Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Модернизация методического аппарата андрагогики в контексте дополнительного профессионального образования

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-8-88-116

Аннотация

Введение. Возрастающий спрос на повышение квалификации и профессиональное обучение взрослых людей как со стороны работодателей, так и со стороны работников создает потребность в научном осмыслении современных технологий образования взрослых, в исследовании теоретических основ и современных подходов к андрагогике, а также эмпирическом исследовании образовательных потребностей обучающихся и провайдеров (организаторов) обучения. Цель – исследовать практики использования методов и технологий обучения взрослых людей в программах дополнительного профессионального образования на основе анализа результатов опроса обучающихся и провайдеров программ дополнительного профессионального образования (ДПО). Методология, методы и методики. Использовались методологические подходы, основанные на теории обучения взрослых (А. В. Даринский, С. И. Змеев, M. S. Knowles), а также на идеях профессионально-личностного самоопределения и развития в условиях неопределенности (А. Г. Асмолов, R. M. Ryan). В исследовании был применен метод перекрестного сравнения результатов опросов двух независимых выборок респондентов: обучающихся по программам ДПО (2 650 респондентов из 25 субъектов РФ) и провайдеров дополнительных профессиональных программ из 18 субъектов РФ, а также проведен анализ результатов опроса каждой из категорий. Результаты. Установлено, что отечественное и мировое образование взрослых развивается в едином проблемном поле, ключевыми вопросами которого являются необходимость создания и внедрения механизмов развития учебной самостоятельности и мотивации обучающихся, организационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса, включая использование генеративного искусственного интеллекта, дополненной и виртуальной реальности, микрообучения, современных инструментов оценивания успешности обучающихся. Научная новизна исследования заключается в использовании сравнительно-сопоставительного метода анализа мнений обучающихся и провайдеров образовательных программ, что позволило выявить совпадение точек зрения обеих групп респондентов относительно отбора методов и технологий обучения, ориентированных на массовизацию, а не на персонализацию образования взрослых. Практическая значимость. Результаты могут быть использованы для принятия управленческих решений по развитию российской системы ДПО на всех уровнях, совершенствованию методического обеспечения проектирования и реализации программ ДПО, а также для организации дальнейших научных прикладных исследований в сфере андрагогики.

Об авторах

Е. Ю. Есенина
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Есенина Екатерина Юрьевна – доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра развития образования института «Высшая школа государственного управления»

Москва



Н. Ф. Родичев
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Родичев Николай Федорович – кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра развития образования института «Высшая школа государственного управления»

Москва



Ю. В. Ермачкова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Ермачкова Юлия Валериевна – старший научный сотрудник Научно-образовательного центра развития образования института «Высшая школа государственного управления»

Москва



К. Г. Кузнецов
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Российская академия образования
Россия

Кузнецов Кирилл Геннадьевич – кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра развития образования института «Высшая школа государственного управления»; ведущий аналитик лаборатории современных форм и методов профориентации

Москва



Список литературы

1. Коршунов И.А., Ширкова Н.Н. Программы обучения взрослого населения в условиях социального дистанцирования: анализ данных платформ-интеграторов непрерывного образования. Образование и саморазвитие. 2022;17(2):203–218. doi:10.26907/esd.17.2.16

2. Колесникова О.А., Маслова Е.В., Околелых И.В. Кадровый балласт, или почему система высшего образования не успевает за трансформацией рынка труда. Социально-трудовые исследования. 2023;52(3):153–164. doi:10.34022/2658-3712-2023-52-3-153-164

3. Шепель М.О., Велединская С.Б., Дийская Е.А. Микроквалификационные программы в университетах: новая образовательная траектория для обучения взрослого населения. Высшее образование в России. 2024;33(11):29–55. doi:10.31992/0869-3617-2024-33-11-29-55

4. Buchanan R. Networked professional learning in the postdigital age: asking critical questions of postgraduate education. In: Fawns T., Aitken G., Jones D., eds. Online Postgraduate Education in a Postdigital World. Cham: Springer; 2021:103–120 doi:10.1007/978-3-030-77673-2_7

5. Kukulska-Hulme A., Wise A.F., Coughlan T., Biswas G. Innovating Pedagogy 2024: Open University Innovation Report. United Kingdom: The Open University; 2024. 45 p. Accessed August 10, 2025. https://iet.open.ac.uk/files/innovating-pedagogy-2024.pdf

