Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СООТНОШЕНИЕ НАУЧНОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ЗНАНИЯ В СВЕТЕ ПРИНЦИПА СИММЕТРИИ. ч. 2. Примеры отбора содержания общего естественнонаучного курса на основе принципа симметрии

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-6-4-20

Полный текст:

Аннотация

Целью второй части статьи является демонстрация возможности включения в общие естественнонаучные курсы, построенные на основе принципа симметрии, элементов религиозного знания, содержащегося в Священном Писании и Священном Предании.

Метод, применяемый в работе, сводится к сопоставлению сформированных в науке принципов инвариантности (принципов симметрии) и представлений о формах симметрии, в частности о пространстве-времени, с содержанием Книги Бытия. Такое сопоставление неожиданно обнаруживает, что наиболее глубокие знания из области современных точных наук ближе к положениям Священного Писания, чем те, которые существовали на более ранних этапах развития науки. Это позволяет выдвинуть гипотезу о том, что по мере развития научного знания постепенно происходит его сближение с религиозным мировоззрением. Темп этого процесса медленный, его результаты становятся заметны только сейчас, через 3500 лет после установления истин Ветхого Завета и через 2000 лет – Нового Завета.

Результаты и научная новизна. На основе модели Мирового кристалла Кляйнерта – Планка и представлений о свойствах вещества и поля, связанных с законом сохранения четности волновой функции, интерпретируются понятия «твердь небесная» и «воды под твердью». Процесс понижения степени симметрии материи после Большого взрыва, в результате которого возникла Вселенная, трактуется как общая тенденция ее эволюции, указывающая на относительный характер таких феноменов, как «жизнь» и «смерть». Подробно рассматриваются понятия, использованные Е. Вигнером при описании структуры научного знания, которую детерминируют формы и частные принципы симметрии точных наук. Анализируется понятие «явление природы»; показано, что эти явления различаются по степени пространственно-временной локализации. По мере усиления их нелокальности мы приближаемся к границам научного знания. Сущности, имеющие предельную степень нелокальности, относятся к области, лежащей за этими границами. Описание объектов с позиций нелокального пространственно-временного подхода фиксируется как одна из ведущих тенденций, наметившихся в современной науке. Она выражается, например, в изучении явления квантовой запутанности. Констатируется, что в этом смысле наука сближается с религиозным мировоззрением.

Практическая значимость. В работе приводятся примеры отбора содержания общего естественнонаучного курса на основе принципа симметрии. Такое обновление курса, по мнению автора, делает его структуру более оптимальной и соответствующей последним открытиям в области физики.

Об авторах

В. Л. Гапонцев
Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург
Россия
Гапонцев Виталий Леонидович - доктор физико-математических наук, профессор кафедры физико-математических дисциплин


М. Г. Гапонцева
Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург
Россия
Гапонцева Марина Германовна -  кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики


Список литературы

1. Белинский А. В. Квантовая не локальность и отсутствие априорных значений измеряемых величин в экспериментах с фотонами // Успехи физических наук. 2003. Т. 173. № 8. С. 905–909.

2. Блохинцев Д. И. Пространство и время в микромире. Москва: Наука, 1982. 359 с.

3. Ефимов Г. В. Проблемы квантовой теории нелокальных взаимодействий. Москва: Наука, 1985.

4. Законъ Божiй / напечатано по благословлению Архиепископа Пермского Афанасия. Москва; Пермь: Московская патриархия; Пермское епархиальное управление, 1991. 723 с.

5. О небесной иерархии / перевод с древнегреч. М. Г. Ермаковой; под А. И. Зайцева. С.-Петербург: Глагол; РХГИ; Университетская книга, 1997. 179 с.

6. Пуанкаре А. О науке. Москва: Наука. 1983. 560 с.

7. Audretsch J. Non-Local Effects: «Spooky Action at a Distance»? // Entangled systems: new directions in quantum physics. Bonn. 2007. 338 p.

8. Bell J. S. On the Einstein Podolsky Rosen Paradox // Physics. 1964. № 1. Р. 195–2001.

9. Einstein A., Podolsky B., Rosen N. Can Quantum-Mechanical Description of Physical Reality Be Considered Complete? // Physical Review. 1935. Vol. 47. Р. 777–780.

10. Efimov G. V. Nonlocal quantum field theory, nonlinear interaction lagrangians, and the convergence of the perturbation-theory series // Theoretical and Mathematical Physics, 1970. Vol. 2. № 3. Р. 217–223.

11. Herrmann L. G., Portier F., Roche P., Yeyati A. L., Kontos T. and Strunk C. Carbon Nanotubes as Cooper-Pair Beam Splitters. Phys. Rev. Lett. 2010. Vol. 104. 026801.

12. Lettner M., Mücke M., Riedl S., Vo C., Hahn C., Baur S., Bochmann J., Ritter S., Dürr S., and Rempe G. Remote Entanglement between a Single Atom and a Bose-Einstein Condensate // Phys. Rev. Lett. 2011. Vol. 106. 210503.

13. Moehring D. L., Maunz P., Olmschenk S., Younge K. C., Matsukevich D. N., Duan L.-M. & Monroe C. Entanglement of single-atom quantum bits at a distance // Nature. Letter. 2007. Vol. 449. Р. 68–71.

14. Salart D., Baas A., Branciard C., Gisin N. & Zbinden H. Testing the speed of «spooky action at a distance». Nature. Letter. 2008. Vol. 454. Р. 861–864.

15. Schrödinger E. Discussion of Probability Relations between Separated Systems // Proceedings of the Cambridge Philosophical Society. 1935. № 31. Р. 555.


Для цитирования:


Гапонцев В.Л., Гапонцева М.Г. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СООТНОШЕНИЕ НАУЧНОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ЗНАНИЯ В СВЕТЕ ПРИНЦИПА СИММЕТРИИ. ч. 2. Примеры отбора содержания общего естественнонаучного курса на основе принципа симметрии. Образование и наука. 2015;(6):4-20. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-6-4-20

For citation:


Gapontsev V.L., Gapontseva M.G. NATURAL-SCIENCE EDUCATION: SCIENTIFIC AND RELIGIOUS KNOWLEDGE CORRELATION IN THE VIEW OF A SYMMETRY PRINCIPLE. Ch. 2. Examples of religious content selection in general natural science courses based on the principle of symmetry. The Education and science journal. 2015;(6):4-20. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-6-4-20

Просмотров: 792


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)