Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Социальные, психологические и педагогические детерминанты профессионального долголетия педагогов: мнения и смыслы

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-6-55-97

Texto completo:

Resumen

Введение. Осознание кризиса традиционных образовательных подходов стимулировало поиск новых педагогических стратегий, направленных на повышение профессиональной конкурентоспособности педагогов старшего возраста.

Цельвыявление актуальной проблематики и доминирующих теоретических оснований для сохранения профессионального потенциала педагогов старшего возраста в условиях активно развивающихся трансформационных процессов в системе образования РФ.

Методология, методы и методики. Фундаментальной основой исследований стали акмеологический, кластерный и социально-цифровой подходы. Методология исследования строилась на описательном подходе к обзору теоретических и эмпирических исследований. Общий объем соответствующих тематике исследования публикаций составил 2 697 источников. К ограничениям был отнесен тот факт, что поиск результатов исследований на русском и английском языках проводился в базах данных, находящихся в открытом доступе.

Результаты. Пролонгация трудовой деятельности педагогов «третьего возраста» представляет собой мультифакторный процесс, обусловленный диалектическим взаимодействием личностно-мотивационных компонентов, институциональной поддержки и оптимизации условий профессиональной деятельности. Ключевым фактором успешной интеграции педагогов старшего возраста в современную образовательную среду становится их готовность к непрерывному обучению с активным использованием неформальных и информальных практик.

Научная новизна исследования заключается в проведении масштабного исследования путей сохранения профессионального потенциала педагогов старшего возраста и роли формальных, неформальных и информальных практик в этих процессах.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для разработки мер, направленных на сохранение и развитие профессионального уровня учителей данной возрастной категории.

De los autores

Н. Давыдова
Уральский государственный педагогический университет
Russian Federation


А. Симонова
Уральский государственный педагогический университет
Russian Federation


Е. Мазурчук
Уральский государственный педагогический университет
Russian Federation


Д. Погадаева
Уральский государственный педагогический университет
Russian Federation


Referencias

1. Шабунова А.А. Общественное развитие и демографические вызовы современности. Проблемы развития территории. 2014;2:7–17. Режим доступа: http://pdt.isert-ran.ru/article/1136# (дата обращения: 07.02.2025).

2. Бермус А., Сериков В.В. Алтыникова Н.В. Содержание педагогического образования в современном мире: смыслы, проблемы, практики и перспективы развития. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(4):667– 691. doi:10.22363/2313-1683-2021-18-4-667-691

3. Snyder H. Literature review as a research methodology: an overview and guidelines. Journal of Business Research. 2019;104:333–339. doi:10.1016/j.jbusres.2019.07.039

4. Page M.J., McKenzie J.E., Bossuyt P.M., Boutron I., Hoffmann G.C., Mulrow C.D. The PRISMA 2020 statement: an updated guideline for reporting systematic reviews. BMJ. 2021;372:n71. doi:10.1136/bmj.n71

5. Бейдин С.В. Политика занятости как политический институт, обеспечивающий региональную безопасность. Вестник Забайкальского государственного университета. 2015;1:66–73. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/politika-zanyatosti-kak-politicheskiy-institut-obespechivayuschiy-regionalnuyu-bezopasnost (дата обращения: 07.02.2025).

6. Borman W.C., Hedge J.W. The Oxford Handbook of Work and Aging. New York: Oxford University Press; 2015. doi:10.1093/oxfordhb/9780195385052.001.0001

7. Bal P.M., Kooij D.T.A.M., Rousseau D.M. Aging Workers and the Employee-Employer Relationship. Switzerland: Springer International Publishing; 2015. 268 p. doi:10.1007/978–3-319–08007–9

8. Доброхлеб В.Г., Барсуков В.Н. Демографические теории и региональный аспект старения населения. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017;10(6):89– 103. doi:10.15838/esc/2017.6.54.6

9. Пугач В.Ф. Еще раз о возрасте преподавателей в российских вузах: старые проблемы и новые тенденции. Высшее образование в России. 2023;32(3):118–133. doi:10.31992/0869-3617-202332-3-118-133

10. Индикаторы образования: 2024: статистический сборник / Бондаренко Н.В., Варламова Т.А., Гохберг Л.М. [и др.]. М.: ИСИЭЗ ВШЭ; 2024. Режим доступа: https://fgosvo.ru/uploadfiles/metod/Indicators_education_2024.pdf (дата обращения: 07.02.2025).

