Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА (К ПРОБЛЕМЕ ПОИСКА ПРИНЦИПА СООБРАЗНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ)

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-6-9

Аннотация

В статье развивается тема, поднятая в работе Ю. В. Ларина «Образование в поисках принципа сообразности»1, где в качестве актуального принципа современного образования выдвигается принцип культуросообразности.

Цель предпринятого автором исследования – анализ ценностно-смыслового содержания принципа культурсообразности образования. Методология исследования формируется посредством апелляции к культурологическому подходу, соединяющему методы идеального типизирования и ценностно-смысловой реконструкции.

Результаты исследования. На основании экспликации трех модусов отношения человека к миру: «мир – условие», «мир – средство», «мир – цель» выделяются три типа культуры в целом и, соответственно, три типа педагогической культуры: традиционный, утилитарный, креативный.

Педагогическая культура традиционного типа нацеливает на воспитание homo traditional – человека традиционного, индивида, послушного исполнителя сложившихся в культуре ценностно-смысловых, нормативно-регулятивных установлений и предписаний, подчиняющего свою деятельность передаваемой от поколения к поколению традиции. В смысловом пространстве педагогической культуры традиционного типа принцип культуросообразности образования определяется как принцип сообразности со сложившейся традицией.

Педагогическая культура утилитарного типа ориентирует на воспитание homo utilitarian – человека утилитарного, индивидуальности, интерпретирующей сложившиеся в культуре ценностно-смысловые, нормативно-регулятивные установления и предписания исходя из ситуационной пользы, целиком и полностью посвящающей свою жизнь общественно или индивидуально полезной деятельности. В смысловом пространстве педагогической культуры утилитарного типа принцип культуросообразности образования определяется как принцип сообразности с социальной и/или индивидуальной пользой.

Педагогическая культура креативного типа направлена на воспитание homo creator – творческой личности, чье существование есть самоорганизация, осуществляемая в пространстве между традицией и новацией, абсолютными и относительными, универсальными и партикулярными смыслами бытия, между социальными и индивидуальными, коллективистскими и индивидуалистскими его аспектами. Воспитание творчески мыслящей личности связано с актуализацией креативной модальности отношения к миру как цели творческой деятельности, с развитием потребности в самоактуализации. В рамках педагогической культуры креативного типа принцип культуросообразности образования означает сообразность с творчеством. Реализация этого принципа связана с культивированием не только оригинальности, неординарности, нетривиальности мышления, но с формированием созидательного, нацеленного на приращение бытия отношения к миру.

Научная новизна исследования заключается в оригинальности его как методологии, так и результатов – сконструирована авторская типология педагогической культуры.

Практическая значимость. Предлагаемая типология педагогической культуры может служить инструментом анализа современного образования, выявления его специфики и путей модернизации. 

Об авторе

Е. Н. Яркова
Тюменскbq государственнsq университет
Россия
Яркова Елена Николаевна - доктор философских наук, профессор кафедры философии


Список литературы

1. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. Москва: Наука, 1989. 400 с.

2. Видт И. Е. Введение в педагогическую культурологию: учебное пособие. Тюмень: ТюмГУ, 2000. 101 с.

3. Загвязинский В. И. Целевые ориентиры реформирования российского образования // Вестник Тюменского государственного университета. 2013. № 9. С. 7–16.

4. Кант И. Собрание сочинений: в 8 т. Москва: ЧОРО, 1994. Т. 6. 613 с.

5. Ларин Ю. В. Образование в поисках принципа сообразности // Образование и наука. 2014. № 1 (110). С. 3–16.

6. Лиотар Ж. Ф. Состояние постмодерна. Москва: Институт экспериментальной социологии; Санкт-Петербург: Алетейя, 1998. 160 с.

7. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. Москва: Смысл, 1999. 425 с.

8. Огурцов А. П. Дисциплинарная структура науки: генезис и обоснование. Москва: Наука, 1988. 256 с.

9. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измерения / под научной редакцией В. И. Байденко. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 355 с.

10. Серл Д. Политика и гуманитарное образование // Отечественные записки. 2001. № 1. С. 76–90.

11. Урсул А. Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития человечества. Москва: Луч, 1993. 275 с.

12. Успенский В. М. Теорема Геделя о неполноте. Москва: Наука, 1982. 110 с.

13. Хоркхаймер М. Затмение разума. К критике инструментального разума. Москва: Канон, 2011. 224 с.

14. Яркова Е. Н., Ларин Ю. В., Павлов А. В. Эпистемология культуры как направление исследований // Вестник Тюменского государственного университета. 2013. № 10. С. 91–99.

15. Banks J. A., McGee Banks C. A. Multicultural education: Issues and perspectives (7th ed.). Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, Inc., 2010. 462 p.

16. Barrow R. Plato, utilitarianism and education. London; New York: Routledge, 2010. 211 p.

17. Florida R. L. The rise of the creative class: and how it’s transforming work, leisure, community and everyday life. New York: Basic Books, 2003. 434 p.

18. Wadaani M. R. Teaching for Creativity as Human Development toward Self-Actualization: The Essence of Authentic Learning and Optimal Growth for All Students. Creative Education. 2015. № 6. Р. 669–679.

19. Watson-Glaser. Critical Thinking Appraisal User-Guide and Technical Manuel. London: Pearson Education Ltd., 2012. 88 p.


Рецензия

Для цитирования:


Яркова Е.Н. ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА (К ПРОБЛЕМЕ ПОИСКА ПРИНЦИПА СООБРАЗНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ). Образование и наука. 2015;(6):116-128. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-6-9

For citation:


Yarkova E.N. EDUCATION AND CULTURE (CONCERNING THE PROBLEM IN SEARCH THE PRINCIPLE OF EDUCATION ADEQUACY). The Education and science journal. 2015;(6):116-128. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-6-9

Просмотров: 1223


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)