Интеллектуальные системы оценивания сформированности компетенций студентов и выпускников инженерных специальностей: ожидания преподавателей, обучающихся и работодателей
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-8-136-166
Resumen
Введение. Процедуры оценивания качества подготовки выпускников являются актуальными для системы высшего образования и рынка труда. Ключевые участники образовательного процесса заинтересованы в независимой, объективной и комплексной оценке компетенций. Целью исследования является установление ожиданий ключевых участников процесса подготовки кадров по программам высшего образования (работодателей, преподавателей и обучающихся) в отношении функциональных возможностей интеллектуальных систем оценивания сформированности профессиональных и надпрофессиональных компетенций студентов и выпускников инженерных специальностей. Методология, методы и методики. Сбор данных проходил в 2024 г. в Омске и включал анкетный опрос (май–октябрь) и интервьюирование (сентябрь–ноябрь). Всего опрошено 41 работодатель, 44 преподавателя вузов, 215 обучающихся. Проинтервьюировано 19 работодателей и 23 преподавателя. Для измерения связи между функциональными возможностями интеллектуальных систем использовался коэффициент корреляции (τ-b Кенделла). При составлении анкеты и гайда интервью использовались теоретические разработки поведенческого и функционального методологических подходов изучения компетенций. Результаты показали, что в ответах работодателей, преподавателей и обучающихся преобладает высокая степень согласия с тем, что интеллектуальная система должна обеспечить возможность оценить уровень сформированности как профессиональных, так и надпрофессиональных компетенций студентов и выпускников инженерных специальностей. Вместе с тем возможность оценивания профессиональных компетенций указывается чаще, чем надпрофессиональных. Опрошенные участники образовательных отношений наряду с инструментальными процедурами оценивания сформированности компетенций ожидают от интеллектуальных систем получить технологии, которые позволяют: обеспечить трансфер актуальных в реальном секторе экономики знаний, умений и навыков в образовательное пространство; проектировать практикоориентированные образовательные программы; проводить профориентационную работу и эффективное трудоустройство. Научная новизна. Авторами реализован полисубъектный подход к изучению возможностей интеллектуальной системы оценки компетенций студентов и выпускников вузов, что расширяет сложившуюся практику исследований в данном вопросе. Полученные результаты позволяют рассматривать интеллектуальные системы оценки компетенций в качестве инструмента сокращения транзакционных издержек в системе высшего образования и рынка труда. Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы для проектирования интеллектуальных систем оценивания компетенций студентов и выпускников вузов как инженерных, так и образовательных программ других укрупненных групп направлений подготовки и специальностей.
De los autores
С. АпенькоRussian Federation
А. Лукаш
Russian Federation
А. Давыдов
Russian Federation
Referencias
1. Гильманов Т.А., Наумов П.Ю., Дьячков А.А. Критерии оценки уровня сформированности профессиональной компетенции по владению навыками стратегического анализа. Научное мнение. 2019;3:83–87. doi:10.25807/PBH.22224378.2019.3.83.87
2. Хорошева Е.Р., Забавнов В.А. Оценка уровня сформированности профессиональных компетенций обучающихся по результатам независимой оценки квалификаций. Век качества. 2022;1:253–265.
3. Чудинский Р.М., Малева А.А., Дюжакова М.В., Малев В.В., Дубов В.М. Реализация в образовательных организациях высшего педагогического образования мониторинга и оценки профессиональных компетенций студентов. Международный научно-исследовательский журнал. 2023;11(137). doi:10.23670/IRJ.2023.137.68
4. Елисеев И.Н., Германова О.Е., Елисеев И.И. Формализация оценки компетенций студентов как средство обеспечения интеллектуальной поддержки принятия управленческих решений. Информатизация образования и науки. 2016;2(30):126–135.
5. Казаринова Н.Л. Интеллектуальный анализ в оценке сформированности профессиональных компетенций. Актуальные научные исследования в современном мире. 2021;2–3(70):50–57.
6. Береснева Я.В., Бритвина В.В. Методика разработки интеллектуальной автоматизированной системы оценки уровня сформированности компетенции. Теория и практика проектного образования. 2019;3(11):45–50.
7. Карамзина А.Г. Интеллектуальный анализ данных для подбора персонала по профессиональным компетенциям на должность системного аналитика. Современные наукоемкие технологии. 2020;12:56–62. doi:10.17513/snt.38411
8. Кетоева Н.Л., Знаменская М.А., Павлов Е.М., Прошкин Н.Е. Моделирование и разработка программы для интеллектуальной системы поддержки принятия кадровых управленческих решений в электроэнергетике. Инженерный вестник Дона. 2024;5(113):698–712.
