ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-6-143-153
Аннотация
Цели статьи – рассмотреть педагогическое обеспечение и особенности формирования нравственного сознания студентов, его основные компоненты и принципы; охарактеризовать составляющие профессиональной культуры преподавателя; определить педагогические условия развития нравственности студентов на основе реализации принципа воспитывающего обучения современного специалиста.
Методы, использованные в работе, – сравнительно-сопоставительный анализ литературных источников, анализ документов, систематизация и обобщение теоретического материала, логико-исторический, причинный, функциональный и системно-структурный анализ.
Результаты. Показано, что глобальной целью современной высшей школы является формирование созидательной, творческой личности, олицетворяющей собой высококвалифицированного специалиста, добропорядочного семьянина, сознательного гражданина и патриота своей Родины, ответственного за ее настоящее и будущее. Сегодня существенно возрастает значимость идеологической и воспитательной функций преподавателя, направленных на актуализацию мировоззренческой позиции студента, его профессионально-трудовое, гражданское и духовно-нравственное становление. Нравственное развитие личности представляет собой процесс становления и изменения индивида как субъекта морали, предполагающий выработку на основе усвоения нравственного опыта человечества индивидуальной системы моральных ценностей, которая свидетельствует о целостности личности. Современные социокультурные условия требуют обновления содержания, форм и методов воспитания в учреждении высшего образования на основе использования активных (интерактивных) педагогических средств. При этом важным требованием к эффективной организации воспитательного процесса студентов является реализация обоснованных организационных и психологопедагогических условий. Грамотно построенный процесс воспитания является неотъемлемым элементом образования человека в целом, способствует выбору молодого человека собственного жизненного пути и развития. Эффективность воспитательной работы во многом зависит от уровня подготовленности педагога, его владения современными воспитательными технологиями психологопедагогического взаимодействия в социокультурном образовательном и информационном пространстве.
Научная новизна работы заключается в конкретизации и систематизации педагогического инструментария формирования нравственного сознания студентов.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности кураторов, преподавателей, сотрудников отдела идеологической и воспитательной работы, специалистов психолого-педагогической службы по выявлению и корректировке ценностных ориентаций личности, созданию наилучших условий для ее саморазвития и самореализации.
Об авторе
А. Ф. ХодькоБеларусь
Ходько Аксана Федоровна - аспирант кафедры педагогики
Список литературы
1. Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). Москва: Мысль,1999. 432 с.
2. Ильин И. А. Путь к человечности. Москва: Республика, 1993. 430 с.
3. Кадол Ф. В. Честь и личное достоинство старших школьников: теория и методика формирования. Гомель: Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины, 2002. 282 с.
4. Кант И. Критика практического разума. С.-Петербург: Наука, 1995. 528 с.
5. Личность. Ценности. Изменяющийся мир / под ред. Ю. Н. Кулюткина. С.-Петербург: ИОВ РАО, 1998. 75 с.
6. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / ред.-сост. Н. Б. Крылова. Москва: Российский фонд фундаментальных исследований, 1995. 113 с.
7. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. Москва: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.
8. Проблемы образования и воспитания в контексте гуманистической парадигмы педагогики (конец XIX – 90-е гг. XX вв.) / под ред. З. И. Равкина. Москва: Институт теории образования и педагогики РАО, 2000. Т. 2. 377 с.
9. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. С.-Петербург: Питер, 2006. 1096 с.
10. Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: материалы III–V симпозиумов. Москва: Ось-89, 2001. 336 с.
11. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Педагогические сочинения: в 6 т. Москва: Педагогика,1988. Т. 2. С. 27–58.
12. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Москва: Педагогика, 1990. Т. 5. 528 с.
13. Ходько А. Ф. Самореализация преподавателя как важнейшего компонента развивающей образовательной среды // ТехноОбраз-2011. Роль и место образовательной среды в непрерывном развитии и саморазвитии личности обучающихся: материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф. Гродно, 17–18 марта 2011 г.: в 4 ч. Гродно: ГрГУ, 2011. Ч. 4. С. 206–209.
14. Шумская Л. И. К вопросу об оценке качества воспитательной работы вуза // Вышэйшая школа. 2004. № 3. С. 8–15.
15. Gibbs G., Durbridge N., Gibbs G. Characteristics of Open University tutors. Teaching at a Distance. Vоl. 7. 126 p.
16. Moore M. G., Kearsley G. Distance Education: A Systems View. Wadsworth Publishers, 1996. Р. 146–151.
17. Williams, P. E. Defining distance education roles and competencies for higher education institutions: A computer-mediated Delphi study. Dissertation Abstracts International, 61(04), 1325A.
Рецензия
Для цитирования:
Ходько А.Ф. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ. Образование и наука. 2015;(6):143-153. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-6-143-153
For citation:
Hodko A.F. PEDAGOGICAL SUPPORT OF FORMATION OF MORAL AWARENESS OF STUDENTS. The Education and science journal. 2015;(6):143-153. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-6-143-153