Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Педагогическая система подготовки специалистов в Казахском национальном университете искусств

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-9739

Texto completo:

Resumen

Введение. В условиях неуклонно растущего интереса к сохранению и трансляции культурного наследия подготовка высококвалифицированных певцов традиционного стиля исполнения требует интеграции в образовательный процесс современных педагогических технологий. Цель – изучение и актуализация педагогической системы, обеспечивающей всестороннюю подготовку исполнителей традиционного песенного жанра. Методология, методы и методики. Исследование базируется на системном, компетентностном и деятельностном подходах. Результаты. Разработана и апробирована авторская система подготовки исполнителей-традиционщиков, включающая в себя музыкальную грамотность, музыкальную сознательность, музыкальную воспитанность и музыкальную деятельность. Также определены педагогические методы и технологии, способствующие эффективному развитию музыкального мышления, художественного вкуса, технического мастерства и сценической выразительности студентов. Научная новизна исследования заключается в разработке и обосновании авторской системы, ориентированной на комплексное формирование профессиональной компетентности исполнителей-педагогов. Предложены педагогические методы и технологии, эффективные для использования в процессе подготовки музыкантов-исполнителей. Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в образовательном процессе вузов и колледжей искусств для совершенствования подготовки высококвалифицированных музыкантов-исполнителей, конкурентоспособных на современном рынке труда.

De los autores

К. Туленбаева
Alikhan Bokeikhan University
Kazakhstan


М. Искакова
Alikhan Bokeikhan University
Kazakhstan


Н. Султанова
Alikhan Bokeikhan University
Kazakhstan


П. Сейтказы
Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева
Kazakhstan


И. Дюсекенева
Шәкәрім университет
Kazakhstan


Б. Бодауова
Шәкәрім университет
Kazakhstan


Referencias

1. Мациевский И.В. Традиционное пение и молодежные инициативы. Исполнительская проблематика. Ред.-сост. И.А. Чудинова, А.А. Тимошенко. В книге: Голос в культуре: артикуляция и тембр: сб. статей. Санкт-Петербург: РИИИ; 2007:127–138.

2. Сарыбаев Б. Казахские музыкальные инструменты. Алматы; 1978. 174 с.

3. Смакова З. Из истории проникновения гармоники в казахскую культуру. Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: История, культура и искусство. 2022;04(09):88–92. Режим доступа: https://scipress.ru/fai/articles/iz-istorii-proniknoveniya-garmoniki-v-kazakhskuyu-kulturu.html (дата обращения: 31.12.2022).

4. Мустафин Б., Смакова З. Сырнай-баян үйренудің бастапқы курсы. Алматы; 2017. 350 с.

5. Смакова З., Камалиденов Е., Дуйсенгалиев Г., Мергалиев Д. Қазақстанда баян аспабының таралуы және орындаушылық өнер тарихы. Алматы: «Елтаным баспасы»; 2018. 202 с.

6. Мешко Н.К. Искусство народного пения: практическое руководство и методика обучения искусству народного пения. Архангельск: Правда Севера; 2007. 126 с.

7. Шамина Л.В. Об искусстве народного пения. В книге: Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли. Ред.-сост. В.А. Лапин. Ленинград: ЛГИТМиК; 1989:20–31.

8. Медведева М.В. Песенное и инструментальное народное исполнительство: взаимодействие и сценическое воплощение. Сохранение национальных традиций в народно-инструментальном искусстве: проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва: Пробел-2000; 2017:25–31.

9. Руднева А.В. Русское народное музыкальное творчество: Очерки по теории фольклора. Москва: Советский композитор; 1990. 224 с.

10. Калугина Н.В. Основы методики работы с русским народным хором. Москва: Музыка; 1969. 232 с.

11. Крошилина Т.Д. Основы методики обучения народному пению: практическое пособие для среднего профессионального образования. Москва: Издательство Юрайт; 2025. 123 с.

12. Аравин П. Лады и звукоряды домбровой музыки. В книге: Степные созвездия: очерки и этюды о казахской музыке. Алма-Ата: Жалын; 1978:80–101.

13. Ахметова М.М. Традиции казахской песенной культуры. Алма-Ата: Наука; 1984. 128 с.

14. Гайсин Г.А. Гармоника в казахской музыкальной культуре XIX века. Ярославский педагогический вестник. 2003;3(36):35–38.

15. Бекхожина Т. Қазына [Ноталар]: музыкалы-этнографиялық жинақ. Алматы: Жалын; 1979. 111 с.

