Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Феномен психологической готовности будущих государственных служащих как объект научного исследования

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-7-125-154

Аннотация

Введение. Проблематика психологической готовности будущих госслужащих к профессиональной деятельности является одним из наиболее актуальных направлений исследований в условиях трансформации геополитических процессов в современном обществе.

Цель статьи заключается в разработке структуры психологической готовности будущих госслужащих к профессиональной деятельности на ступени высшего образования и определении приоритетных направлений ее формирования на основе анализа личностного потенциала студентов, обучающихся на образовательных программах по направлению «Государственное и муниципальное управление».

Методология, методы и методики. Структура психологической готовности будущих госслужащих к профессиональной деятельности была разработана на основе сопоставления требований к результатам ФГОС высшего образования по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» с ключевыми положениями концепции личностного потенциала Д. А. Леонтьева и полисистемного подхода субъектной самореализации С. И. Кудинова. Эмпирическое исследование было проведено на базе трех филиалов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ посредством применения диагностической методики «Тест суждений самореализации личности» С. И. Кудинова. В опросе принимали участие 211 студентов 1 и 4 курсов.

Результаты и научная новизна. Разработанная структура психологической готовности будущих госслужащих к профессиональной деятельности обеспечивает методологический каркас для диагностики ресурсов и рисков формирования психологической готовности на ступени получения высшего образования. Среди ресурсных на 1 курсе установлены ценностно-целевой, динамический и эмоциональный компоненты (27,3–40,9 % ответов в сегменте высоких значений). На 4 курсе – прогностический, когнитивный, организационный и ценностно-целевой компоненты (22,2–33,3 % ответов в сегменте высоких значений). Среди рисков для всех участников исследования выявлены эгоцентрическая мотивация и наличие личностных барьеров (до 21 % ответов с высокими значениями по каждой шкале).

Практическая значимость. Полученные результаты исследования могут быть применены при проектировании психологических условий подготовки будущих госслужащих на ступени высшего образования, в том числе посредством персональной маршрутизации психологического сопровождения профессионально-личностного развития.

Об авторе

И. Н. Попова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Попова Ирина Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра развития образования института «Высшая школа государственного управления» Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ВШГУ РАНХиГС)

Москва

Scopus Author ID 57250283400

ResearcherID R-2109-2018



Список литературы

1. Ifeyinwa A., Olufunmi S.L., Feyisara O.E. Civil service reforms in Nigeria. Social Science and Humanities. 2024;8(11):5735–5743. doi:10.18535/sshj.v8i11.1207

2. Dung N.X., Binh N.K. Development orientation and major solutions for Vietnam education policy on training human resources in the next years. Journal of the International Academy for Case Studies. 2021;27(7):1–10. Accessed May 02, 2025. https://bom.so/EpQiaT

3. Moldabekov Y., Saiymova M., Nurgaliyeva Y., Smagulova A., Smagulov A., Niyazbekova S. On the enrolment of citizens in the civil service in modern conditions. Journal of Law and Sustainable Development. 2023;11(11):1–15. doi:10.55908/sdgs.v11i11.1553

4. Son N.V. A study on capacity and work performance of Vietnamese civil servants. Journal of Namibian Studies. 2023;33:5699–5710. doi:10.59670/jns.v33i.3503

5. Neo S., Grimmelikhuijsen S., Tummers L. Core values for ideal civil servants: service-oriented, responsive and dedicated. Public Administration Review. 2023;83(4):838–862. doi:10.1111/puar.13583

6. Kruyen P.M., Van Genugten M. Opening up the black box of civil servants’ competencies. Public Management Review. 2019;22(1):118–140. doi:10.1080/14719037.2019.1638442

7. Sui M., Yu Z., Zhou M. The impact of psychological contract, physical and mental health on burnout in grassroots civil servants: evidence from China. Psychology Research and Behavior Management. 2023;16:3461–3476. doi:10.2147/PRBM.S423011

8. Joh S.W., Jung J.Y. Top managers’ academic credentials and firm value. Asia‐Pacific Journal of Financial Studies. 2016;45(2):185–221. doi:10.1111/ajfs.12127

9. Sydorenko O.О. Psychocorrection of psychological maladaptation among civil servants. Clinical and Preventive Medicine. 2022;1(19):59–68. doi:10.31612/2616-4868.1(19).2022.08

10. Имедадзе И.В., Сакварелидзе Р.Т. Д.Н. Узнадзе. Философия. Психология. Педагогика: наука о психической жизни. Узнадзе: известный и неизвестный. Культурно-историческая психология. 2013;9(3):106–115. Режим доступа: https://psyjournals.ru/journals/chp/archive/2013_n3/62998 (дата обращения: 26.05.2025).

