоактуализации в философских и психологических теориях. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2011;2:233–237. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-idey-samoaktualizatsii-v-filosofskih-i-psihologicheskih-teoriyah (дата обращения: 12.01.2025).

3. Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историкокритический анализ. Психологос. 2010. Режим доступа: https://psychologos.ru/articles/view/samoaktualizaciya-kak-dvizhuschaya-sila-lichnostnogo-razvitiya-dvoe-zn--istoriko-kriticheskiy-analiz-d.a.-leontev (дата обращения: 12.01.2025).

4. Баженова Н.И. Самоактуализация как психолого-педагогическое понятие: историкологический обзор. Педагогическое образование в России. 2012;4:27–31. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/samoaktualizatsiya-kak-psihologo-pedagogicheskoe-ponyatie-istoriko-logicheskiy-obzor (дата обращения: 12.01.2025).

5. Зенько Н.И. Самореализация личности как психолого-педагогическая проблема. Векторы психологии: психолого-педагогическая безопасность личности в современной образовательной среде: Сборник материалов III Международной заочной научно-практической конференции. Гомель: Гомельский гос. ун-т им. Франциска Скорины; 2021:393–396. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=48276117 (дата обращения: 12.01.2025).

6. Weisskopf W.A. Existential crisis and the unconscious. In: Sutich A.J., Vich M.A., eds. Readings in humanistic psychology. N.Y.: Free Press; 1969:134–144.

7. Колпачников В.В. Соотношение тенденций к актуализации и к самоактуализации в человекоцентрированном подходе. Мир психологии. 2018;3(95):104–113.

8. Вязовова Н.В., Романова Л.В. Психология самореализации и самоактуализации личности. Факторы самореализации личности. В книге: Сборник статей и тезисов: Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право. Т. 8. Москва: Московский психолого-социальный университет; 2022:157–163.

9. Мухтарова А.Х. Проблема самоактуализации личности в исследованиях зарубежных ученых. Инновационная наука. 2017;8:66–67. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-samoaktualizatsii-lichnosti-v-issledovaniyah-zarubezhnyh-uchenyh (дата обращения: 12.01.2025).

10. Тагиева О.В. Теоретические аспекты процесса самоактуализации личности в студенческом возрасте. Universum: психология и образование: электронный научный журнал. 2022;3(93). doi:10.32743/UniPsy.2022.55.93.3.13240

11. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Понятие самоактуализации по Маслоу. Психологос. 2022. Режим доступа: https://psychologos.ru/articles/view/ponyatie-samoaktualizacii-po-maslou (дата обращения: 12.01.2025).

12. Даукша Л.М., Дрозд Т.Ю. Связь самоактуализации и стрессоустойчивости у учителей. Проблемы психологического благополучия: Материалы Международной заочной научной конференции. Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург – Фергана; 2022:377–383.

13. Рыбакова Н.А. Объективные источники и внешне-активизирующие условия самоактуализации педагога. Психология и Психотехника. 2016;11:913–920. Режим доступа: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=68635 (дата обращения: 12.01.2025).

14. Рыбакова Н.А. Общая характеристика самоактуализации преподавателя в контексте личностно-деятельностного подхода. Наука и перспективы. 2017;4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obschaya-harakteristika-samoaktualizatsii-prepodavatelya-v-kontekste-lichnostno-deyatelnostnogo-podhoda (дата обращения: 21.01.2025).

15. Рыбакова Н.А. Самоактуализация преподавателя в контексте личностно-деятельностного подхода. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018;4(2):68–73. doi:10.30853/pedagogy.2018.4.15

16. Бондаренко О. Самоактуализация у молодых людей, занятых профессиональной и учебной деятельностью. STUDIA UNIVERSITATIS MOLDAVIAE. 2019;10(5):194–199.

17. Стахнева Л.А. Понимание субъекта и субъектности в современной психологии. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010;1:345–349. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15257876 (дата обращения: 12.01.2025).

18. Кузьмина Н.В., Диянова З.В., Щеголева Т.М. Акмеологическая теория фундаментального образования и перспективы ее реализации в подготовке будущих психологов. Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2016;18:47–55. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/akmeologicheskaya-teoriya-fundamentalnogo-obrazovaniya-i-perspektivy-ee-realizatsii-v-podgotovke-buduschih-psihologov (дата обращения: 23.01.2025).

19. Холодная М.А. Возможности объединения онтологического, субъектного и ресурсного подходов в исследовании интеллекта. В книге: Личность и бытие: Субъектный подход. Москва; 2008:201–204. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21002035 (дата обращения: 12.01.2025).

20. Леонтьев Д.А. Три мишени: личностный потенциал – зачем, что и как? Образовательная политика. 2019;3:10–16. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43142677 (дата обращения: 12.01.2025).

21. Третьякова В.С., Кайгородова А.Е., Шаров А.А., Зеер Э.Ф. Базовые компоненты личностного ресурса, характеризующие персонифицированный субъект деятельности: исследование влияния на академическую успешность студента вуза. Science for Education Today. 2024;14(2):206–230. doi:10.15293/2658-6762.2402.09

22. Пилипенко Т.С. Парадоксы феномена самопринятия. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020;26(3):36–39. doi:10.34216/2073-1426-2020-26-3-36-39

23. Yerkes R.M., Dodson J.D. The relation of strength of stimulus to rapidity of habit formation. Journal of Comparative Neurology & Psychology. 1908;18(5):459–482. doi:10.1002/cne.920180503

24. Карпинский К.В. Идея оптимума в психологической науке. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012;3:299–309. Режим доступа: https://elib.grsu.by/doc/5992 (дата обращения: 4.02.2025).

25. Зиннатова М.В. Самотрансценденция: феноменологическое исследование. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2022;3(74):116–128. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/samotranstsendentsiya-fenomenologicheskoe-issledovanie (дата обращения: 12.01.2025).


Рецензия

Для цитирования:


Третьякова В.С., Шаров А.А., Зеер Э.Ф. Самоактуализация как предиктор персонификации личности студента. Образование и наука. 2025;27(5):142-167. https://doi.org/10.17853/1994-56392025-5-142-167

For citation:


Tretyakova V.S., Sharov A.A., Zeer E.F. Self-actualisation as a predictor of student personality development. The Education and science journal. 2025;27(5):142-167. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-56392025-5-142-167

Просмотров: 169


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)