11. Virtanen A., De Bloom J., Kinnunen U. Relationships between recovery experiences and well-being among younger and older teachers. International Archives of Occupational and Environmental Health. 2020;93(2):213–227. doi:10.1007/s00420-019-01475-8

12. Зборовский Г.Е. Социальная общность людей «третьего возраста»: понятие, структура, функции. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019;2. doi:10.26105/SSPU.2019.59.2.001

13. Сукнёва С.А., Елшина И.А. Трудовая активность населения третьего демографического возраста в северном регионе. Экономический анализ: теория и практика. 2015;34. Режим доступа: https://www.semanticscholar.org/paper/Трудовая-активность-населения-третьеговозраста-в-Сукнёва-Елшина/155ca98aff58fc351c6acc869bbceded7e018ef4 (дата обращения: 07.02.2025).

14. Барсуков В.Н. Трудовая активность населения пенсионного возраста как фактор социальноэкономического развития территории. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016;1:195–213. doi:10.15838/2016.1.43.13

15. Шуклина Е.А., Певная М.В., Широкова Е.А. Адаптационный потенциал преподавателей «серебряного возраста» в условиях трансформации высшего образования. Образование и наука. 2020;22(1):146–169. doi:10.17853/1994-5639-2020-1-146-169

16. Schultz T.W. Investment in human capital. The American Economic Review. 1961;51:1–17. Accessed February 07, 2025. http://www.jstor.org/stable/1818907

17. Rodriguez P., Loomis R. New view of institutions, human capital, and market standardization. Education, Knowledge & Economy. 2007;1(1):93–105. doi:10.1080/17496890601128357

18. Laroche M., Mérette M., Ruggeri G.C. On the concept and dimensions of human capital in a knowledge-based economy context. Canadian Public Policy/Analyse de Politiques. 1999;25(1):87–100. doi:10.2307/3551403

19. De la Fuente A., Ciccone A. Le capital humain dans une e’conomie mondiale sur la connaissance. Rapport pour la Commission Europe’enne. Brussels; 2002. 119 p. Accessed February 07, 2025. https://www.researchgate.net/publication/44830300_Le_Capital_humain_dans_une_economie_mondiale_fondee_sur_la_connaissance_rapport_final

20. Alan K., Altman Y., Roussel J. Employee training needs and perceived value of training in the Pearl River Delta of China: a human capital development approach. Journal of European Industrial Training. 2008;32(1):19–31. doi:10.1108/03090590810846548

21. Человеческий капитал Красноярского края: Форсайт-исследование – 2030 / Ефимов В.С., Копцева Н.П., Мажаров В.Ф. [и др.]. Красноярск: Сибирский федеральный университет; 2010. 126 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21493356 (дата обращения: 07.02.2025).

22. Капелюшников Р.И., Лукьянова А.Л. Трансформация человеческого капитала в российском обществе (на базе «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения»). М.: Фонд «Либеральная миссия»; 2010. 196 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004888952 (дата обращения: 07.02.2025).

23. Корчагин Ю.А. Человеческий капитал и процессы развития на макро- и микроуровнях. Воронеж: ЦИРЭ; 2004. 122 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002707954 (дата обращения: 07.02.2025).

24. Асланов Д.И. Структура и содержание понятия «человеческий капитал» и сопряженных понятий в контексте гуманистической парадигмы. Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011;10:288. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17691613 (дата обращения: 07.02.2025).

25. Плискевич Н. Человеческий капитал в трансформирующейся России. М.: Институт экономики РАН; 2012. 231 с. Режим доступа: https://publications.hse.ru/articles/137737383?ysclid=m8bucstsbp445956908 (дата обращения: 07.02.2025).

26. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука; 1999. 31 c. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000626380 (дата обращения: 07.02.2025).

27. Abraham K.G., Mallatt J. Measuring human capital. Journal of Economic Perspectives. 2022;36(3):103– 130. doi:10.1257/jep.36.3.103

28. Бондаренко Г.И. Человеческий капитал: основные факторы его воспроизводства и развития. Майкоп; Ростов-на-Дону: Терра; 2005. 254 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002717371 (дата обращения: 07.02.2025).

29. Караткевич С.Г. Методы формирования и оценки человеческого капитала социо-технических систем. Вопросы экономики и права. 2011;7:54. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=oytvqz (дата обращения: 07.02.2025).

30. Симонова А.А., Давыдова Н.Н. Трансформация педагогической науки в условиях новой нормальности. Образовательные ресурсы и технологии. 2024;3(48):25–34. doi:10.21777/25002112-2024-3-25-34

31. Потехина И.П., Чижов Д.В. Потенциал старшего поколения как составляющая национального человеческого капитала (по материалам исследования в регионах ЦФО). Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. 2016;2:3–23 doi:10.14515/monitoring.2016.2.01

32. Huisman J., Meek L., Wood F. Institutional diversity in higher education: а cross-national and longitudinal analysis. Higher Education. 2007;61(4):563–577. doi:10.1111/j.1468–2273.2007.00372

33. Reichert S. Institutional Diversity in European Higher Education. Tensions and Challenges for Policy Makers and Institutional Leaders. Brussels, European University Association; 2010. 164 p. Accessed February 07, 2025. http://www.aic.lv/bolona/2010/Reports/EUA_Instit_Diversity_web.pdf

34. Inceolgu I., Segers J., Bartram D. Age-related differences in work motivation. Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2012;85:300–329. Accessed February 07, 2025. http://epubs.surrey.ac.uk/805608/1/Inceoglu%20et%20al%20age%20motivation%20JOOP2012.pdf

35. Клепикова Е.А., Колосницына М.Г. Эйджизм на российском рынке труда: дискриминация в заработной плате. Российский журнал менеджмента. 2017;15.1:69–88. doi:10.21638/11701/spbu18.2017.104

36. Sze Y.L., Kawachi I. Discrimination and telomere length among older adults in the United States: does the association vary by race and type of discrimination? Public Health Reports. 2017;132(2):220– 230. doi:10.1177/0033354916689613

37. Fisher G.G., Truxillo D.M., Finkelstein L.M. Age discrimination: potential for adverse impact and differential prediction related to age. Human Resource Management Review. 2017;27(2):316–327. doi:10.1016/j.hrmr.2016.06.001

38. Джуринский А.Н. Образование в «третьем возрасте» в России. Образование и наука. 2018;20(10):156–175. doi:10.17853/1994-5639-2018-10-156-175

39. Iweins C., Desmette D., Yzerbyt V., Stinglhamber F. Ageism at work: the impact of intergenerational contact and organizational multi-age perspective. European Journal of Work and Organizational Psychology. 2013;22:331–346.

40. Cuyvers G., Thomése F., van Tilburg T. Participation narratives of Third Age adults: their activities, motivations and expectations regarding civil society organisations. Journal of Aging Studies. 2018;46:10–16. doi:10.1016/j.jaging.2018.05.003

41. Михель Е.А. Международный опыт институционализации занятости населения третьего возраста. Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016;23:51–59. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnyy-opyt-institutsionalizatsii-zanyatosti-naseleniya-tretiego-vozrasta (дата обращения: 07.02.2025).

