Актуализация таксономии учебных целей в контексте задач современного профессионального образования
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-7-9-32
Аннотация
Введение. Пересмотр существующих таксономий учебных целей обусловлен увеличением объема информации, ее обновлением и необходимостью гибко использовать ее в учебной и профессиональной деятельности.
Целью исследования является дополнение таксономии учебных целей, которое предполагает их интеграцию в соответствии с современными требованиями к результатам обучения: ориентации человека на непрерывное личностное и профессиональное развитие, владению навыками межличностного общения и взаимодействия с цифровой средой и искусственным интеллектом.
Методология, методы и методики. Исследование опирается на ключевые методологические принципы: междисциплинарность, соответствие, антропологизм, личностно-ориентированный подход, а также на идеи Л. С. Выготского (культурно-историческая концепция) и С. Л. Рубинштейна (единство сознания и деятельности). Основными инструментами стали анализ научной литературы и теоретическое моделирование.
Результаты и научная новизна. Классическая таксономия учебных целей Б. Блума была дополнена категориями «представление» и «отношение» и в итоговом варианте содержит восемь уровней: представление, знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка, отношение. Категория «представление» является промежуточной между элементарными познавательными процессам и высшими психологическими функциями и может быть развернуто в знание при необходимой доработке, которую функционально обеспечивает механизм антиципации. Категория «отношение» является интегральной: сочетание ее компонентов обеспечивает развитие метакогнитивных навыков обучающегося, включение этических аспектов в процесс получения и применения знаний и умений.
Практическая значимость. Дополненная таксономия учебных целей может послужить основанием для корректировки образовательных результатов учебных программ, разработке методических материалов и конкретных заданий в области профессионального образования.
Об авторах
К. Т. ОлимовУзбекистан
Олимов Кахрамон Танзилович – доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора по учебной работе
Ташкент
ResearcherID JPX-2916-2023
А. А. Алимов
Узбекистан
Алимов Азам Анварович – доктор философии (PhD) по педагогическим наукам, профессор, начальник отдела маркетинга и студенческих практик
Ташкент
С. А. Безгодова
Россия
Безгодова Светлана Александровна – кандидат психологических наук, доцент, и.о. директора института психологии, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности и информационных технологий в образовании
Санкт-Петербург
ResearcherID D-5173-2017
Н. Н. Мусаева
Узбекистан
Мусаева Нодира Низомовна – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики
Бухара
Список литературы
1. Белолуцкая А.К., Жабина Н.Г., Гурин Г.Г. и др. Креативная экономика и развитие городского университета: исследование запроса представителей креативных индустрий для анализа дефицитов и развития компетенций, необходимых для данного сектора экономики Москвы. Москва: Парадигма; 2023. 36 с.
2. Bloom B.S. Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals. Handbook I. Cognitive Domain. New York: Longman; 1956. 403 p. Accessed May 08, 2025. https://www.ifeet.org/files/-Benjamin_S._Bloom-_Taxonomy_of_Educational_Object.pdf
3. Knevel R. Taxonomieën zijn hot … en handig. Toets! 2013;1:1–10. Accessed May 03, 2025. https://www.interactum.be/web/wp-content/uploads/Overzicht-taxonomieën.pdf
4. Guilford J.P. The Nature of Human Intelligence. New York: McGraw-Hill; 1967. 538 p. Accessed May 04, 2025. https://gwern.net/doc/iq/1967-guilford-thenatureofhumanintelligence.pdf