11. Узнадзе Д.Н. Общая психология. Москва: Смысл; СПб.: Питер; 2004. 412 с.

12. Ткаченко Н.И., Ивлиев П.В. Теория установки Д. Н. Узнадзе как система познания закономерностей психической активности человека, его сознания и действий. Прикладная юридическая психология. 2022;2(59):121–126. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-ustanovki-d-n-uznadze-kak-sistema-poznaniya-zakonomernostey-psihicheskoy-aktivnosti-cheloveka-ego-soznaniya-i-deystviy (дата обращения: 04.05.2025).

13. Воеводина С.А. Структура и содержание готовности к педагогической деятельности. Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. Педагогика. 2004;8:5–11. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-i-soderzhanie-gotovnosti-k-pedagogicheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 10.05.2025).

14. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. Москва; Воронеж: Институт практической психологии, НПО «МОДЭК»; 1998. 411 с. Режим доступа: https://www.mathedu.ru/text/krutetskiy_psihologiya_matematicheskih_sposobnostey_shkolnikov_1998/p0/ (дата обращения: 05.05.2025).

15. Левитов Н.Д. Психология. Москва: Высшая школа; 1964. 256 с. Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_006328051/ (дата обращения: 05.05.2025).

16. Платонов К.К. Структура и развитие личности. Москва: Издательство «Наука»; 1986. 255 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26524138 (дата обращения: 05.05.2025).

17. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика. Инновационная деятельность. Москва: Издательство Магистр; 1997. 224 с. Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_bibl_765/ (дата обращения: 05.05.2025).

18. Приказчикова О.С. Теоретические подходы к феномену «готовность» в современной науке. Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2022;2:147–159. doi:10.24412/2308-7196-2022-2-147-159

19. Санджаева Р.Д. Готовность и ее психологические механизмы. Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2016;2:6–16. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-i-ee-psihologicheskie-mehanizmy (дата обращения: 10.05.2025).

20. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Москва: Педагогика; 1986. 168 с. Режим доступа: https://psybio.narod.ru/seminar/Motiv/HekhauzenP1.pdf (дата обращения: 15.05.2025).

21. McClelland D.C., Burnham D.H. Power is the Great Motivator. Boston, Mass.: Harvard Business Press; 2008. 65 p. Accessed May 17, 2025. https://archive.org/details/powerisgreatmoti0000mccl/ mode/2up

22. Bandura A. Self-efficacy mechanism in human agency. American Psychologist. 1982;37:122–147. doi:10.35774/pis2024.02.063

23. Селигман М. Новая позитивная психология. Москва: София; 2006. 368 с. Режим доступа: http://psychologi.net.ru/1/seligman-m-novaya-pozitivnaya-psihologiya.pdf (дата обращения: 13.05.2025).

24. Weiner B. An attributional theory of achievement motivation and emotion. Psychological Review. 1985;92(4):548–572. doi:10.1037/0033-295X.92.4.548

25. Maslow A. A preface to motivation theory. Psychosomatic Medicine. 1943;5:85–92. Accessed April 29, 2025. https://www.sci-hub.ru/10.1097/00006842-194301000-00012

26. Maddi S., Kobasa S. The Hardy Executive: Health under Stress. Homewood (IL): Dow Jones-Irwin; 1984. 131 p. Accessed April 30, 2025. https://archive.org/details/hardyexecutivehe00madd

27. Narotama I.B.I., Sudewi N.N.D. Kesiapan untuk berubah pada apratur sipil negara. Sebuah Tinjauan Literatur Sistematis. 2024;06(04). doi:10.46799/syntax-idea.v6i4.3171

28. Frenzel S.B., Junker N.M., Häusser J.A., Erkens V.A., van Dick R. Team identification relates to lower burnout: emotional and instrumental support as two different social cure mechanisms. British Journal of Social Psychology. 2022;62(2):673–691. doi:10.1111/bjso.12588

29. Qin X., Zhang S., Liu P. Exploring how grassroots civil servants’ professional group identification affects job burnout: evidence from China. Chinese Public Administration Review. 2024;15(4):268–281. doi:10.1177/15396754241291702

30. Wang Q., Yu G. The relationship between group identification and individual mental health: moderating variables and mechanisms. Advances in Psychological Science. 2016;24(8):1300–1308. doi:10.3724/SP.J.1042.2016.01300