16. Бисенова Г.Н. Кюи Нурпеисовой. В книге: Музыкальная культура Казахстана. Алма-Ата: Казгосиздат; 1955:69–91.

17. Жубанов А.К. Соловьи столетий. Алма-Ата: Жазушы; 1966. 412 с.

18. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. Москва; 1996. 321 с.

19. Антонова Л.В. Методы обучения сольному пению студентов-музыкантов на основе педагогических традиций итальянской и русской вокальных школ. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012;14(2-1):250–255.

20. Глинка М.И. Литературное наследие. Автобиографические и творческие материалы. Ленинград; Москва: Гос. муз. изд.; 1952. 512 с.

21. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. Москва; 1987. 93 с. Режим доступа: http://library.lgaki.info:404/85.31%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0/%D0%9C%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%B8%20%D0%90.%20%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0.pdf (дата обращения: 13.02.2025).

22. Zhang P., Sui X. Application of digital music technology in music pedagogy. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 2017;12(12):4–13. doi:10.3991/ijet.v12i12.7966

23. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. Москва: АЗЪ; 1995. 928 с.

24. Искакова М.О. Формирование экологической компетентности будущего учителя в современном вузе: монография. Семей: республиканская издательская компания «Zhardem»; 2022. 180 с.

25. Кулик Г.И. Музыкальная грамотность для всех. Культура и наука Дальнего Востока. 2021;1(50):107–110. Режим доступа: http://kulturanaukadv.ru/pdf/30/107-110.pdf (дата обращения 30.11.2023).

26. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь: энциклопедия. Москва: Большая российская энциклопедия; 2002. 527 с.

27. Гоптарев В.Н. Музыкальная воспитанность современных детей: опыт и результаты пилотного исследования. Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: материалы IV Международной научно-практической конференции. 2015; Казань: Изд-во «Отечество»; 2015. Режим доступа: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/34702/iskobr2015_17_20.pdf;jsessionid=56993CC8F0E4638AF8B9871FA67E9785?sequence=-1 (дата обращения: 30.11.2023).

28. Краткая философская энциклопедия. Москва: Изд. «Прогресс» - «Энциклопедия»; 1994. 576 с.

29. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка: Ок. 35 000 слов. Москва: Рус.яз.; 1993. 704 с.

30. Новикова Л.П. Музыкальная деятельность. Мотивационный аспект. Режим доступа: https://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/15_7/ (дата обращения: 30.11.2023).

31. Ерзин А.И. Проактивность как основа становления личности специалиста. Актуальные проблемы психологического знания. 2014;1:100–110.

32. Frankl V. Man’s Search for Meaning. An Introduction to Logotherapy. Boston, MA: Beacon Press; 2006. 226 p.

33. Allport G. Becoming: Basic Considerations for a Psychology of Personality. New Haven: Yale University Press; 1960. 454 p.

34. Аксенова Е.А. Стратегический ассесмент: как сформировать человеческий ресурс организационных изменений: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Психология». Москва: Аспект Пресс; 2008. 351 с.

35. Akaeze J.U., Okigbo E.C. Effect of metacognitive reading strategy and graphic organizer on students’ retention of mathematics concepts in junior secondary schools of Onitsha education zone. South Eastern Journal of Research and Sustainable Development (SEJRSD). 2021;4(1):108–117.

36. Thomson V., Yedidi M.R. A practical approach to critical thinking among EFL learners. International Journal of Technology Transfer and Commercialisation. 2020;17(1):43–55. doi:10.1504/ijttc.2020.106560

37. Nabilah N.F., Kurniawan E.H., Ashyar W.I. The implementation of the graphic organizer technique in teaching storytelling to improve students’ speaking ability. Education and Linguistics Knowledge Journal (Edulink). 2022;4(2):110–122. doi:10.32503/edulink.v4i2.2952

38. Rasouli M., Heravi R.N. The effects of graphic organizer strategy on improving Iranian EFL learners’ reading comprehension. Journal of Applied Linguistics and Language Research. 2018;5(6):65–73.

39. Samba R., Achor E.E., Bash A., Iortim S. Fostering students’ critical thinking and achievement in basic science using graphic organizer and experiential learning strategies with feedback. Science Education International. 2020;31(2):220–225. doi:10.33828/sei.v31.i2.12


Recensión

Para cita:


Tulenbayeva K.M., Iskakova M.O., Sultanova N.K., Seitkazy P.B., Dyussekeneva I.M., Bodauova B.K. The pedagogical system for training specialists at the Kazakh National University of Arts. The Education and science journal. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-9739

Número de consultas: 13


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)