42. Барсуков В.Н., Шабунова А.А. Тренды изменения трудовой активности старшего поколения в условиях старения населения. Проблемы развития территории. 2018;4(96):87–103. doi:10.15838/ptd.2018.4.96.6

43. Tews H.P., Schreiber W.K., Schott J. Vocational rehabilitation in German vocational retraining centres and results of Berufsförderungswerk Heidelberg gGmbH. Rehabilitation. 2003;42(1):36–44. Accessed February 07, 2025. doi:10.1055/s-2003-37050

44. Абрамов Р.Н., Груздев И.А., Терентьев Е.А. Академическая профессия и идеология «медленной науки». Высшее образование в России. 2016;10:62–70. Режим доступа: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/861 (дата обращения: 07.02.2025).

45. Формирование нелинейной системы высшего образования в макрорегионе: монография / Зборовский Г.Е., Амбарова П.А., Каташинских В.С. [и др.]. Екатеринбург: Гуманитарный университет; 2018. 251 с. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?edn=xdtmxt (дата обращения: 07.02.2025).

46. Della Valle E., De Pascale G., Cuccaro A., Di Mare M., Padovano L., Carbone U., Farinaro E. Burnout: fenomeno di crescente interesse in ambienti di lavoro. Annali di Igiene, Medicina Preventiva e di Comunità. 2006;18(2):171–177.

47. Fernández-Batanero J.M., Román-Graván P., Reyes-Rebollo M.M., Montenegro-Rueda M. Impact of educational technology on teacher stress and anxiety: a literature review. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021;18(2):548. doi:10.3390ijerph18020548

48. Бухтияров И.В., Рубцов М.Ю. Профессиональное выгорание, его проявления и критерии оценки. Аналитический обзор. Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова. 2014;2(9):106–111. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27285431 (дата обращения: 07.02.2025).

49. Корытова Г.С. Профессиональная деформация личности в педагогической деятельности. Вестник ТГПУ (TSPU). 2014;1(142):13–18. Режим доступа: https://www.elib.tomsk.ru/purl/112019/ (дата обращения: 07.02.2025)

50. Иванова Л.В. Исследование психолого-педагогической коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов. Концепт. 2015;05:15149. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/15149. html (дата обращения: 07.02.2025).

51. Mahmoodi-Shahrebabaki M. Teacher burnout. In: Liontas J.I., ed. The TESOL Encyclopedia of English Language Teaching. John Wiley & Sons, Inc.; 2019:1–8. doi:10.1002/9781118784235.eelt0964

52. DiGregorio N., Liston D.D. Experiencing technical difficulties: teacher self-efficacy and instructional technology. In: Hodges C.B., ed. Self-Efficacy in Instructional Technology Contexts. Berlin, Germany: Springer; 2018:103–117. doi:10.1007/978-3-319-99858-9_7

53. Dworkin A.G., Tobe P.F. The effects of standards-based school accountability on teacher burnout and trust relationships: a longitudinal analysis. In: Van Maele D., Forsyth P.B., Van Houtte M., eds. Trust and School Life. Dordrecht, Germany: Springer; 2014:121–143. doi:10.1007/978-94-017-80148_6

54. Herman K.C., Hickmon-Rosa J.E., Reinke W.M. Empirically derived profiles of teacher stress, burnout, self-efficacy, and coping and associated student outcomes. Journal of Positive Behavior Interventions. 2018;20(2):90–100. doi:10.1177/1098300717732066

55. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., Рябухина А.А., Борисов Г.И. Психологические особенности профессионального развития в поздней зрелости. Образование и наука. 2020;22(8):75– 107. doi:10.17853/1994-5639-2020-8-75-107

56. Воробьева М.А. Профессиональная деформация специалистов и её профилактика. Педагогическое образование в России. 2015;2:23–29 Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/1741/1/povr-2015-02-04.pdf (дата обращения: 07.02.2025).

57. Самоукина Н.В. Карьера без стресса. Санкт-Петербург: Питер; 2003. 256 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001863103 (дата обращения: 07.02.2025).

58. Schaufeli W., van Dierendonck D. Burnout and reciprocity: towards a dual-level social exchange model. Work & Stress: An International Journal of Work, Health & Organisations. 1996;10(3):225– 237. doi:10.1080/02678379608256802

59. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер; 1999. 105 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002704528 (дата обращения: 07.02.2025).