5. Edling J.V. Chapter IV: educational objectives and educational media. Review of Educational Research. 1968;38(2):177–194. doi:10.3102/00346543038002177
6. Gagne R.M. Military training and principles of learning. American Psychologist. 1962;17(2):83–91. doi:10.1037/h0048613
7. Merrill M.D. Necessary psychological conditions for defining instructional outcomes. Educational Technology. 1971;11(8):34–39. Accessed April 28, 2025. https://www.jstor.org/stable/44417735
8. Anderson L.W., Krathwohl D.R. A Taxonomy for Learning, Teaching, and Assessing: A Revision of Bloom’s Taxonomy of Educational Objectives. New York: Longman; 2001. 352 p. Accessed May 06, 2025. https://archive.org/details/taxonomyforlearn0000unse
9. Caratozzolo P., Smith C.J.M., Gomez S., Moris M.U., Nørgaard B., Heiß H.-U., Azofeifa J.D. A novel taxonomy for facilitating in-depth comparison of continuing engineering education practices. Frontiers in Education. 2024;9:1444595. doi:10.3389/feduc.2024.1444595
10. Kompa J. Why it is time to retire Bloom’s taxonomy. Digital Education & Social Change Blog. 2017. Accessed May 09, 2025. https://joanakompa.com/2017/02/07/why-it-is-time-to-retire-blooms-taxonomy/
11. Krathwohl D.R. A revision of Bloom’s taxonomy: an overview. Theory into Practice. 2002;41(4):212– 218. doi:10.1207/s15430421tip4104_2
12. Panthalookaran V. Beyond Bloom’s taxonomy: emergence of entrepreneurial education. Higher Education for the Future. 2021;9(1):45–61. doi:10.1177/23476311211046176
13. Pickard M.J. The new Bloom’s taxonomy: an overview for family and consumer sciences. Journal of Family and Consumer Sciences Education. 2007;25(1):45–55. Accessed April 29, 2025. https://www.academia.edu/25595772/THE_NEW_BLOOMS_TAXONOMY_AN_OVERVIEW_FOR_FAMILY_AND_CONSUMER_SCIENCES
14. Marzano R.J., Kendall J.S. The New Taxonomy of Educational Objectives. 2nd ed. Thousand Oaks: Corwin Press, Sage Publications Company; 2006. 194 p. doi:10.14507/er.v0.959
15. Masharipova F. From Bloom’s taxonomy into Webb’s Depth of Knowledge: enhancing lesson planning strategies. Emergent: Journal of Educational Discoveries and Lifelong Learning. 2024;6(2):10. doi:10.47134/emergent.v3i4.50
16. Солодихина М.В., Солодихина А.А. Развитие критического мышления: сравнение трех дисциплинарных подходов. Вопросы образования. 2023;4:207–240. doi:10.17323/vo-2023-16706
17. Sari W.K., Nada E.I. Marzano taxonomy-based assessment instrument to measure analytical and creative thinking skills. Jurnal Pendidikan Kimia Indonesia. 2022;6(1):46–54. doi:10.23887/jpk.v6i1.40117
18. Wolcott S., Sargent M.J. Critical thinking in accounting education: status and call to action. Journal of Accounting Education. 2021;56:100731. doi:10.1016/j.jaccedu.2021.100731
19. Vargas-Rodríguez Y.M., Valdivia A.E.O., Rodríguez G.I.V. Problem based learning: Barrow and Bloom taxonomy. International Journal of Education. 2022;9(4):19–30. doi:10.5121/IJE.2021.9402
20. Zhong B., Liu X., Xia L., Sun W. A proposed taxonomy of teaching models in STEM education: robotics as an example. SAGE Open. 2022;12(2). doi:10.1177/21582440221099525
21. Panthalookaran V. A revised taxonomy of educational objectives for AI-natives: reimagining thinking skills in the age of AI. Higher Education for the Future. 2024;12(1):51–64. doi:10.1177/23476311241285100
22. AlAfnan M.A. Taxonomy of educational objectives: teaching, learning, and assessing in the information and artificial intelligence era. Journal of Curriculum and Teaching. 2024;13(4):173–180. doi:10.5430/jct.v13n4p173
