Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Грамотность педагога в области искусственного интеллекта: теоретический анализ понятия

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-6-180-206

Texto completo:

Resumen

Введение. Стремительное развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ) и их проникновение в систему образования обусловливает необходимость подготовки педагогических кадров, способных грамотно применять инструменты ИИ в своей профессиональной деятельности. В настоящее время за рубежом активно обсуждается проблема формирования грамотности в области искусственного интеллекта (ИИ-грамотности). Однако в российских научных изданиях, несмотря на общий интерес к теме искусственного интеллекта, термин «ИИ-грамотность» практически не используется. Таким образом, очевидна необходимость теоретического осмысления понятия «грамотность в области искусственного интеллекта» в контексте профессиональной деятельности педагогов и выявления его содержания с учетом научно-теоретических положений отечественной и зарубежной педагогики, что и стало целью данного исследования.

Методология, методы и методики. Основными методами исследования стали анализ научно-педагогической и методической литературы, синтез, систематизация, обобщение фактов и концепций, контент- анализ содержания источников, представленных в ведущих цитатно-аналитических базах.

Результаты и научная новизна. В данной работе ИИ-грамотность определяется как совокупность знаний, умений и навыков в области искусственного интеллекта, позволяющих человеку понимать основные принципы функционирования технологий ИИ и эффективно взаимодействовать с ними в процессе решения профессиональных и личных задач, а также критически оценивать этические риски и последствия применения данных технологий для общества. Авторами статьи разработана компонентная структура грамотности педагога в области ИИ, включающая в себя когнитивный, деятельностный, рефлексивный, личностный и этический компоненты, раскрыто содержание каждого компонента и сформулированы возможные направления профессионального развития педагогов в данной области.

Практическая значимость. Представленные в статье материалы могут стать основой для совершенствования системы повышения квалификации преподавателей в контексте цифровой трансформации образования.

De los autores

Н. Тихонова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Russian Federation


Д. Сабирова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Russian Federation


Referencias

1. Титова С.В. Карта компетенций преподавателя иностранных языков в условиях цифровизации образования. Высшее образование в России. 2022;31(5):133–149. doi:10.31992/0869-3617-202231-5-133-149

2. Раицкая Л.К., Ламбовска М.Р. Перспективы применения ChatGPT для высшего образования: обзор международных исследований. Интеграция образования. 2024;28(1):10–21. doi:10.15507/1991-9468.114.028.202401.010-021

3. Robertson M. Artificial intelligence in education. Nature. 1976;262:435–437. doi:10.1038/262435a0

4. Walter Y. Embracing the future of Artificial Intelligence in the classroom: the relevance of AI literacy, prompt engineering, and critical thinking in modern education. International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2024;21(15). doi:10.1186/s41239-024-00448-3

5. Дукальская И.В., Аликберова Е.О. Чат-боты в приложении Telegram как средство изучения английского языка. Преподаватель XXI век. 2023;2(2):434–442. doi:10.31862/2073-9613-20232-434-442

6. Park J., Teo T. W., Teo A., Chang J., Huang J.S., Koo S. Integrating artificial intelligence into science lessons: teachers’ experiences and views. International Journal of STEM Education. 2023;10(1). doi:10.1186/s40594-023-00454-3

7. Dave M., Patel N. Artificial intelligence in healthcare and education. British Dental Journal. 2023;234:761–764. doi:10.1038/s41415-023-5845-2

8. Буякова К.И., Дмитриев Я.А., Иванова А.С., Фещенко А.В., Яковлева К.И. Отношение студентов и преподавателей к использованию инструментов с искусственным интеллектом в вузе. Образование и наука. 2024;26(7):160–193. doi:10.17853/1994-5639-2024-7-160-193

9. Чевтаева Н.Г., Боброва О.В., Колл Е. Академическая честность в структуре антикоррупционной позиции студента: опыт социологического анализа. Образование и наука. 2024;26(10):131– 165. doi:10.17853/1994-5639-2024-10-131-165

10. Lee V.R., Pope D., Miles S., Zarate R.C. Cheating in the age of generative AI: a high school survey study of cheating behaviors before and after the release of ChatGPT. Computers and Education: Artificial Intelligence. 2024;7:e100253. doi:10.1016/j.caeai.2024.100253

