Грамотность педагога в области искусственного интеллекта: теоретический анализ понятия
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-6-180-206
Аннотация
Введение. Стремительное развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ) и их проникновение в систему образования обусловливает необходимость подготовки педагогических кадров, способных грамотно применять инструменты ИИ в своей профессиональной деятельности. В настоящее время за рубежом активно обсуждается проблема формирования грамотности в области искусственного интеллекта (ИИ-грамотности). Однако в российских научных изданиях, несмотря на общий интерес к теме искусственного интеллекта, термин «ИИ-грамотность» практически не используется. Таким образом, очевидна необходимость теоретического осмысления понятия «грамотность в области искусственного интеллекта» в контексте профессиональной деятельности педагогов и выявления его содержания с учетом научно-теоретических положений отечественной и зарубежной педагогики, что и стало целью данного исследования.
Методология, методы и методики. Основными методами исследования стали анализ научно-педагогической и методической литературы, синтез, систематизация, обобщение фактов и концепций, контент- анализ содержания источников, представленных в ведущих цитатно-аналитических базах.
Результаты и научная новизна. В данной работе ИИ-грамотность определяется как совокупность знаний, умений и навыков в области искусственного интеллекта, позволяющих человеку понимать основные принципы функционирования технологий ИИ и эффективно взаимодействовать с ними в процессе решения профессиональных и личных задач, а также критически оценивать этические риски и последствия применения данных технологий для общества. Авторами статьи разработана компонентная структура грамотности педагога в области ИИ, включающая в себя когнитивный, деятельностный, рефлексивный, личностный и этический компоненты, раскрыто содержание каждого компонента и сформулированы возможные направления профессионального развития педагогов в данной области.
Практическая значимость. Представленные в статье материалы могут стать основой для совершенствования системы повышения квалификации преподавателей в контексте цифровой трансформации образования.
Ключевые слова
Об авторах
Н. В. ТихоноваРоссия
Тихонова Наталия Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры европейских языков и культур Института международных отношений, истории и востоковедения
ResearcherID G-3513-2017
Казань
Д. Р. Сабирова
Россия
Сабирова Диана Рустамовна – доктор педагогических наук, профессор, декан Высшей школы иностранных языков и перевода Института международных отношений, истории и востоковедения
ResearcherID M-2784-2013
Казань
Список литературы
1. Титова С.В. Карта компетенций преподавателя иностранных языков в условиях цифровизации образования. Высшее образование в России. 2022;31(5):133–149. doi:10.31992/0869-3617-202231-5-133-149
2. Раицкая Л.К., Ламбовска М.Р. Перспективы применения ChatGPT для высшего образования: обзор международных исследований. Интеграция образования. 2024;28(1):10–21. doi:10.15507/1991-9468.114.028.202401.010-021
3. Robertson M. Artificial intelligence in education. Nature. 1976;262:435–437. doi:10.1038/262435a0
4. Walter Y. Embracing the future of Artificial Intelligence in the classroom: the relevance of AI literacy, prompt engineering, and critical thinking in modern education. International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2024;21(15). doi:10.1186/s41239-024-00448-3
5. Дукальская И.В., Аликберова Е.О. Чат-боты в приложении Telegram как средство изучения английского языка. Преподаватель XXI век. 2023;2(2):434–442. doi:10.31862/2073-9613-20232-434-442
6. Park J., Teo T. W., Teo A., Chang J., Huang J.S., Koo S. Integrating artificial intelligence into science lessons: teachers’ experiences and views. International Journal of STEM Education. 2023;10(1). doi:10.1186/s40594-023-00454-3
7. Dave M., Patel N. Artificial intelligence in healthcare and education. British Dental Journal. 2023;234:761–764. doi:10.1038/s41415-023-5845-2