60. Carvаlho S., Andrade C. Attitudes and planning towards retirement: a study with teachers of basic and secondary education. International Journal on Working Conditions. 2020;20:19–33. doi:10.25762/hgzy-6g79

61. Yinon H., Orland-Barak L. Career stories of Israeli teachers who left teaching: a salutogenic view of teacher attrition. Teachers and Teaching. 2017;23.8:914–927. doi:10.1080/13540602.2017.1361398

62. Unterbrink T. Burnout and effort–reward-imbalance in a sample of 949 German teachers. International Archives of Occupational and Environmental Health. 2007;80(5):433–441. doi:10.1007/s00420007-0169-0

63. Михайлова А.В., Власова К.М. Профессиональные деформации и профессиональное выгорание педагогов. Педагогическая перспектива. 2022;2:38–44. doi:10.5552327822559_2022_2(6)_38

64. Сайбулаева Д.Г., Кагирова П.М. Особенности проявления синдрома «эмоционального выгорания» педагогов. Мир науки, культуры, образования. 2018;3(70):368–370 Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35330402 (дата обращения: 07.02.2025).

65. Минюрова С.А., Воробьева И.В., Кружкова О.В. Эмоциональное выгорание педагога: психологические факторы риска. Образование и наука. 2024;26(10):106–130. doi:10.17853/19945639-2024-10-106-130

66. Arias W.L., Huamani J.C., Ceballos K.D. Síndrome de Burnout en profesores de escuela y universidad: un análisis psicométrico y comparativo en la ciudad de Arequipa. Propósitos Representaciones. 2019;7(3):72–91. doi:10.20511/pyr2019.v7n3.390

67. Таланцева В.К., Алтынова Н.В., Волкова Т.И. Сравнительный анализ показателей профессионального здоровья педагогов различных систем образования. Проблемы современного педагогического образования. 2021;70(3):200–203. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=46123704 (дата обращения: 07.02.2025).

68. Попов В.И., Скоблина Н.А., Жуков О.Ф., Луканова О.В., Шепелева О.М. Характеристика условий труда учителей при дистанционном обучении в аспекте развития эмоционального выгорания. Медицина труда и промышленная экология. 2021;61(10):690–694. Режим доступа: http://elib.fesmu.ru/ (дата обращения: 07.02.2025).

69. Катаманова Е.В., Ефимова Н.В., Сливницына Н.В., Белова Л.Ю. Условия труда и состояние здоровья у педагогов. Пилотное исследование. Гигиена и санитария. 2020;99(10):1100–1105. doi:10.47470/0016-9900-2020-99-10-1100-1105

70. Новикова А.В., Панова Н.А., Пичугина Н.Н. Оценка самочувствия и психоэмоционального состояния учителей общеобразовательных учреждений. Бюллетень медицинских Интернетконференций. 2015;5(12). Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25410614 (дата обращения: 07.02.2025).

71. Анищенко Е.Б., Транковская Л.В., Важенина А.А., Тарасенко Г.А., Ковальчук В.К. Особенности условий труда и состояния здоровья работников педагогического профиля пожилого возраста (обзор литературы). Тихоокеанский медицинский журнал. 2022;3:19–23. doi:10.34215/16091175-2022-3-19-23

72. Клименских М.В., Ершова И. А. Педагогические конфликты в школе. Издательство Уральского университета. 2015;53–54. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24097201 (дата обращения: 07.02.2025).