9. Huang X., Yang F., Zheng J., Feng C., Zhang L. Personalized human resource management via HR analytics and artificial intelligence: theory and implications. Asia Pacific Management Review. 2023;28(4):598–610. doi:10.1016/j.apmrv.2023.04.004
10. Хаперская А.В., Минин М.Г. Инструменты имитационного моделирования и процессного управления для оценки профессиональных компетенций при самостоятельном обучении. Современные проблемы науки и образования. 2025;1:45. doi:10.17513/spno.33882
11. Becker J., Becker A., Sałabun W. Construction and use of the ANP decision model taking into account the experts’ competence. Procedia Computer Science. 2017;112:2269–2279. doi:10.1016/j.procs.2017.08.145
12. Meijerink J., Boons M., Keegan A., Marler J. Algorithmic human resource management: synthesizing developments and cross-disciplinary insights on digital HRM. International Journal of Human Resource Management. 2021;32(12):2545–2562. doi:10.1080/09585192.2021.1925326
13. Chowdhury S., Joel-Edgar S., Dey Pr.K., Bhattacharya S., Kharlamov A. Embedding transparency in artificial intelligence machine learning models: managerial implications on predicting and explaining employee turnover. International Journal of Human Resource Management. 2022;34(14):1– 32. doi:10.1080/09585192.2022.2066981
14. Осипенко Е.А., Чжэн Ж. Инновационные цифровые инструменты для оценки компетенций студентов факультета физической культуры. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;1(239):104–110. doi:10.5930/1994-4683-2025-104-110
15. Bohlouli M., Mittas N., Kakarontzas G., Theodosiou Th., Angelis L., Fathi M. Competence assessment as an expert system for human resource management: a mathematical approach. Expert Systems with Applications. 2017;70:83–102. doi:10.1016/j.eswa.2016.10.046
16. Gorbunovs A., Kapenieks A., Kudina I. Competence development in a combined assessment and collaborative e-portfolio information system. Procedia Computer Science. 2013;26:79–100. doi:10.1016/j.procs.2013.12.009
17. Hamilton R.H., Sodeman W.A. The questions we ask: opportunities and challenges for using big data analytics to strategically manage human capital resources. Business Horizons. 2020;63:85–95. doi:10.1016/j.bushor.2019.10.001
18. Hunkenschroer A.L., Luetge Ch. Ethics of AI-enabled recruiting and selection: a review and research agenda. Journal of Business Ethics. 2022;178(3):977–1007. doi:10.1007/s10551-022-05049-6
19. Qamar Y., Samad T. Human resource analytics: a review and bibliometric analysis. Personnel Review. 2021;51(1):251–283. doi:10.1108/PR-04-2020-0247
20. Esch P.V., Black J.St. Factors that influence new generation candidates to engage with and complete digital, AI-enabled recruiting. Business Horizons. 2019;62(6):729–739. doi:10.1016/j.bushor.2019.07.004
21. Sutadji E., Susilo H., Wibawa A.P., Jabari N.A.M., Rohmad S.N. Authentic assessment implementation in natural and social science. Education Sciences. 2021;11(9):534. doi:10.3390/educsci11090534
22. Sutadji E., Susilo H., Wibawa A.P., Jabari N.A.M., Rohmad S.N. Adaptation strategy of authentic assessment in online learning during the covid-19 pandemic. Journal of Physics: Conference Series. 2021;1810(1). doi:10.1088/1742-6596/1810/1/012059
23. Shikwaya R.O., Amadhila E.P. Authentic assessment’s integrity for online learning in higher education. Global Scientific Journals. 2023;11(3):181–187.
24. Sokhanvar Z., Salehi K., Sokhanva F. Advantages of authentic assessment for improving the learning experience and employability skills of higher education students: a systematic literature review. Studies in Educational Evaluation. 2021;70:101030. doi:10.1016/j.stueduc.2021.101030
25. Heil J., Ifenthaler D. Online assessment in higher education: a systematic review. Online Learning. 2024;27(1):187–218. doi:10.24059/olj.v27i1.3398
26. Mohamed R., Lebar O. Authentic assessment in assessing higher order thinking skills. International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences. 2017;7(2):466–476. doi:10.6007/IJARBSS/v7-i2/2021
27. Zhang Q., Zhang X., Liu J. A holistic review of authentic assessment in mathematics education. In: Zhang Q., Zhang X., Liu J., eds. Authentic Assessment and Evaluation Approaches and Practices in a Digital Era. Cham: Brill Publisher; 2021:95–115. doi:10.1163/9789004501577_00
28. Raynault A., Heilporn G., Mascarenhas A., Denis C. Teaching experiences of E-authentic assessment: lessons learned in higher education. Journal of Teaching and Learning with Technology. 2022;11:3–17. doi:10.14434/jotlt.v11i1.34594
29. Гусятников В.Н., Соколова Т.Н., Безруков А.И., Каюкова И.В. Использование методов искусственного интеллекта для оценки компетенций в ходе тестирования. Информатика и образование. 2023;38(6):75–85. doi:10.32517/0234-0453-2023-38-6-75-85
30. Нехаев И.Н., Жуйков И.В., Бастраков Р.В. Архитектура интеллектуальной системы тестирования уровней сформированности предметных компетенций. Кибернетика и программирование. 2017;4:41–65.
31. Пеша А.В., Шавровская М.Н., Николаева М.А., Шрамко Н.В. Существующие возможности цифровой оценки компетенций студентов университетов. Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2021;3(27):6–19. doi:10.21684/2411-7897-2021-7-3-6-19
32. Шавровская М.Н. Анализ цифровых возможностей оценки сформированности надпрофессиональных компетенций студентов вузов. В книге: А.В. Пеша, М.Н. Шавровская, М.А. Николаева [и др.]. Развитие и оценка надпрофессиональных компетенций студентов университетов: теоретико-методологические основы: монография. Казань: Общество с ограниченной ответственностью «Бук»; 2020:188–193.
Recensión
Para cita:
Apenko S.N., Lukash A.V., Davydov A... Intelligent systems for assessing competency development in students and graduates of engineering specialisations: expectations of educators, students, and employers. The Education and science journal. 2025;27(8):136-166. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-8-136-166