Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-6-6

Полный текст:

Аннотация

Цель. Статья посвящена решению актуальной проблемы – повышению качества образования в профессиональных образовательных организациях.

Методы. Использовался научно-педагогический анализ понятий, образующих терминологическое поле проблемы. Для разработки моделей когнитивной визуализации применялся системный, компетентностно-ориентированный и личностный подходы. Для установления уровня развитости познавательной активности обучающихся проводилось их анкетирование.

Результаты. Выделены и описаны составные части современного учебного процесса и показана необходимость создания специфических условий для его реализации. Дана обобщенная характеристика технологии визуализации учебной информации. Обосновано применение моделей когнитивной визуализации с привлечением информационно-коммуникационных технологий. Представлены результаты, демонстрирующие изменение показателей мотивационной активности обучающихся до и после применения «логико-смысловых моделей» (ЛСМ) и «метаплана» в учебном процессе.

Научная новизна. Определены педагогические условия, позволяющие использовать информационно-коммуникационные технологии как средство совершенствования учебно-познавательной деятельности учащихся. Отражены особенности направленного применения методов когнитивной визуализации учебной информации как для совершенствования учебно-познавательной деятельности, так и для формирования профессиональных компетенций у обучающихся по профессии «Повар, кондитер».

Практическая значимость. Детально рассмотрено применение методов когнитивной визуализации в учебном процессе техникума на примере изучения химии и биологии. Разработан учебно-методический комплекс (УМК), обеспечивающий когнитивную визуализацию учебной информации для совершенствования учебно-познавательной деятельности.

Об авторе

Л. А. Колмакова
Алтайский государственный университет, Барнаул
Россия
Колмакова Лилия Александровна - аспирант кафедры педагогики высшей школы и информационных образовательных технологий


Список литературы

1. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе. Москва: Просвещение, 2011. 31 с.

2. Колмакова Л. А. Использование мобильного компьютерного класса в целях совершенствования учебно-познавательной деятельности студентов техникума // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования: сборник научных статей Международной конференции, Барнаул, 11–14 ноября, 2014. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2014. С. 647–650.

3. Колмакова Л. А., Лаврентьев Г. В. Организация обучения в образовательных профессиональных учреждениях с использованием методов когнитивной визуализации учебной информации // Известия Алтайского государственного университета. Барнаул, 2014. Вып. 2 (82). С. 27–32.

4. Колмакова Л. А. Совершенствование учебно-познавательной деятельности обучающихся профессиональных образовательных учреждений на основе когнитивной визуализации учебной информации по курсу «Естествознание» с использованием информационно-коммуникационных технологий // Мой выбор – НАУКА!: труды молодых ученых Алтайского государственного университета: материалы 1-й региональной молодежной конференции, XLI научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2014. Вып. 11. С. 309–313.

5. Корчагина И. А. Проблемы занятости молодежи на региональном рынке труда // Известия Алтайского государственного университета. Барнаул, 2014. Вып. 2 (82). С. 320–323.

6. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б., Неудахина Н. А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов: учебное пособие: в 3 ч. Ч. 2. 2-е изд., доп. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2009. 232 с.

7. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б. Педагогическая компетентность преподавателя как условие внедрения образовательных инноваций // Вестник алтайской науки. Барнаул, 2000. № 1. С. 21–27.

8. Манько Н. Н. Когнитивная визуализация дидактических объектов в активации учебной деятельности // Известия Алтайского государственного университета. Барнаул, 2009. Вып. 2 (62). С. 22–28.

9. Неудахина Н. А. О возможностях практического внедрения технологии визуализации учебной информации в вузе // Известия Алтайского государственного университета. Барнаул, 2013. Вып. 2 (78). С. 35–38.

10. Нечаева А. В., Лаврентьев Г. В. Формирование интегративной культуры будущих специалистов в процессе обучения студентов инженерно-экономического факультета // Инженерное образование. 2007. № 4. С. 164–165.

11. Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения: учеб, пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Академия, 2007. 160 с.

12. Lindelani E Mnguni. The theoretical cognitive process of visualization for science education. URL: http://www.springerplus.com/content/3/1/184/

13. Van Eijck M., Roth W. Theorizing scientific literacy in the wild. Educational Research and Reviews. 2010. № 5. Р. 184–194.

14. Electrostatic potential maps: How are these visualizations used in general and organic chemistry textbooks? V. Williamson, S. R. Hinze, G. Deslongchamps, M. J. Shultz, K. C. Williamson, D. N. Rapp. Abstract, 2012 Biennial Conference on Chemical Education, Penn State, PA, July 29–Aug. 2, 2012. P. 122–134.

15. Unlocking potential: Individual differences in the use of concurrent scientific visualizations. S. R. Hinze, D. N. Rapp, V. M. Williamson, M. J. Shultz, K. C. Williamson, G. Deslongchamps, G. Proceedings of the Annual Conference of the Cognitive Science Society, 2011. P. 2721–2726.


Для цитирования:


Колмакова Л.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ. Образование и наука. 2015;(6):50-62. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-6-6

For citation:


Kolmakova L.A. IMPROVEMENT OF EDUCATIONAL COGNITIVE ACTIVITY STUDENTS IN THE PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION ON THE BASIS OF VISUALIZATION TECHNOLOGY OF EDUCATIONAL INFORMATION. The Education and science journal. 2015;(6):50-62. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-6-6

Просмотров: 892


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)