Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Пространство самореализации студентов с ограниченными возможностями здоровья в высшей школе: позиция профессорско-преподавательского состава

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-8-167-193

Аннотация

Введение. Интенсификация инклюзивных процессов в высшей школе актуализирует вопросы создания в вузе образовательной среды, обеспечивающей условия для самореализации студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), причем субъективным ядром такой среды должен служить профессорско-преподавательский состав. Однако особенности позиции преподавателей как субъектов содействия самореализации студентов с ОВЗ до настоящего времени не становились предметом эмпирического изучения. Тем самым в соответствующем аспекте имеет место известная дефицитарность представлений о вузовском преподавателе как участнике инклюзивных образовательных отношений. Цель исследования состояла в том, чтобы на эмпирической основе типологизировать профессорско-преподавательский состав вузов в зависимости от характера его субъектной позиции в системе содействия самореализации студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Методология, методы и методики. Исследование строилось на методологических принципах инклюзивного и субъектно-деятельностного подходов в образовании. В качестве респондентов онлайн-опроса выступили 1  536 преподавателей вузов из 5 федеральных округов Российской Федерации. Был применен персонифицированный подход к анализу данных с использованием анализа латентных профилей. Результаты. Выделены 4 латентных профиля вузовских преподавателей, соответствующих уровням принятия ими инклюзивного образования и их готовности поддерживать самореализацию студентов с ОВЗ, отражающих типы преподавательских позиций – вовлеченную, отстраненную, заинтересованную и скептическую. Каждая из соответствующих типологических групп преподавателей специфична по внутренней структуре, в вариативном соотношении включая в себя, с одной стороны, преподавателей разных по образовательной направленности вузов, а с другой – преподавателей, различающихся по социально-демографическим и социально-профессиональным характеристикам. Научная новизна. Материалы исследования позволяют углубить представления о закономерностях становления инклюзивных образовательных отношений в системе «преподаватель вуза – студент с ОВЗ». Практическая значимость. В контексте полученных результатов определяются ориентиры для осуществления дифференцированного подхода в работе вузов по оптимизации статуса профессорско-преподавательского состава как субъекта содействия самореализации студентов с ОВЗ.

Об авторах

В. З. Кантор
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Кантор Виталий Зорахович – профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры основ дефектологии и реабилитологии

ResearcherID Y-6834-2018

Scopus Author ID 57197712404

Санкт-Петербург



А. П. Антропов
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Антропов Александр Петрович – доцент, кандидат педагогических наук, профессор кафедры олигофренопедагогики

esearcherID X-8601-2019

Scopus Author ID 57220105548

Санкт-Петербург



И. Э. Кондракова
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Кондракова Ирина Эдуардовна – доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики

ResearcherID DBA2021-2022

Scopus Author ID 57320997700

Санкт-Петербург



Ю. Л. Проект
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Проект Юлия Львовна – доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности и информационных технологий в образовании

ResearcherID D-9792-2017

Scopus Author ID 57197748967

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Рубцов В.В., Саитгалиева Г.Г., Денисова О.А., Волосникова Л.М., Гутерман Л.А., Краснопевцева Т.Ф., Борозинец Н.М., Осьмук Л.А. Цель, задачи и основные направления развития инклюзивного высшего образования в Российской Федерации. Психологическая наука и образование. 2023;28(6):6–23. doi:10.17759/pse.2023280601

2. Саитгалиева Г.Г. Организационные условия обучения студентов с инвалидностью в педагогических вузах. Вестник практической психологии образования. 2023;20(1):129–145. doi:10.17759/bppe.2023200113

3. Heffernan T. Failing at the basics: disabled university students’ views on enhancing classroom inclusion. Oxford Review of Education. 2023;50(5):694–709. doi:10.1080/03054985.2023.2281314

4. Kauffman J.M., Anastasiou D., Felder M., Lopes J., Hallenbeck B.A., Hornby G., Ahrbeck B. Trends and issues involving disabilities in higher education. Trends in Higher Education. 2023;2(1):1–15. doi:10.3390/higheredu2010001

5. Nyoni P.N. Dynamics of disability for South African University students in the Fourth industrial revolution. In: Ndlovu S., Nyoni P., eds. Social, Educational, and Cultural Perspectives of Disabilities in the Global South. Hershey: IGI Global Scientific Publishing; 2021:210–223. doi:10.4018/978-1-7998-4867-7.ch014