11. Ayanwale M.A., Adelana O.P., Molefi R.R., Adeeko O., Ishola A.M. Examining artificial intelligence literacy among pre-service teachers for future classrooms. Computers and Education Open. 2024;6:e100214. doi:10.1016/j.caeo.2024.100179

12. Sperling K., Stenberg C.-J., McGrath C., Åkerfeldt A., Heintz F., Stenliden L. In search of artificial intelligence (AI) literacy in teacher education: a scoping review. Computers and Education Open. 2024;6:e100169. doi:10.1016/j.caeo.2024.100169

13. Laupichler M.C., Aster A., Schirch J., Raupach T. Artificial intelligence literacy in higher and adult education: a scoping literature review. Computers and Education: Artificial Intelligence. 2022;3:e100101. doi:10.1016/j.caeai.2022.100101

14. Korte S.-M., Cheung W.M.-Y., Maasilta M., Kong S.-C., Keskitalo P., Wang L., Lau C.M., Lee J.C.K., Gu M.M. Enhancing artificial intelligence literacy through cross-cultural online workshops. Computers and Education Open. 2024;6:e100164. doi:10.1016/j.caeo.2024.100164

15. Ding A.-C.E., Shi L., Yang H., Choi I. Enhancing teacher AI literacy and integration through different types of cases in teacher professional development. Computers and Education Open. 2024;6:e100178. doi:10.1016/j.caeo.2024.100178

16. Стрельников С.С. Потенциал влияния ИИ-грамотности на информационное поведение студентов. Мир науки. Педагогика и психология. 2024;12(4). Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/91PDMN424.pdf (дата обращения: 13.02.2025).

17. Цвык В.А., Цвык И.В. Социальные проблемы развития и применения искусственного интеллекта. Вестник РУДН. Серия: Социология. 2022;22(1):58–69. doi:10.22363/2313-22722022-22-1-58-69

18. Тихонова Н.В., Ильдуганова Г.М. «Меня пугает то, с какой скоростью развивается искусственный интеллект»: восприятие студентами искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам. Высшее образование в России. 2024;33(4):63–83. doi:10.31992/08693617-2024-33-4-63-83

19. Wang X., Li L., Tan S.C., Yang L., Lei J. Preparing for AI-enhanced education: Conceptualizing and empirically examining teachers’ AI readiness. Computers in Human Behavior. 2023;146:e107798. doi:10.1016/j.chb.2023.107798

20. Сысоев П.В. Искусственный интеллект в образовании: осведомленность, готовность и практика применения преподавателями высшей школы технологий искусственного интеллекта в профессиональной деятельности. Высшее образование в России. 2023;32(10):9–33. doi:10.31992/0869-3617-2023-32-10-9-33

21. Потемкина Т.В., Авдеева Ю.А., Иванова У.Ю. Взаимодействие с искусственным интеллектом как потенциал программы обучения иностранному языку в аспирантуре. Высшее образование в России. 2024;33(5):67–85. doi:10.31992/0869-3617-2024-33-5-67-85

22. Евстигнеев М.Н., Сысоев П.В., Евстигнеева И.А. Компетенция педагога иностранных языков в области искусственного интеллекта. Иностранные языки в школе. 2024;3:90–96.

23. Zhao L., Wu X., Luo H. Developing AI literacy for primary and middle school teachers in China: based on a structural equation modeling analysis. Sustainability. 2022;14:e14549. doi:10.3390/su142114549

24. Дерябин А.А., Попов А.А. Дата-грамотность как новая цифровая компетенция. Информационное общество. 2020;5:39–47.