23. Prasetia S.A., Rofiq A.A., Sawai R.P., Sawai J.P. Ibn Sīnā’s psychology: the substantiation of soul values in Islamic education. Attarbiyah: Journal of Islamic Culture and Education. 2023;7(2):171–189. doi:10.18326/attarbiyah.v7i2.171-189
24. Sawai R.P., Rofiq A.A. Ibn Sīnā’s Psychology: the substantiation of soul values in Islamic Education. Journal of Quran Sunnah Education and Special Needs. 2022;6(2):49–61. doi:10.33102/jqss.vol-6no2.162
25. Hoki Y. Cross-reference between logic and psychology in Ibn Sīnā’s theory of experience (taǧriba). Arabic Sciences and Philosophy. 2023;33(2):215–236. doi:10.1017/S0957423923000036
26. Rapoport M.A. Science of the Soul in Ibn Sīnā’s Pointers and Reminders. Leiden, the Netherlands: Brill; 2023. 329 p. doi:10.1163/9789004540620
27. Humaidi H., Rahman Y. Light in the Qur’an: Ibn Sina’s psycho-philosophical interpretation on the Surah Al-Nūr [24:35]. Afkaruna. 2023;19(1):1–18. doi:10.18196/afkaruna.v19i1.16381
28. Cahen A., Tacca M.C. Linking perception and cognition. Frontiers in Psychology. 2013;4:144. doi:10.3389/fpsyg.2013.00144
29. Lawrence J., Morón-García S., Senior R. Introduction. In: Lawrence J., Morón-García S., Senior R., eds. Supporting Course and Programme Leaders in Higher Education. London: Routledge; 2022:1–10. doi:10.4324/9781003127413
30. Sprevak M. Two kinds of information processing in cognition. Review of Philosophy and Psychology. 2020;11(3):591–611. doi:10.1007/s13164-019-00438-9
31. Fleck C. Attitude: history of concept. In: William A. Darity Jr., ed. International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. 2nd ed. Amsterdam: Elsevier; 2015:175–177. doi:10.1016/B978-0-08-097086-8.03146-9
32. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии. Вопросы психологии. 1957;5:142–154.
33. Wolf L.J., Haddock G., Maio G.R. Attitudes. In: Hogg M.A., ed. The Oxford Encyclopedia of Social Psychology. Vol. 1. Oxford University Press; 2020:353–372. doi:10.1093/acrefore/9780190236557.013.247
34. Yaqin M.A., Yasin N.A. Attitude assessment methods and instruments in learning evaluation. Educational Insights. 2024;2(2):140–147. doi:10.58557/eduinsights.v2i2.87
35. Riedl J., Zips S., Kallweit B. The Stability of Attitude and the Significance of Affective-emotional and Cognitive Components. Weidenberg: Access Marketing Management e.V; 2018. 20 p. Accessed May 11, 2025. https://hdl.handle.net/11159/3495
36. Nash P. Attitudes and self-perceptions of aging. In: Pachana N., ed. Encyclopedia of Geropsychology. Singapore: Springer; 2015:1–8. doi:10.1007/978-981-287-080-3_8-1
37. Albarracín A., Johnson B.T., Zanna M.P. The Handbook of Attitudes. New York: Psychology Press; 2005. 840 p. doi:10.4324/9781410612823
38. Sparrow B., Liu J., Wegner D.M. Google effects on memory: cognitive consequences of having information at our fingertips. Science. 2011;333:776–778. doi:10.1126/science.1207745
39. Мусаева Н.Н. Роль проблемного обучения в учебном процессе. Proceedings of International Conference on Modern Science and Scientific Studies. 2024;3(6):287–290. Режим доступа: https://econferenceseries.com/index.php/icmsss/article/view/5137 (дата обращения: 06.05.2025).
Рецензия
Для цитирования:
Олимов К.Т., Алимов А.А., Безгодова С.А., Мусаева Н.Н. Актуализация таксономии учебных целей в контексте задач современного профессионального образования. Образование и наука. 2025;27(7):9-32. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-7-9-32
For citation:
Olimov K.T., Alimov A.A., Bezgodova S.A., Musayeva N.N. Updating the taxonomy of educational goals in the context of contemporary professional education challenges. The Education and science journal. 2025;27(7):9-32. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-7-9-32