6. Matusov E. A list of post-enlightenment self-education principles. In: Post-Enlightenment Self-Education. Cham: Palgrave Macmillan; 2025:145–167. doi:10.1007/978-3-031-90675-6_7

7. Козихина М.Н. Проблемы развития системы повышения квалификации работников профессионального образования. Инновации в профессиональном образовании: теория и практика: материалы научно-практической конференции; 1997; Казань: ИССО РАО; 1997:86–88. Режим доступа: https://elar.uspu.ru/bitstream/ru-uspu/18922/1/pau_1997_2_16.pdf (дата обращения: 10.08.2025).

8. Жукова Г.С., Никитина Н.И., Вольхин С.Н. Рекуррентное образование специалистов социальной сферы: феноменология и контекст развития. Ученые записки РГСУ. 2012;7:104–109. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_18736715_71602761.pdf (дата обращения: 10.08.2025).

9. Agrawal S., De Smet A., Poplawski P., Reich A. Beyond hiring: how companies are reskilling to address talent gaps. McKinsey Global Institute; 2020. Accessed August 12, 2025. https://www.mckinsey.com/capabilities/people-and-organizational-performance/our-insights/beyond-hiring-howcompanies-are-reskilling-to-address-talent-gaps

10. Вершловский С.Г. К вопросу об андрагогической компетентности специалистов, обучающих взрослых. Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2013;11(1):277–281. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosuob-andragogicheskoy-kompetentnosti-spetsialistov-obuchayuschih-vzroslyh (дата обращения: 10.08.2025).

11. Горшкова В.В. Современный человек: формат непрерывного образования. Академия профессионального образования. 2015;2:7–15 Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nepreryvnoe-obrazovanie-v-usloviyah-novoy-sotsialnoy-realnosti (дата обращения: 10.08.2025).

12. Ryan R.M. Self-determination theory: a macrotheory of human motivation, development and health. Canadian Psychology. 2008;49:182–185. Accessed August 12, 2025. https://www.academia.edu/24470439/Self_determination_theory_A_macrotheory_of_human_motivation_development_and_health

13. Шаповалов В.К. Социальное обучение взрослых: история, теория, технология. Москва: Дашков и К°; 2014. 261 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01007553462?ysclid=mebaw5j71n260033364 (дата обращения: 10.08.2025).

14. Бондаренко Н.В. Обучение персонала в компаниях. Мониторинг экономики образования. 2019;5(90):1–12. Режим доступа: https://memo.hse.ru/data/2019/02/21/1194629590/iam_5_2019(90).pdf (дата обращения: 10.08.2025).

15. Коршунов И.А., Кужелева К.С., Грачев Б.А., Сергеев К.А. Обучение и образование взрослых. Востребованные программы, возрастная и отраслевая структуры. Факты образования. 2018;1(16). Режим доступа: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/409672910.pdf (дата обращения: 10.08.2025).

16. Коршунов И.А., Гапонова О.С. Непрерывное образование взрослых в контексте экономического развития и качества государственного управления. Вопросы образования. 2017;4:36–59. doi:10.17323/1814-9545-2017-4-36-59

17. Баранов И.Н., Коршунов И.А., Литвинов А.С., Юрченков В.И. Переподготовка как ответ на вызовы нового мира работы: аналитический. отчет. Москва: Корпоративный университет Сбербанка; 2021. 78 с. Режим доступа: https://sberuniversity.ru/upload/iblock/abc/Report_reskilling.pdf (дата обращения: 10.08.2025).

18. Кузьминов Я.И., Фрумин И.Д., Овчарова Л.Н. Двенадцать решений для нового образования: доклад. Москва: Центр стратегических разработок ВШЭ; 2018. 105 с. Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf (дата обращения: 08.08.2025).

19. Chabeli M., Nolte A., Gugu N. Authentic learning: a concept analysis. Global Journal of Health Science. 2021;13(4):12. doi:10.5539/gjhs.v13n4p12

20. Мартынова С.Э., Лаврова Т.Б., Еварович С.А., Колесников А.М. Мировые тренды организации и методологии профессионального развития государственных служащих. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2024;4:67–85. doi:10.22394/2079-1690-2024-1-4-67-85

21. Миронова О.А. Поколенческий аспект формирования постиндустриального общества. Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2017;3(59):45– 52. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_32248312_90099618.pdf (дата обращения: 10.08.2025).