31. Lu S., Zhang L., Klazinga N., Kringos D. More public health service providers are experiencing job burnout than clinical care providers in primary care facilities in China. Human Resources for Health. 2020;18(1):95. doi:10.1186/s12960-020-00538-z

32. Gan K., Lin Y., Wang Q. The association between public service motivation, work engagement and work attitudes among Chinese employees from community health service centers. PREPRINT (Version 1) available at Research Square. 2020. doi:10.21203/rs.3.rs-18820/v1

33. Trung N.S. The quality of professional civil servants in the Vietnamese home affairs sector. Linguistics and Culture Review. 2022;6(1):301–315. doi:10.21744/lingcure.v6nS1.2037

34. Tri N.M., Hau D.T., Duyen N.T.T. The role of social security in social progress in Vietnam. Linguistics and Culture Review. 2021;5(1):11–27. doi:10.21744/lingcure.v5nS1.1311

35. Переверзина О.Ю., Рожок А.В., Татаринова Л.Н., Чирковская Е.Г., Шебураков И.Б. Модель ключевых компетенций руководителей и специалистов органов публичной власти: исследование и обоснование применения. Москва: ВШГУ, РАНХиГС; 2023. 81 с. Режим доступа: https://dpord.ru/upload/iblock/db8/v32xzg5bzvu56dwlp0n41o3fwruyjjo3.pdf (дата обращения: 04.05.2025).

36. Комиссаров А.Г., Степашкина Е.А., Соболева О.Б., Гужеля Д.Ю., Селезнев П.С. Методология оценки надпрофессиональных компетенций в российских образовательных организациях. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(6):53–62. doi:10.26794/2226-7867-2022-12-6-53-62

37. Провоторова Н.В., Ротанов Г.Н., Кошелева Е.Г. Особенности профессиональной подготовки к инновационной деятельности специалистов сферы государственного и муниципального управления в современном вузе. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2024;2(74):227–233. doi:10.52452/18115942_2024_2_227

38. Федорова Н.В., Минченкова О.Ю. Готовность государственных служащих к управлению проектами. Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018;5. doi:10.17805/trudy.2018.5.3

39. Духновский С.В. Карьерные ориентации и карьерная готовность государственных гражданских служащих с разным уровнем социальной нормативности. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018;4:181–186. doi:10.22394/2079-1690-2018-1-4-181-186

40. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как составляющая человеческого потенциала. В книге: Человеческий потенциал: современные трактовки и результаты исследований. Москва: ВЦИОМ; 2023:50–65. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=56660090 (дата обращения: 13.05.2025).

41. Кудинов С.И. Тест суждений самореализации личности. В книге: Кудинов С.И., Кудинов С.С. Психодиагностика личности: учебное пособие. Тольятти: Издательство ТГУ; 2012:201–221. Режим доступа: https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/337/1/%D0%9A%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%201-72-11.pdf (дата обращения: 13.02.2025).

42. Федина Л.В., Брук Ж.Ю., Волосникова Л.М., Игнатжева С.В. Личностный потенциал как образовательный результат в условиях инклюзивной трансформации университета. Образование и наука. 2025;27(2):9–33. doi:10.17853/1994-5639-2025-2-9-33

43. Mussagulova A. Predictors of work engagement: drawing on job demands-resources theory and public service motivation. Australian Journal of Public Administration. 2021;80(2):217–238. doi:10.1111/1467-8500.12449

44. Власова Е.И. Предупреждение коррупционного поведения государственных гражданских служащих. Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки. 2022;2.1(33):23–28. doi:10.21777/2587-9472-2022-2.1-23-28

45. Kobasa S.C. Stressful life events, personality, and health: an inquiry into hardiness. Journal of Personality and Social Psychology. 1979;37(1):1–11. doi:10.1037/0022-3514.37.1.1

46. Khanh T.T.B. Factors affecting the working efficiency of Vietnamese local civil servants. Journal of Information Systems Engineering and Management. 2025;10(24):153–160. doi:10.52783/jisem.v10i24s.3883


Рецензия

Для цитирования:


Попова И.Н. Феномен психологической готовности будущих государственных служащих как объект научного исследования. Образование и наука. 2025;27(7):125-154. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-7-125-154

For citation:


Popova I.N. The phenomenon of psychological readiness of future public servants for professional activities as a subject of scientific investigation. The Education and science journal. 2025;27(7):125-154. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-7-125-154

Просмотров: 14


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)