6. Плотникова Е.С., Борзова Т.В. Развитие самодетерминации студентов как психологического ресурса самореализации в процессе обучения в вузе. Психолог. 2023;6:16–33. doi:10.25136/2409-8701.2023.6.69234

7. Ju S., Zeng W., Landmark L.J. Self-determination and academic success of students with disabilities in postsecondary education: a review. Journal of Disability Policy Studies. 2017;28:180–189. doi:10.1177/1044207317739402

8. Moriña A., Biagiotti G. Academic success factors in university students with disabilities: a systematic review. European Journal of Special Needs Education. 2022;37(5):729–746. doi:10.1080/08856257.2021.1940007

9. Chao P. Using self-determination of senior college students with disabilities to predict their quality of life one year after graduation. European Journal of Educational Research. 2017;7(1):1–8. doi:10.12973/eu-jer.7.1.1

10. Осьмук Л.А. Самореализация студентов с инвалидностью как базовый механизм социальной инклюзии. Психологическая наука и образование. 2018;23(2):59–67. doi:10.17759/pse.2018230207

11. Kuprieieva O. Psychological characteristics of self-realization of students with disabilities. Social Welfare: Interdisciplinary Approach. 2015;5(2):64–73. doi:10.15388/SW.2015.28172

12. Chipchase S.Y., Seddon A., Tyers H., Thomas S. Experience of university life by disabled undergraduate students: the need to consider extra-curricular opportunities. Disability & Society. 2023;39(11):2817–2834. doi:10.1080/09687599.2023.2233687

13. Cho J.I., Jones K. How do college students with disabilities do? Law, self-determination, self-advocacy, and campus resources. Journal of the Scholarship of Teaching and Learning. 2024;24(3). doi:10.14434/josotl.v24i3.35703

14. Абдалина Л.В., Моу Ш. Самореализация иностранных студентов в образовательной среде вуза: актуальные вопросы исследования. Современные наукоемкие технологии. 2023;8:103– 107. doi:10.17513/snt.39738

15. Кантор В.З. Инклюзивное высшее образование: специальные средовые условия обучения студентов-инвалидов в вузе. Психолого-педагогические исследования. 2019;11(3):44–56. doi:10.17759/psyedu.2019110304

16. Subu M.A., Mottershead R., Sallam A.M., Dias J.M., Kavumpurath J., Ahmed F.R., et al. Experiences of students with disabilities enrolling in higher education: a qualitative study in the United Arab Emirates. F1000Research. 2025;14. doi:10.12688/f1000research.158481.1

17. Altes T.K., Willemse M., Goei S.L., Ehren M. Higher education teachers’ understandings of and challenges for inclusion and inclusive learning environments: a systematic literature review. Educational Research Review. 2024;43. doi:10.1016/j.edurev.2024.100605

18. Кантор В.З., Проект Ю.Л. Инклюзивный образовательный процесс в вузе: теоретикоэкспериментальная модель психологической готовности преподавателей. Образование и наука. 2021;23(3):156–182. doi:10.17853/1994-5639-2021-3-156-182

19. Носова А.Л., Орлова В.В. Профессиональное взаимодействие преподавателей вузов со студентами, имеющими инвалидность или ограниченные возможности здоровья, как один из элементов реализации инклюзивного образования (на примере вузов Томской области). Векторы благополучия: экономика и социум. 2021;3(42):53–65.

20. Фомина М.В. Исследование готовности преподавателей вуза к реализации инклюзивной образовательной практики с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья по слуху. Вестник Мининского университета. 2021;2(35). doi:10.26795/2307-1281-2021-9-2-3

21. Rusu M. The process of self-realization – from the humanist psychology perspective. Psychology. 2019;10:1095–1115. doi:10.4236/psych.2019.108071

22. Turner Y. Self-realization as self-education. In: Turner Y., ed. Quest for Life: A Study in Aharon David Gordon’s Philosophy of Man in Nature. Boston: Academic Studies Press; 2020:84–91. doi:10.1515/9781644693131 011

23. Garcia E.G., Rolls N. Self-realization and self-control society: Colombian higher education system. Journal of Hispanic Higher Education. 2023;22(2):233–248. doi:10.1177/15381927221105613

24. Dzhamalkhanova L., Yusupkhadzhieva T., Muskhanova I., Bazaeva F. Formation of self-realization of future teacher in studying at university. In: Bataev D.K.-S., Gapurov S.A., Osmaev A.D., Akaev V.K., Idigova L.M., Ovhadov M.R., Salgiriev A.R., Betilmerzaeva M.M., eds. Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2019;76:284–291. doi:10.15405/epsbs.2019.12.04.40