22. Haiyan H., Kerti P., Nanci P., Riastini, Mahayanti N.W.S. Global research trends on lifelong learning framework in posthuman education: a bibliometric approach. Edelweiss Applied Science and Technology. 2025;9(6):2568–2582. doi:10.55214/25768484.v9i6.8433

23. Katane I., Katans E., Vāvers V.J. The diversity and multifunctionality of lifelong guidance services in distance education secondary school. Diversity. 2024;1(8):62–78. doi:10.17770/eid2024.1.7776

24. Shin M., Lee K., Kim D. Analysis of the awareness and request of adults with disabilities and staff in charge of lifelong education regarding integrated education. The Korean Society for the Study of Lifelong Education. 2024;30(4):173–207. doi:10.52758/kssle.2024.30.4.173

25. Deming D.J. Four facts about human capital. Journal of Economic Perspectives. 2022;36(3):75–102. doi:10.1257/jep.36.3.75

26. Vrdoljak I. The importance of lifelong education in modern economy. ENTRENOVA. 2024;10(1):601– 617. doi:10.54820/entrenova-2024-0045

27. Hillman Ch.R., Ward L. Outreach to distance learning faculty: a scoping review. The Journal of Academic Librarianship. 2023;49(3):102681. doi:10.1016/j.acalib.2023.102681

28. Kongpha R., Hinon K., Wannapiroon P. HyFlex learning ecosystem with social emotional learning. International Education Studies. 2025;18(1):67–78. doi:10.5539/ies.v18n1p67

29. Beatty B.J. Hybrid-Flexible Course Design: Implementing Student-Directed Hybrid Classes. EdTech Books; 2019. 312 p. doi:10.59668/33

30. Лапина И.В., Воронушкина О.В. Смешанное и гибридное обучение: отличительные признаки реализации в вузе. Мир науки, культуры и образования. 2024;4(107):250–253. doi:10.24412/1991-5497-2024-4107-250-253

31. Другова Е.А., Журавлёва И.И., Аюшеева М.Г. Трудности проектирования смешанного обучения в высшем образовании: опыт «Школ педагогического дизайна». Высшее образование в России. 2023;32(6):93–115. doi:10.31992/0869-3617-2023-32-6-93-115

32. Li Y.J. Research on the reform of computer basic teaching in colleges and universities under the mode of mixed teaching. Computer Knowledge and Technology. 2017;13(1):128–129 doi:10.12783/dtssehs/eiem2017/16072

33. Блинов В.И., Сергеев И.С., Родичев Н.Ф. Микрообучение – из бизнеса в образование: перспективное направление развития дидактики. Образование и наука. 2022;24(9):43–68. doi:10.17853/1994-5639-2022-9-43-68

34. Даринский А.В. Кого и как включать в систему образования взрослых. Педагогика. 1995;2. Режим доступа: https://unilibrary.ru/articles/journals/ped/pedagogika-1995/pedagogika-1995-02/darinskij-av-kogo-i-kak-vkljuchat-v-sistemu-obrazovanija-vzroslih.html (дата обращения: 12.08.2025).

35. Змеев С.И. Андрагогика и образование взрослых: основные понятия и термины. Понятийный аппарат педагогики и образования: сборник научных трудов. Вып. 2, Екатеринбург; 1996: 308– 324. Режим доступа: https://elar.uspu.ru/handle/ru-uspu/39636?ysclid=meu91ioxzf727802693 (дата обращения: 12.08.2025).

36. Knowles M.S. The Modern Practice of Adult Education. New York: Association Press; 1970. 379 p. Accessed August 12, 2025. https://colllearning.info/wp-content/uploads/2019/03/The-Modern-Practice-of-Adult-Education.pdf


Рецензия

Для цитирования:


Есенина Е.Ю., Родичев Н.Ф., Ермачкова Ю.В., Кузнецов К.Г. Модернизация методического аппарата андрагогики в контексте дополнительного профессионального образования. Образование и наука. 2025;27(8):88-116. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-8-88-116

For citation:


Esenina E.Yu., Rodichev N.F., Ermachkova Yu.V., Kuznetsov K.G. Modernisation of the methodological framework of andragogy within the context of continuing professional education. The Education and science journal. 2025;27(8):88-116. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-8-88-116

Просмотров: 11


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)