73. Петрова Е.А., Акимова Н.Н., Романова А.В., Соколовская И.Э. Имидж современного учителя в представлении старшеклассников. Образование и наука. 2020;22(2):98–120. doi:10.17853/19945639-2020-2-98-120

74. Ramos R., Jenny G., Bauer G. Age-related effects of job characteristics on burnout and work engagement. Occupational Medicine. 2016;66(3). doi:10.1093/occmed/kqv172

75. Деревянченко В.С. Эмоциональный интеллект как фактор преодоления профессионального стресса и выгорания педагогов. Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2021;4:57–66. doi:10.241472410-6364.2021.4.57-66

76. De la Fuente J., Martínez-Vicente J.M., Peralta F.J., Sander P. Effects of self-regulation vs. external regulation on the factors and symptoms of academic stress in undergraduate students. Frontiers in Psychology. 2020;11. doi:10.3389/fpsyg.2020.01773

77. Beier M.E., Torres W.J., Gilberto J.M. Activities matter: personality and resource determinants of activities and their effect on mental and physical well-being and retirement expectations. Work, Aging and Retirement. 2018;4,1:67–78. doi:10.1093/workar/waw034

78. Fiorilli C., Benevene P., De Stasio S., Buonomo I., Romano L., Pepe A., Addimando L. Teachers’ burnout: the role of trait emotional intelligence and social support. Frontiers in Psychology. 2019;10:2743. doi:10.3389fpsyg.2019.02743

79. Nwoko J.C., Emeto T.I., Malau-Aduli A.E.O., Malau-Aduli B.S. A Systematic review of the factors that influence teachers’ occupational wellbeing. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2023;20(12):6070. doi:10.3390ijerph20126070

80. Hongsa T., Polyong C.P. Risk factors affecting stress and burnout among teachers: a cross-sectional study from Chonburi, Thailand. Journal of University of Occupational and Environmental Health. 2024;46(2):203–213. doi:10.7888juoeh.46

81. Tam M., Aird R., Boulton-Lewis G., Buys L. Ageing and learning as conceptualized by senior adults in two cultures: Hong Kong and Australia. Current Aging Science. 2016;9(3):162–177. Accessed February 07, 2025. http://www.eurekaselect.com/141834/article

82. Abdullah A.S., Ismail S.N. A structural equation model describes factors contributing teachers’ job stress in primary schools. International Journal of Instruction. 2019;12:1251–1262. doi:10.29333/iji.2019.12180a

83. Cutler D.M., Meara E., Richards-Shubik S. Health and work capacity of older adults: estimates and implications for social security policy. SSRN Electronic Journal. 2013. doi:10.2139/ssrn.2577858

84. Деркач А.А., Сайко Э.В. Самореализация – основание акмеологического развития. Москва; Воронеж; 2010. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004938544 (дата обращения: 07.02.2025).

85. Огородников А.Ю., Руппель Е.Ю. Институциональные возможности и границы профессиональной самореализации научных работников в условиях инновационной перестройки российской науки. Образование и наука. 2019;21(8):130–163. Режим доступа: doi:10.17853/1994-5639-2019-8-130-163

86. Козлова Т.З. Самореализация личности по возрастным интервалам (на примере современных россиян). Социология и жизнь. 2017;3:63–69. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ samorealizatsiya-lichnosti-po-vozrastnym-intervalam-na-primere-sovremennyh-rossiyan (дата обращения: 07.02.2025).

87. Динов Е.Н. Исследование психологических факторов самореализации в системе общественных взаимоотношений. Мир науки. Педагогика и психология. 2019;4. Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/70PSMN419.pdf (дата обращения: 07.02.2025).

88. Rafatpanah M., Seif D., Alborzi S., Khosravan M. Prediction of self-actualization based on personality traits and self-awareness among gifted students. Journal of Health Sciences and Surveillance System. 2016;4(4):174–180. doi:10.13140/RG.2.2.10858.21443

89. Otway L.J., Carnelley K.B. Exploring the associations between adult attachment security and self-actualization and self-transcendence. Self and Identity. 2013;12(2):217–230. doi:10.1080/15298868.2012.667570

90. Ordun G., Akün F.A. Self actualization, self efficacy and emotional intelligence of undergraduate students. Journal of Advanced Management Science. 2017;5(3):170–175. doi:10.18178/joams.5.3.170-175

91. Thieme P., Brusch M., Büsch V., Stamov Roßnagel C. Work context influences on older workers’ motivation for continuing education. Zeitschrift Fur Erziehungswissenschaft. 2015;18(1):71–87. doi:10.1007/s11618-014-0600-8