25. Long D., Magerko B. What is AI Literacy? Competencies and design considerations. In: Proceedings of the 2020 CHI Conference on Human Factors in Computing Systems. Honolulu HI USA; 25–30 April, 2020:1–16. doi:10.1145/3313831.3376727

26. Kong S.-C., Cheung M.-Y.W., Tsang O. Developing an artificial intelligence literacy framework: evaluation of a literacy course for senior secondary students using a project-based learning approach. Computers and Education: Artificial Intelligence. 2024;6:e100214. doi:10.1016/j.caeai.2024.100214

27. Воронина Ю.В. Цифровая грамотность педагога: анализ содержания понятия и структура. Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2019;4 (32):232–245. doi:10.32516/2303-9922.2019.32.17

28. Wang B., Rau P.-L.P., Yuan T. Measuring user competence in using artificial intelligence: validity and reliability of artificial intelligence literacy scale. Behaviour & Information Technology. 2022;42(9):1324–1337. doi:10.1080/0144929X.2022.2072768

29. Laupichler M.С., Aster A., Haverkamp N., Raupach T. Development of the “Scale for the assessment of non-experts’ AI literacy” – an exploratory factor analysis. Computers in Human Behavior Reports. 2023;12:e100338. doi:10.1016/j.chbr.2023.100338

30. Chiu T.K.F., Ahmad Z., Ismailov M., Sanusi I.T. What are artificial intelligence literacy and competency? A comprehensive framework to support them. Computers and Education Open. 2024;6:e100171. doi:10.1016/j.caeo.2024.100171

31. Ng D.T.K., Leung J.K.L., Chu S.K.W., Qiao M.S. Conceptualizing AI literacy: an exploratory review. Computers and Education: Artificial Intelligence. 2021;2:e100041. doi:10.1016/j.caeai.2021.100041

32. Bloom B.S. Taxonomy of Educational Objectives. The Classification of Educational Goals. Handbook 1: The Cognitive Domain. New York: Longmans; 1956. 216 p.

33. Carolus A., Koch M.J., Straka S., Latoschik M.E., Wienrich C. MAILS – Meta AI literacy scale: development and testing of an AI literacy questionnaire based on well-founded competency models and psychological change- and meta-competencies. Computers in Human Behavior: Artificial Humans. 2023;1(2):e100014. doi:10.1016/j.chbah.2023.100014

34. Celik I. Towards Intelligent-TPACK: an empirical study on teachers’ professional knowledge to ethically integrate artificial intelligence (AI)-based tools into education. Computers in Human Behavior. 2023;138:e107468. doi:10.1016/j.chb.2022.107468

35. Титова С.В. Технологические решения на базе искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам. Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024;2:18–37. doi:10.55959/MSU-2074-1588-19-27-2-2

36. Lérias E., Guerra C., Ferreira P. Literacy in Artificial Intelligence as a challenge for teaching in higher education: a case study at Portalegre Polytechnic University. Information. 2024;15(205). doi:10.3390/info15040205

37. Ратнер Ф.Л., Тихонова Н.В. Качество образования: педагогический аспект. Высшее образование в России. 2019;28(12):87–96. doi:10.31992/0869-3617-2019-28-12-87-96

38. Nguyen A., Ngo H.N., Hong Y., Dang B., Nguyen B.-P.T. Ethical principles for artificial intelligence in education. Education and Information Technologies. 2023;28:4221–4241. doi:10.1007/s10639-02211316-w

39. Mikeladze T., Meijer P.C., Verhoeff R.P. A comprehensive exploration of artificial intelligence competence frameworks for educators: a critical review. European Journal of Education. 2024;59(3):e12663. doi:10.1111/ejed.12663

40. Рогозин С.А., Кудинов В.В., Мешков В.Д., Сенькин М.Е. Развитие цифровой грамотности будущего учителя в период первого года обучения в университете. Перспективы науки и образования. 2023;6 (66):67–88. doi:10.32744/pse.2023.6.4

41. Falloon G. From digital literacy to digital competence: the teacher digital competency (TDC) framework. Educational Technology Research and Development. 2020;68:2449–2472. doi:10.1007/s11423020-09767-4

42. Сережкина А.Е. Анализ моделей цифровых компетенций российских преподавателей. Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2023;2(69):149–163. doi:10.51944/20722516_2023_2_ 149

43. Марголис А.А. Новая научная грамотность: проблемы и трудности формирования. Психологическая наука и образование. 2021;26(6):5–24. doi:10.17759/pse.2021260601


Recensión

Para cita:


Tikhonova N.V., Sabirova D.R. Teacher AI literacy: a theoretical conceptualisation. The Education and science journal. 2025;27(6):180-206. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-6-180-206

Número de consultas: 396


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)