25. Shutenko E., Shutenko A., Kuzmicheva T., Koreneva A., Romanova G., Talysheva I. Attractive spheres of students’ self-realization as practices for supporting their psychological well-being in university education. International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2021;9(2):173–188. doi:10.23947/2334-8496-2021-9-2-173-188

26. Filippou K., Acquah E.O., Bengs A. Inclusive policies and practices in higher education: a systematic literature review. Review of Education. 2025;13:e70034. doi:10.1002/rev3.70034

27. Lockmun-Bissessur V., Samy M., Peeroo S. Inclusive education in higher education institutions: a comprehensive review of key components and framework for implementation. Journal of Business and Social Sciences. 2024. doi:10.61453/jobss.v2024no15

28. Grebennikova V.M., Bonkalo T.I., Grebennikov O.V. Conditions of self-actualization of disabled students in an inclusive educational environment. In: Glebovich S.A., ed. Pedagogical Education – History, Present Time, Perspectives, vol. 87. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. European Publisher; 2020:149–155. doi:10.15405/epsbs.2020.08.02.19

29. Фоминых Н.Ю., Койкова Э.И., Бубенчикова А.В. Образовательная среда как экосистема. Мир науки, культуры, образования. 2021;3(88):292–294. doi:10.24412/1991-5497-2021-388-292-294

30. Коновалова М.Д. Особенности самоактуализации личности студентов в процессе инклюзивного профессионального образования. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018;3:220–227.

31. Шульмин М.П. Репрезентация студентов с инвалидностью в семантическом пространстве сознания преподавателей, здоровых магистрантов и студентов. Сибирский психологический журнал. 2022;84:70–93. doi:10.17223/17267080/84/4

32. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development and well-being. American Psychologist. 2000;55(1):68–78. doi:10.1037/0003-066X.55.1.68

33. Spurk D., Hirschi A., Wang M., Valero D., Kauffeld S. Latent profile analysis: a review and “how to” guide of its application within vocational behavior research. Journal of Vocational Behavior. 2020;120. doi:10.1016/j.jvb.2020.103445

34. Hong B., Haefner L., Slekar T. Faculty attitudes and knowledge toward promoting self-determination and self-directed learning for college students with and without disabilities. The International Journal of Teaching and Learning in Higher Education. 2011;23:175–185.

35. Симонова Г.И., Утёмов В.В., Шишкина А.Н. Особенности восприятия педагогами обучающихся с инвалидностью. Перспективы науки и образования. 2024;1(67):369–387. doi:10.32744/pse.2024.1.20

36. Japundža-Milisavljević M., Đurić-Zdravković A., Milanović-Dobrota B. Educators’ attitudes towards inclusive education. Specijalna Edukacija i Rehabilitacija. 2022;21(1):15–30. doi:10.5937/specedreh21-34279

37. González-Castellano N., Colmenero-Ruiz M.J., Cordón-Pozo E. Factors that influence the university’s inclusive educational processes: perceptions of university professors. Heliyon. 2021;7(4):e06853. doi:10.1016/j.heliyon.2021.e06853

38. Llorent V.J., Zych I., Varo-Millán J.-C. University academic personnel’s vision of inclusive education in Spanish universities (Visión del profesorado sobre la educación inclusiva en la universidad en España). Culture and Education. 2020;32(1):147–181. doi:10.1080/11356405.2019.1705593

39. Volosnikova L.M., Efimova G.Z. Faculty attitudes towards students with disabilities in Russian universities: “A glance at Western Siberia”. In: Valeeva R., ed. Teacher Education – IFTE 2016, vol 12. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Future Academy; 2016:432–438. doi:10.15405/epsbs.2016.07.68


Рецензия

Для цитирования:


Кантор В.З., Антропов А.П., Кондракова И.Э., Проект Ю.Л. Пространство самореализации студентов с ограниченными возможностями здоровья в высшей школе: позиция профессорско-преподавательского состава. Образование и наука. 2025;27(8):167-193. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-8-167-193

For citation:


Kantor V.Z., Antropov A.P., Kondrakova I.E., Proekt Yu.L. The space for self-realisation among students with disabilities at university: perspectives from teaching staf. The Education and science journal. 2025;27(8):167-193. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-8-167-193

Просмотров: 11


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)