92. Keogh M., Roan A. Exploring teachers’ early-retirement decisions: a qualitative study. Work, Aging and Retirement. 2016;2(4):436–446. doi:10.1093/workar/waw016

93. Farges G., Tremblay D.G. Working longer? Professional and non-professional challenges of teachers’ retirement. Revue des Sciences de l’Education. 2016;42(2):175–205. doi:10.7202/1038466ar

94. Ахтырский А.А. Трудовая мотивация педагогического персонала: сравнительные исследования. Социология и право. 2019;1(43):55–64. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/trudovaya-motivatsiya-pedagogicheskogo-personala-sravnitelnye-issledovaniya (дата обращения: 07.02.2025).

95. Федосюк Д.В. Специфика социальной адаптации преподавателей вузов предпенсионного возраста. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020;12(4):124–130. doi:10.47370/2078-1024-2020-12-4-124-130

96. Freude G., Seibt R., Pech E., Ullsperger P. Assessment of work ability and vitality – a study of teachers of different age groups. International Congress Series. 2005;1280:270–274. doi:10.1016/j.ics.2005.02.099

97. Gutiérrez Moret M., Mayordomo Rodríguez T. Ageism in the school: do stereotypes about ageing exist among future teachers? Revista Educación. 2019;43(2):363–374. doi:10.15517/revedu.v43i2.32951

98. Opdebeeck C., Martyr A., Clare L. Cognitive reserve and cognitive function in healthy older people: a meta-analysis. Aging, Neuropsychology, and Cognition. 2015;23(1):40–60. doi:10.1080/13825585.2015.1041450

99. Edwin T.H., Håberg A.K., Zotcheva E., Bratsberg B., Jugessur A., Engdahl B. Trajectories of occupational cognitive demands and risk of mild cognitive impairment and dementia in later life: the HUNT4 70+ study. Neurology. 2024;102(9):e209353. doi:10.1212/WNL.0000000000209353

100. Bergland A., Nicolaisen M. Predictors of subjective age in people aged 40–79 years: a five year follow-up study. The impact of mastery, mental and physical health. Aging & Mental Health. 2014;18(5):653–661. doi:10.1080/13607863.2013.869545

101. Люсова О.В. Психологические факторы трудовой активности пожилого человека. Природные системы и ресурсы. 2016;(1):84–91. doi:10.15688/jvolsu11.2016.1.9

102. Вершловский С.Г. Непрерывное образование: Историко-теоретический анализ феномена: монография. СПб.: СПбАППО; 2008. 151 с. Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_bibl_1399403/ (дата обращения: 07.02.2025).

103. Симонова А.А., Давыдова Н.Н. Трансформация педагогической науки в условиях новой нормальности. Образовательные ресурсы и технологии. 2024;3(48):25–34. doi:10.21777/25002112-2024-3-25-34

104. Захарченко М.В. Генезис непрерывного образования как философско-исторического понятия. Современные проблемы науки и образования. 2016;5. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25160 (дата обращения: 07.02.2025).

105. Петровский А.В. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-н /Д: Феникс; 1996. 509 с. Режим доступа: https://klex.ru/hl2 (дата обращения: 07.002.2025).

106. Корнетов Г.Б. Теория педагогики: монография. М.: АСОУ; 2013. 460 с. Режим доступа: https:// search.rsl.ru/ru/record/01006587133 (дата обращения: 07.02.2025).

107. Шендрик И.Г. Проектирование образовательного пространства взрослого человека: Ч.1. Теоретико-методологические предпосылки. Образование и наука. 2004;5:120–130. Режим доступа: http://archive.edscience.ru/sites/default/files/2004/5-2004.pdf (дата обращения: 07.02.2025).

108. Селиванова Н.Л. Воспитание: теория и реальность. Известия РАО. 1999;2:35–39. Режим доступа: https://elibrary.ru/sfyfrf (дата обращения: 07.02.2025).

109. Бурдьё П. Социология политики. М., 1993. Режим доступа: Режим доступа: https://gtmarket.ru/ library/basis/5408 (дата обращения: 07.02.2025).