8. Буякова К.И., Дмитриев Я.А., Иванова А.С., Фещенко А.В., Яковлева К.И. Отношение студентов и преподавателей к использованию инструментов с искусственным интеллектом в вузе. Образование и наука. 2024;26(7):160–193. doi:10.17853/1994-5639-2024-7-160-193
9. Чевтаева Н.Г., Боброва О.В., Колл Е. Академическая честность в структуре антикоррупционной позиции студента: опыт социологического анализа. Образование и наука. 2024;26(10):131– 165. doi:10.17853/1994-5639-2024-10-131-165
10. Lee V.R., Pope D., Miles S., Zarate R.C. Cheating in the age of generative AI: a high school survey study of cheating behaviors before and after the release of ChatGPT. Computers and Education: Artificial Intelligence. 2024;7:e100253. doi:10.1016/j.caeai.2024.100253
11. Ayanwale M.A., Adelana O.P., Molefi R.R., Adeeko O., Ishola A.M. Examining artificial intelligence literacy among pre-service teachers for future classrooms. Computers and Education Open. 2024;6:e100214. doi:10.1016/j.caeo.2024.100179
12. Sperling K., Stenberg C.-J., McGrath C., Åkerfeldt A., Heintz F., Stenliden L. In search of artificial intelligence (AI) literacy in teacher education: a scoping review. Computers and Education Open. 2024;6:e100169. doi:10.1016/j.caeo.2024.100169
13. Laupichler M.C., Aster A., Schirch J., Raupach T. Artificial intelligence literacy in higher and adult education: a scoping literature review. Computers and Education: Artificial Intelligence. 2022;3:e100101. doi:10.1016/j.caeai.2022.100101
14. Korte S.-M., Cheung W.M.-Y., Maasilta M., Kong S.-C., Keskitalo P., Wang L., Lau C.M., Lee J.C.K., Gu M.M. Enhancing artificial intelligence literacy through cross-cultural online workshops. Computers and Education Open. 2024;6:e100164. doi:10.1016/j.caeo.2024.100164
15. Ding A.-C.E., Shi L., Yang H., Choi I. Enhancing teacher AI literacy and integration through different types of cases in teacher professional development. Computers and Education Open. 2024;6:e100178. doi:10.1016/j.caeo.2024.100178
16. Стрельников С.С. Потенциал влияния ИИ-грамотности на информационное поведение студентов. Мир науки. Педагогика и психология. 2024;12(4). Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/91PDMN424.pdf (дата обращения: 13.02.2025).
17. Цвык В.А., Цвык И.В. Социальные проблемы развития и применения искусственного интеллекта. Вестник РУДН. Серия: Социология. 2022;22(1):58–69. doi:10.22363/2313-22722022-22-1-58-69
18. Тихонова Н.В., Ильдуганова Г.М. «Меня пугает то, с какой скоростью развивается искусственный интеллект»: восприятие студентами искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам. Высшее образование в России. 2024;33(4):63–83. doi:10.31992/08693617-2024-33-4-63-83
19. Wang X., Li L., Tan S.C., Yang L., Lei J. Preparing for AI-enhanced education: Conceptualizing and empirically examining teachers’ AI readiness. Computers in Human Behavior. 2023;146:e107798. doi:10.1016/j.chb.2023.107798
20. Сысоев П.В. Искусственный интеллект в образовании: осведомленность, готовность и практика применения преподавателями высшей школы технологий искусственного интеллекта в профессиональной деятельности. Высшее образование в России. 2023;32(10):9–33. doi:10.31992/0869-3617-2023-32-10-9-33
21. Потемкина Т.В., Авдеева Ю.А., Иванова У.Ю. Взаимодействие с искусственным интеллектом как потенциал программы обучения иностранному языку в аспирантуре. Высшее образование в России. 2024;33(5):67–85. doi:10.31992/0869-3617-2024-33-5-67-85
22. Евстигнеев М.Н., Сысоев П.В., Евстигнеева И.А. Компетенция педагога иностранных языков в области искусственного интеллекта. Иностранные языки в школе. 2024;3:90–96.
23. Zhao L., Wu X., Luo H. Developing AI literacy for primary and middle school teachers in China: based on a structural equation modeling analysis. Sustainability. 2022;14:e14549. doi:10.3390/su142114549
24. Дерябин А.А., Попов А.А. Дата-грамотность как новая цифровая компетенция. Информационное общество. 2020;5:39–47.
