Факторы, влияющие на академическое выгорание у подростков средней школы в Марокко
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-9842
Аннотация
Введение. Психическое здоровье является одним из основных факторов, определяющих качество жизни, благополучие, социальное и профессиональное удовлетворение. Исследования показывают, что выгорание влияет не только на академическую успеваемость, но и на общую жизнь и будущую карьеру учащихся старшей школы. Цель. В исследовании изучались уровень выгорания среди старших подростков в Марокко и вызывающие его причины с использованием опросника Maslach Burnout Inventory-Student Survey (MBI-SS). Методология и методы исследования. Опросник Maslach Burnout Inventory-Student Survey (MBI-SS) был переведен на арабский язык с сохранением культурной релевантности. В исследовании использован критерий сферичности Бартлета, исследовательский факторный анализ (EFA) и подтверждающий факторный анализ (CFA). В исследовании приняли добровольное участие 1116 учащихся государственных средних школ из региона Кенитра (Марокко) со средним возрастом 17,15 года (SD = 1,328), из них 59,1 % девочек. Результаты показывают, что 47 % марокканских студентов проявляют академические эмоции, а студенты мужского пола могут развивать более циничные и неадекватные своим академическим способностям взгляды. Студенты третьего курса испытывают более высокий уровень эмоционального истощения по сравнению со студентами первого курса, в то время как студенты второго курса демонстрируют более низкий показатель (p < 0,001). Студенты с низким доходом семьи и из городских районов более подвержены академическому выгоранию. Студенты, изучающие технические дисциплины, показали более высокие результаты по эмоциональному истощению и цинизму (13 % – юноши, 20 % – девушки), чем студенты, изучающие литературу (5 % и 13 % соответственно). Научная новизна заключается в использовании MI-SS. Текущее исследование усиливает влияние сопутствующих факторов, таких как пол, уровень образования, доход семьи, заболевание и путь обучения, на компоненты выгорания в Марокко. Практическая значимость. Лица, принимающие решения в сфере образования в Марокко, могут использовать связь между социально-демографическими факторами и выгоранием в школе для снижения выгорания среди студентов, что приведет к улучшению успеваемости.
Ключевые слова
Об авторах
Ю. ЯссинМарокко
Яссин Юнес – доцент лаборатории природных ресурсов и устойчивого развития факультета наук
Кенитра, Марокко
М. Чакит
Марокко
Чакит Милуд – доцент лаборатории биологии и здоровья факультета наук
Кенитра, Марокко
М. Белхауд
Марокко
Белхауд Мохамед – доцент высшей школы образования и профессиональной подготовки
Кенитра, Марокко
Э. М. Ауан
Марокко
Ауан Эль Маджуб – профессор лаборатории природных ресурсов и устойчивого развития факультета наук
Кенитра, Марокко
Список литературы
1. Salmela-Aro K., Savolainen H., Holopainen L. Depressive symptoms and school burnout during adolescence: evidence from two cross-lagged longitudinal studies. Journal of Youth and Adolescence. 2009;38:1316–1327. doi:10.1007/s10964-008-9334-3
2. Frydenberg E., Lewis R., Bugalski K., Cotta A., McCarthy C., Luscombe-Smith N., et al. Prevention is better than cure: coping skills training for adolescents at school. Educational Psychology in Practice. 2004;20:117–134. doi:10.1080/02667360410001691053
3. Salmela-Aro K., Tynkkynen L., Vuori J. Parents’ work burnout and adolescents’ school burnout: are they shared? European Journal of Developmental Psychology. 2011;8:215–227. doi:10.1080/17405620903578060
4. Perez M.A., Smith J., Luquis R.R. Academic burnout among master of public health students. American Journal of Health Education. 2024;55:48–55. doi:10.1080/19325037.2023.2277954
5. Vasalampi K., Salmela-Aro K., Nurmi J.E. Adolescents’ self-concordance, school engagement, and burnout predict their educational trajectories. European Psychologist. 2009;14:332–341. doi:10.1027/1016-9040.14.4.332
