Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СЕТЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ПРОИЗВОДСТВОМ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-6-63-76

Texto completo:

Resumen

Цель работы – исследовать особенности сетевого взаимодействия образовательной организации с производственным предприятием.

Методы. Теоретические: сравнение теоретических зарубежных и российских исследований, касающихся сетевого взаимодействия; анализ существующей в железнодорожной отрасли нормативной документации, регламентирующей данное взаимодействие; педагогическое моделирование образовательной среды, формирующейся при таком сотрудничестве. Эмпирические: педагогическое наблюдение, обобщение накопленного как в России, так и за рубежом опыта сетевого взаимодействия образовательных учреждений между собой и с производственными предприятиями.

Научная новизна. Предпринята попытка восполнить пробелы в изучении характеристик образовательной среды, возникающей в результате сетевого взаимодействия образовательной организации и производства. Уточнены определения понятий «сетевое взаимодействие», «образовательная среда». Под первым авторы понимают взаимовыгодное объединение организаций для достижения какой-либо социально значимой цели. В качестве второй рассматриваются специально созданные производственно-педагогические условия, способствующие достижению требуемого работодателем качества подготовки специалистов. На примере железнодорожной отрасли показаны формы сетевого взаимодействия образовательной организации и предприятий и его влияние на образовательную среду.

Результаты. Выделены типологические признаки образовательной среды: системность, социальная общность, широкий спектр качеств; ее компоненты: производственно-дидактический, социально-мотивационный, пространственно-предметный; условия функционирования: обеспечение информационной открытости, наличие нормативно-правовой документации; и принципы существования такой среды: активность, динамичность, сочетание традиционных и инновационных методов, средств обучения, организация пространственной структуры. Конкретизированы функции сетевого взаимодействия: ценностно-смысловая, организационно-педагогическая, экспертномониторинговая, аналитико-прогностическая, непрерывно-развивающая.

De los autores

Н. Силкина
Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск
Russian Federation


Н. Ваганова
Новосибирский техникум железнодорожного транспорта, Новосибирск (РФ).
Russian Federation


Referencias

1. Амеленков А. А., Анисимова С. П., Аржанова И. В. и др. Организация сетевого взаимодействия вузов – участников Болонского процесса как основа управления интеграцией российской системы высшего профессионального образования в общеевропейскую: практика организации, цели, функции, структура, перспективы // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 1. С. 58–70.

2. Ахметова М. Н. Образовательная среда и образовательное пространство: общее, особенное, индивидуальное // Сибирский педагогический журнал. 2006. № 5. С. 30–36.

3. Байденко В. И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. Москва: Исследовательский центр проблемы качества подготовки специалистов; Российский новый университет, 2002. 128 с.

4. Гибсон М. Бизнес и высшее образование: Опыт взаимодействия в Великобритании // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 4 (32). С. 53–66.

5. Зибер П. Управление сетью как ключевая компетенция предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 3. С. 92–96.

6. Кулюткин Ю. Н., Тарасов С. В. Образовательная среда и развитие личности // Новые знания. 2001. № 1. С. 6–7.

7. Лобок А. М. Сетевой механизм развития культуры как ключ к сетевому развитию образования // Народное образование. 2014. № 5. С. 9–17.

8. Пустовой Н. В. и др. Концепции международного сетевого взаимодействия как инструмент подготовки кадров высшей квалификации (на примере НГТУ) // Университетского управление: практика и анализ. 2013. № 2. С. 6–11.

9. Распоряжение начальника Западно-Сибирской железной дороги «О внедрении пилотного проекта по применению сетевой формы реализации образовательных программ на полигоне Западно-Сибирской железной дороги» от 6 сентября 2014 г. Новосибирск: Филиал ОАО «РЖД» Западно-Сибирская железная дорога, 2014.

10. Силкина Н. В., Ваганова Н. О. Структурно-функциональная модель взаимодействия педагогических работников университетского комплекса // Образование и наука. 2014. № 6. С. 35–45.

11. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». Москва: Эксмо, 2013. 53 с.

12. Чучкевич - М. М. Основы управления сетевыми организациями. Москва: Изд-во Ин-та социологии, 1999. 38 с.

13. Шумакова И. В. Образовательное пространство – интегративная категория современной педагогики // Образовательная политика. 2007. № 6. С. 22–26.

14. Castells M. Materials for an Exploratory Theory of Network Society. The British Journal of Sociology. 2000. № 51. P. 5–14.

15. Haggins R. The Success and Failure of Policy-Implanted Inner-Firm Network Initiatives: Motivations, Processes and Structure. Entrepreneurship and Regional Development. 2000. Vol. 12. № 1–2. Р. 111–135.

16. Webster J. Networks of Collaboration or Conflict? Electronic Data Interchange and Power in the Supply Chain // The Journal of Strategic Information Systems. 1995. Vol. 4. № 1. P. 31–42.


Recensión

Para cita:


Silkina N.V., Vaganova N.O. SPECIAL FEATURES OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT THROUGH THE NET INTERACTION OF EDUCATION AND PRODUCTION. The Education and science journal. 2015;(6):63-76. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-6-63-76

Número de consultas: 1474


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)