25. Long D., Magerko B. What is AI Literacy? Competencies and design considerations. In: Proceedings of the 2020 CHI Conference on Human Factors in Computing Systems. Honolulu HI USA; 25–30 April, 2020:1–16. doi:10.1145/3313831.3376727
26. Kong S.-C., Cheung M.-Y.W., Tsang O. Developing an artificial intelligence literacy framework: evaluation of a literacy course for senior secondary students using a project-based learning approach. Computers and Education: Artificial Intelligence. 2024;6:e100214. doi:10.1016/j.caeai.2024.100214
27. Воронина Ю.В. Цифровая грамотность педагога: анализ содержания понятия и структура. Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2019;4 (32):232–245. doi:10.32516/2303-9922.2019.32.17
28. Wang B., Rau P.-L.P., Yuan T. Measuring user competence in using artificial intelligence: validity and reliability of artificial intelligence literacy scale. Behaviour & Information Technology. 2022;42(9):1324–1337. doi:10.1080/0144929X.2022.2072768
29. Laupichler M.С., Aster A., Haverkamp N., Raupach T. Development of the “Scale for the assessment of non-experts’ AI literacy” – an exploratory factor analysis. Computers in Human Behavior Reports. 2023;12:e100338. doi:10.1016/j.chbr.2023.100338
30. Chiu T.K.F., Ahmad Z., Ismailov M., Sanusi I.T. What are artificial intelligence literacy and competency? A comprehensive framework to support them. Computers and Education Open. 2024;6:e100171. doi:10.1016/j.caeo.2024.100171
31. Ng D.T.K., Leung J.K.L., Chu S.K.W., Qiao M.S. Conceptualizing AI literacy: an exploratory review. Computers and Education: Artificial Intelligence. 2021;2:e100041. doi:10.1016/j.caeai.2021.100041
32. Bloom B.S. Taxonomy of Educational Objectives. The Classification of Educational Goals. Handbook 1: The Cognitive Domain. New York: Longmans; 1956. 216 p.
33. Carolus A., Koch M.J., Straka S., Latoschik M.E., Wienrich C. MAILS – Meta AI literacy scale: development and testing of an AI literacy questionnaire based on well-founded competency models and psychological change- and meta-competencies. Computers in Human Behavior: Artificial Humans. 2023;1(2):e100014. doi:10.1016/j.chbah.2023.100014
34. Celik I. Towards Intelligent-TPACK: an empirical study on teachers’ professional knowledge to ethically integrate artificial intelligence (AI)-based tools into education. Computers in Human Behavior. 2023;138:e107468. doi:10.1016/j.chb.2022.107468
35. Титова С.В. Технологические решения на базе искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам. Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024;2:18–37. doi:10.55959/MSU-2074-1588-19-27-2-2
36. Lérias E., Guerra C., Ferreira P. Literacy in Artificial Intelligence as a challenge for teaching in higher education: a case study at Portalegre Polytechnic University. Information. 2024;15(205). doi:10.3390/info15040205
37. Ратнер Ф.Л., Тихонова Н.В. Качество образования: педагогический аспект. Высшее образование в России. 2019;28(12):87–96. doi:10.31992/0869-3617-2019-28-12-87-96
38. Nguyen A., Ngo H.N., Hong Y., Dang B., Nguyen B.-P.T. Ethical principles for artificial intelligence in education. Education and Information Technologies. 2023;28:4221–4241. doi:10.1007/s10639-02211316-w
39. Mikeladze T., Meijer P.C., Verhoeff R.P. A comprehensive exploration of artificial intelligence competence frameworks for educators: a critical review. European Journal of Education. 2024;59(3):e12663. doi:10.1111/ejed.12663
40. Рогозин С.А., Кудинов В.В., Мешков В.Д., Сенькин М.Е. Развитие цифровой грамотности будущего учителя в период первого года обучения в университете. Перспективы науки и образования. 2023;6 (66):67–88. doi:10.32744/pse.2023.6.4
41. Falloon G. From digital literacy to digital competence: the teacher digital competency (TDC) framework. Educational Technology Research and Development. 2020;68:2449–2472. doi:10.1007/s11423020-09767-4
42. Сережкина А.Е. Анализ моделей цифровых компетенций российских преподавателей. Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2023;2(69):149–163. doi:10.51944/20722516_2023_2_ 149
43. Марголис А.А. Новая научная грамотность: проблемы и трудности формирования. Психологическая наука и образование. 2021;26(6):5–24. doi:10.17759/pse.2021260601
Рецензия
Для цитирования:
Тихонова Н.В., Сабирова Д.Р. Грамотность педагога в области искусственного интеллекта: теоретический анализ понятия. Образование и наука. 2025;27(6):180-206. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-6-180-206
For citation:
Tikhonova N.V., Sabirova D.R. Teacher AI literacy: a theoretical conceptualisation. The Education and science journal. 2025;27(6):180-206. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-6-180-206