6. Pines A., Kafry D. Tedium in college. 1980. Accessed December 12, 2024. https://www.semanticscholar.org/paper/Tedium-in-College.-Pines-Kafry/bd981e18075119f79d98a6bdd10b276e67856232
7. Marrakchi A., Chakit M., Elmorabit N., Kababri M.E., El Hessni A., Mesfioui A. Psychological distress and coping strategies in parents of children receiving cancer therapy in Morocco – a correlational study. Contemporary Oncology/Współczesna Onkologia. 2024;28(3):260–266. doi:10.5114/wo.2024.144134
8. Maslach C., Jackson S.E. The measurement of experienced burnout. Journal of Organizational Behavior. 1981;2:99–113. doi:10.1002/job.4030020205
9. Hu Q., Schaufeli W.B. The factorial validity of the Maslach Burnout Inventory – student survey in China. Psychological Reports. 2009;105:394–408. doi:10.2466/PR0.105.2.394-408
10. Schaufeli W.B., Martínez I.M., Pinto A.M., Salanova M., Bakker A.B. Burnout and engagement in university students: a cross-national study. Journal of Cross-Cultural Psychology. 2002;33:464–481. doi:10.1177/0022022102033005003
11. Salmela-Aro K., Tolvanen A., Nurmi J.E. Social strategies during university studies predict early career work burnout and engagement: 18-year longitudinal study. Journal of Vocational Behavior. 2011;79:145–157. doi:10.1016/j.jvb.2011.01.002
12. Walburg V. Burnout among high school students: a literature review. Children and Youth Services Review. 2014;42:28–33. doi:10.1016/j.childyouth.2014.03.020
13. Salmela-Aro K., Kiuru N., Leskinen E., Nurmi J.E. School Burnout Inventory (SBI): reliability and validity. European Journal of Psychological Assessment. 2009;25:48–57. doi:10.1027/1015-5759.25.1.48
14. Herrmann J., Koeppen K., Kessels U. Do girls take school too seriously? Investigating gender differences in school burnout from a self-worth perspective. Learning and Individual Differences. 2019;69:150–161. doi:10.1016/j.lindif.2018.11.011
15. Pomerantz E., Altermatt E., Saxon J. Making the grade but feeling distressed: gender differences in academic performance and internal distress. Journal of Educational Psychology. 2002;94:396–404. doi:10.1037/0022-0663.94.2.396
16. Conger R.D., Ge X., Elder G.H., Lorenz F.O., Simons R.L. Economic stress, coercive family process, and developmental problems of adolescents. Child Development. 1994;65(2 Spec No):541–561.
17. Murberg T.A., Bru E. School-related stress and psychosomatic symptoms among Norwegian adolescents. School Psychology International. 2004;25:317–332. doi:10.1177/0143034304046904
18. Aguayo R., Cañadas G.R., Assbaa-Kaddouri L., Cañadas-De la Fuente G.A., Ramírez-Baena L., Ortega-Campos E. A Risk profile of sociodemographic factors in the onset of academic burnout syndrome in a sample of university students. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2019;16:707. doi:10.3390/ijerph16050707
19. Bikar S., Marziyeh A., Pourghaz A. Affective structures among students and its relationship with academic burnout with emphasis on gender. International Journal of Instruction. 2018;11:183–194. doi:10.12973/iji.2018.11113a
20. Backović D.V., Zivojinović J.I., Maksimović J., Maksimović M. Gender differences in academic stress and burnout among medical students in final years of education. Psychiatria Danubina. 2012;24(2):175–181.
21. Galán F., Sanmartín A., Polo J., Giner L. Burnout risk in medical students in Spain using the Maslach Burnout Inventory-Student Survey. International Archives of Occupational and Environmental Health. 2011;84:453–459. doi:10.1007/s00420-011-0623-x
22. Madigan D.J., Curran T. Does burnout affect academic achievement? A meta-analysis of over 100,000 students. Educational Psychology Review. 2021;33:387–405. doi:10.1007/s10648-020-09533-1
23. Çapri B., Sönmez G.Y. Investigation of burnout scores of high school students according to socio-demographic variables, psychological symptoms and attachment styles. Journal of Human Sciences. 2013;10(2):195–218.