110. Желязкова-Тея Т.К. Модели дифференциации формального, неформального и информального образования. Педагогика и психология образования. 2018;4:20–36. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36776696 (дата обращения: 07.02.2025).

111. Кумбс Ф.П. Кризис образования в современном мире системный анализ М.: Прогресс; 1970. 261 с. Режим доступа: https://izbe.ru/book/krizis-obrazovaniya-v-sovremennom-mire-sistemnyyanaliz-g-kumbs-f-g-2236462/ (дата обращения: 07.02.2025).

112. Simkins T. Non-Formal Education and Development. Some Critical Issues. Manchester: Department of Adult and Higher Education, University of Manchester; 1977; 77 p. Accessed February 07, 2025. https://openlibrary.org/books/OL19978490M/Non-formal_education_and_development

113. Cameron R., Harrison J.L. The interrelatedness of formal, non-formal and informal learning: evidence from labour market program participants. Australian Journal of Adult Learning. 2012;52(2):277–309. Accessed February 07, 2025. https://www.researchgate.net/publication/236949929

114. Бурдье П. Практический смысл. СПб.; 2001. Режим доступа: http://bourdieu.name/files/ bourdieu-sens.pdf (дата обращения: 07.02.2025).

115. Гидденс Э. Устроение общества: (Очерки теории структурации). М.: Акад. Проект; 2003. 523 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002348859 (дата обращения: 07.02.2025).

116. Заславская Т.И. О субъектно-деятельностном аспекте трансформационного процесса. В книге: Заславская Т.И. Кто и куда стремится вести Россию? Акторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса. М.; 2001 Режим доступа: https://elibrary.ru/item. asp?id=26329215 (дата обращения: 07.02.2025).

117. Волков В.В., Хархордин О.В. Теория практик. СПб.; 2008. 298 c. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/volkov-v-v-harhordin-o-v-teoriya-praktik-spb-izd-vo-evropeyskogo-universiteta-v-sankt-peterburge-2008-298-s (дата обращения: 07.02.2025).

118. Илакавичус M.Р. Организация взаимодействия формального и неформального образования как направление подготовки педагогических кадров. Научный диалог. 2018;5:278–289. doi:10.24224/2227-1295-2018-5-278-289

119. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика: теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства. Минск: Технопринт; 2000. 376 с Режим доступа:https://shiffersinstitute.com/product/мыследеятельностная-педагогика-тео/(дата обращения: 07.02.2025).

120. Симонова А.А., Давыдова Н.Н. Роль научно-образовательной коллаборации в формировании готовности педагогических коллективов к инновационной деятельности. Вопросы управления. 2024;91(6):60–73. doi:10.22394/2304-3385-2024-6-60-73

121. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Проблема дидактического анализа инновационных образовательных практик. Образование и общество. 2017;4(105):34–39. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30737658 (дата обращения: 07.02.2024).

122. Швецова А.В., Симонова А.А., Давыдова Н.Н. Воспроизводство кадрового потенциала науки в оценке молодых российских ученых: результаты прикладного исследования. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020;5:248–268. doi:10.14515/ monitoring.2020.5.736

123. Liu Z.Q., Dorozhkin E.M., Davydova N.N., Sadovnikova N.O. Co-learning as a new model of learning in a digital environment: learning effectiveness and collaboration. International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2020;15(13):34–48. doi:10.3991/ijet.v15i13.14667

124. Paniagua A. Teachers as Designers of Learning Environments: The Importance of Innovative Pedagogies, Educational Research and Innovation. Paris: OECD Publishing; 2018. doi:10.1787/9789264085374-en


Recensión

Para cita:


Davydova N.N., Simonova A.A., Mazurchuk E.O., Pogadaeva D.A. Social, psychological, and pedagogical determinants of teachers’ professional longevity: perspectives and interpretations. The Education and science journal. 2025;27(6):55-97. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-6-55-97

Número de consultas: 314


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)