Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ МОЛОДЕЖИ МЕГАПОЛИСА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ИННОВАЦИЯМ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-7-90-104

Texto completo:

Resumen

Целью статьи является рассмотрение ценностных готовности молодежи мегаполиса к принятию инноваций в современном образовании.

Методы. В ходе работы использовались теоретический анализ и метод моделирования, а также опрос учащейся молодежи мегаполиса (n = 1187) по- средством ценностного опросника Ш. Шварца.

Основными результатами исследования стало описание образовательных инноваций с позиции общих потребностей общества в личности, у которой сформированы технологические умения и целевые установки поиска, овладения и оперирования информацией. Переориентация образования на прогностичность и опережающее развитие реализуется через многочисленные тактические и стратегические изменения форм, содержания, методов обучения и структуры образовательной системы в целом. Данные изменения могут быть объединены в пять групп. Организационные инновации направлены на приведение структуры образования в соответствие с динамикой социальных процессов. Содержательные инновациипредполагают дифференциацию деятельности и уровня ответственности профессионалов одного профиля. Деятельностные сосредоточены на формировании инновационной компетентности педагогов и их способности к профессиональному росту. Результативные решают задачу становления личности профессионала согласно социальному заказу. Социально-контролирующие сосредоточены на обеспечении открытости управления образованием для общества. Реализация рассмотренных инноваций обеспечивается многочисленными факторами, в том числе готовностью обучающихся участвовать в преобразованиях учебно-воспитательной среды. Основой данной готовности выступают ценностные установки личности, актуализирующие ожидания и целевые ориентиры юношей и девушек. Исследование позволило выявить ценностные приоритеты учащейся молодежи мегаполиса: самостоятельность мыслей и поступков, гедонизм, репутацию и благожелательность. Данные ценностные доминанты, с одной стороны, не противоречат готовности к участию в образовательных инновациях, с другой – отражают пассивно-потребительскую позицию по отношению к инновационному процессу.

Научная новизна. Отношение к внедрению инноваций на сегодняшний день мало изучено. Авторы публикации попытались восполнить некоторые пробелы в этом социально значимом вопросе.

Практическая значимость. Полученные данные могут быть задействованы в организации инновационных мероприятий по модернизации образования и привлечении к ним наиболее активной части учащейся молодежи.

De los autores

Ольга Кружкова
Уральский государственный педагогический университет
Russian Federation


Ирина Воробьева
Уральский государственный педагогический университет
Russian Federation


Referencias

1. Белякова Е. Г., Дегтярев С. Н. Оценка смыслообразующего потенциала инновационного образования // Образование и наука. 2011. № 3 (82). С. 3–15.

2. Богомаз С. А., Литвина С. А. Опросниковые методы исследования средовой идентичности. Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2015. 27 с.

3. Богомаз С. А., Мацута В. В. Субъективная оценка реализуемости базисных ценностей в городской среде // Сибирский психологический журнал. 2012. № 46. С. 67–75.

4. Бугелова Т., Леоненко Н. О. Сравнительный анализ жизненных ценностей российских и словацких студентов // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 61–65.

5. Головин А. В. Диалектика традиций и инноваций в образовании (сущность и содержание инноваций в системе образования) // Медицина и образование в Сибири. 2008. № 2. С. 6.

6. Гусакова Т. Ф. Гедонизм как вектор современной культуры // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2006. № 2. С. 60–69.

7. Жданова Н. Е. Исследование ценностных ориентаций студентов в условиях профессионально-образовательного пространства вуза // Образование и наука. 2014. № 7 (116). С. 75–86.

8. Загвязинский В. И., Строкова Т. А. Сопротивление инновациям: сущность, способы профилактики и преодоление // Образование и наука. 2014. № 3. С. 3–21.

9. Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации // Образование и наука. 2012. № 4 (93). С. 3–15.

10. Залевский Г. В. К проблеме психологии инновационного поведения и его барьеров // Сибирский психологический журнал. 2009. № 34. С. 7–11.

11. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 4. С. 8–13.

12. Зеер Э. Ф., Попова О. С. Психологическое сопровождение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в профессиональной школе // Образование и наука. 2015. № 4. С. 88–99.

13. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 41.

14. Капица С. П. Общая теория роста человечества // Сколько людей жило, живет и будет жить на Земле. Москва: Наука, 1999. 117 с.

15. Колясникова Л. В. Основы измерения и оценивания компетенций // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2013. Т. 3. С. 67–70.

16. Краснорядцева О. М. Чувствительность к проблемам как характеристика инновационного потенциала личности // Сибирский психологический журнал. 2009. № 33. С. 13–19.

17. Минюрова С. А. Модель стратегий саморазвития человека в профессии // Вестник Университета РАО. 2008. № 5. С. 96–99.

18. Мы агенты изменений // Народный учитель. 2015. № 3. С. 6–7.

19. Рапацевич Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия. Минск: Современное слово, 2005. 198 с.

20. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. С.-Петербург: Питер, 2013. 288 с.

21. Симонова И. А. Социально-топологическая методология как инновационный инструмент актуализации ключевых компетенций у молодежи // Педагогическое образование в России. 2011. № 5. С. 18–23.

22. Сластенин В. А. Педагогика. Москва: Школа-Пресс, 2000. 492 с.

23. Шварц Ш., Бутенко Т. П., Седова Д. С., Липатова А. С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 1. С. 43–70.

24. Schwartz S. H. Universals in the content and structure of values: Theory and empirical tests in 20 countries // Advances in experimental social psychology. New York: Academic Press, 1992. Р. 1–65.

25. Whiddett S., Hollyforde S. The Competencies Handbook. Mumbai: Jaico Publishing House, 2006. 240 p.


Recensión

Para cita:


Kruzhkova O.V., Vorobyeva I.V. EDUCATIONAL INNOVATIONS: AXIOLOGICAL BASES OF MEGALOPOLIS YOUTH’S READINESS. The Education and science journal. 2015;(7):90-105. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-7-90-104

Número de consultas: 1412


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)