24. Dogan D., Dogan D. School burnout in secondary and high school students: a systematic review. Conhecimento & Diversidade. 2023;15:159–193. doi:10.18316/rcd.v15i40.11309
25. Lindfors P., Minkkinen J., Rimpelä A., Hotulainen R. Family and school social capital, school burnout and academic achievement: a multilevel longitudinal analysis among Finnish pupils. International Journal of Adolescence and Youth. 2018;23:368–381. doi:10.1080/02673843.2017.1389758
26. Elyadini B., Chakit M., Elkhatir A., Fitah I., Khadmaoui A. Psychological assessment of violent behaviors in schizophrenic patients followed up in My EL Hassan health center of Kenitra, Morocco. Middle East Curr Psychiatry. 2024;31:67. doi:10.1186/s43045-024-00456-z
27. Conger R.D., Donnellan M.B. An interactionist perspective on the socioeconomic context of human development. Annual Review of Psychology. 2007;58:175–199. doi:10.1146/annurev.psych.58.110405.085551
28. Najman J.M., Behrens B.C., Andersen M., Bor W., O’Callaghan M., Williams G.M. Impact of family type and family quality on child behavior problems: a longitudinal study. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. 1997;36:1357–1365. doi:10.1097/00004583-199710000-00017
29. Luo Y., Wang Z., Zhang H., Chen A. The influence of family socio-economic status on learning burnout in adolescents: mediating and moderating effects. Journal of Child and Family Studies. 2016;25:2111–2119. doi:10.1007/s10826-016-0400-2
30. Lotfi S., Chakit M. Nutrition, physical activity and obesity in Moroccan high school students. Research Journal of Pharmacy and Technology. 2024;17:4867–4872. doi:10.52711/0974-360X.2024.00749
31. Yue C., Sun W., Ye Y. A study on the relationship between students ’ learning burnout and self-efficacy at a Private University in Shandong province, China. The EUrASEANs: Journal on Global Socio-Economic Dynamics. 2024;323–333. doi:10.35678/2539-5645.3(46).2024.323-333
32. Read S., Hietajärvi L., Salmela-Aro K. School burnout trends and sociodemographic factors in Finland 2006–2019. Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology. 2022;57:1659–1669. doi:10.1007/s00127-022-02268-0
33. Ashraf D. The hidden epidemic: burnout and mental health amongst medical students. Surgo. 2024;1. doi:10.36399/Surgo.1.297
34. Yassine Y., Chakit M., Belkhaoud M., Lamrioui D., Nimour A., Aouane E.M. Psychometric properties and usefulness of the Maslach Burnout Inventory-Student Survey among secondary school adolescents in Morocco. Multidisciplinary Reviews. 2025;8:e2025319. doi:10.31893/multirev.2025319
35. Marrakchi A., Chakit M., Obtel M., Ouasmani F., Qouhafa M., Elmorabit N., et al. Factor structure and measurement invariance by gender of the GHQ12 scale among parents of children with cancer. Immunopathologia Persa. 2025;11:e43842. doi:10.34172/ipp.2025.43842
36. Bentler P.M., Mooijaart A. Choice of structural model via parsimony: a rationale based on precision. Psychological Bulletin. 1989;106:315–317. doi:10.1037/0033-2909.106.2.315
37. McDonald R.P., Ho M.H.R. Principles and practice in reporting structural equation analyses. Psychological Methods. 2002;7:64–82. doi:10.1037/1082-989X.7.1.64
38. Hu L., Bentler P.M. Fit indices in covariance structure modeling: sensitivity to underparameterized model misspecification. Psychological Methods. 1998;3:424–453. doi:10.1037/1082-989X.3.4.424
39. Schaufeli W.B., Martínez I.M., Pinto A.M., Salanova M., Bakker A.B. Burnout and engagement in university students: a cross-national study. Journal of Cross-Cultural Psychology. 2002;33:464–481. doi:10.1177/0022022102033005003
40. Finney S.J., DiStefano C. Nonnormal and categorical data in structural equation modeling. In: Hancock G.R., Mueller R.O., eds. Structural Equation Modeling: A Second Course. 2nd ed. Charlotte, NC, US: IAP Information Age Publishing; 2013:439–492.
41. Pérez-Mármol J.M., Brown T. An examination of the structural validity of the Maslach Burnout Inventory-Student Survey (MBI-SS) using the Rasch Measurement Model. Health Professions Education. 2019;5:259–274. doi:10.1016/j.hpe.2018.05.004
42. Gebregergis W.T., Beraki F., Michael M., Ahmedin M., Debesay N., Atoshm T., et al. Factors influencing academic achievement among college students: the influence of emotional intelligence, student engagement and demographics. European Journal of Psychology of Education. 2023;6:181–193. doi:10.12973/ejper.6.4.181
43. Benchelha H., Chakit M., Mouilly M., Nadir K., Barkaoui M., Moustaine A., et al. Gender and body mass index difference in aerobic capacity: a study in Moroccan high school students. International Tinnitus Journal. 2023;27:198–202. doi:10.5935/0946-5448.20230030
44. Nadon L., Morin A.J.S., Gilbert W., Olivier E., Salmela-Aro K. Developmental heterogeneity of school burnout across the transition from upper secondary school to higher education: a 9-year follow-up study. Journal of School Psychology. 2024;107:101385. doi:10.1016/j.jsp.2024.101385
45. Walburg V. Burnout among high school students: a literature review. Children and Youth Services Review. 2014;42:28–33. doi:10.1016/j.childyouth.2014.03.020
46. Bagnall C.L., Fox C.L., Skipper Y., Oldfield J. Evaluating a universal emotional-centred intervention to improve children’s emotional well-being over primary-secondary school transition. Advances in Educational Research and Evaluation. 2021;2:113–126. doi:10.25082/AERE.2021.01.003
47. Lee M.Y., Cho S., Huy V.N., Lee S.M. A multilevel analysis of change in emotional exhaustion during high school: focusing on the individual and contextual factors. Current Psychology. 2021;40:5648–5657. doi:10.1007/s12144-020-00869-z
48. Wu W., Liu Y., Yu L., Guo Z., Li S., Guo Z., et al. Relationship between family socioeconomic status and learning burnout of college students: the mediating role of subjective well-being and the moderating role of resilience. Frontiers in Psychology. 2022;13:844173. doi:10.3389/fpsyg.2022.844173
49. Yassine Y., Chakit M., Belkhaoud M., Elharas K., Lamrioui D., Nimour A., Aouane E.M. The role of physical activity to mitigate academic burnout among Moroccan adolescents. International Journal of Body, Mind and Culture. 2025;12:164–174. doi:10.61838/rmdn.ijbmc.11.7.2
50. Mirzoyan V.K.H., Mikaelyan M.Y. Factors of the manifestation of professional burnout and efficiency of teachers in online learning. Modern Psychology. 2022;5:83–91. doi:10.46991/SBMP/2022.5.1.083
51. Maslach C., Schaufeli W.B., Leiter M.P. Job burnout. Annual Review of Psychology. 2001;52:397–422. doi:10.1146/annurev.psych.52.1.397
52. Benchelha H., Chakit M., Ahami A.O.T., Bikjdaouene L. Aerobic capacity, attention and well-being in obese and normal adolescents. Radiologia i Onkolojia. 2023;17(12):859–865.
Рецензия
Для цитирования:
Яссин Ю., Чакит М., Белхауд М., Ауан Э.М. Факторы, влияющие на академическое выгорание у подростков средней школы в Марокко. Образование и наука. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-9842
For citation:
Yassine Y., Chakit M., Belkhaoud М., Aouane E.M. Factors affecting academic burnout in secondary school adolescents in Morocco. The Education and science journal. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-9842