Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

КОМПЛЕКС ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПРОЯВЛЕНИЯМ ВДОХНОВЕНИЯ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-7-105-118

Полный текст:

Аннотация

Цель исследования, основные результаты которого описаны в статье, – изучение структуры эмоциональных переживаний, связанных с проявлением вдохновения в творческой деятельности студентов вузов.

Методика и методы. Авторами использовались методы математической статистики: корреляционный анализ, многомерное шкалирование, факторный анализ.

Результаты и научная новизна. Выявлены составляющие комплекса переживаний студентов, соответствующие опыту вдохновения в творческой деятельности. В этот комплекс, согласно полученным в исследовании результатам, включены как «операциональные» переживания, выделенные М. Чиксентмихайи («чувство полного вовлечения, растворения в том, что вы делаете», «ощущение сосредоточенности, совершенной ясности цели, полного контроля над ситуацией», «чувство полного погружения в работу, не требующее специальных усилий»), так и переживания «духовного» характера, больше соответствующие пиковым переживаниям А. Маслоу («чувство любви ко всему существующему, всей жизни», «глубокое чувство своей значимости, внутреннее ощущение одобрения вас самих», «чувство близости ко всему, ощущение единства со всем миром», «обостренное восприятие красоты мира, природы, “прекрасного мгновения”», «ощущение легкости, парения»). Показана взаимосвязь степени выраженности данного комплекса переживаний с опытом вдохновения.

Практическая значимость. Материалы публикации о структуре эмоциональных переживаний, сопровождающих проявления вдохновения в творческой деятельности, будут полезны как психологам, так и специалистам в области педагогики творческой деятельности.

Об авторах

Павел Анатольевич Стариков
Сибирский федеральный университет
Россия

кандидат философских наук, доцент кафедры социологии,

Красноярск



Евгения Павловна Порхачева
Сибирский федеральный университет
Россия

старший преподаватель кафедры социологии,

Красноярск



Светлана Николаевна Лыкова
Сибирский федеральный университет
Россия

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии,

Красноярск



Список литературы

1. Алиев Х. М. Защита от стресса. Как сохранить и реализовать себя в современных условиях. Москва: Мартин, 1996. 239 с.

2. Бенсон Г., Проктор У. Как стать гением. Москва: Эксмо, 2004. 384 с.

3. Грановская Р. М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. С.-Петербург: Речь, 2006, 416 с.

4. Дальке Р. Легкость парения. Как научиться жить легко, избавившись от неудач, проблем и болезней. С.-Петербург: Весь, 2008, 208 с.

5. Козлов В. В. Интегративная психология: Пути духовного поиска, или освящение повседневности. Москва: Психотерапия, 2007. 528 с.

6. Маслоу А. Психология бытия. Москва: Ваклер, 1997. 300 с.

7. Психологические исследования творческой деятельности. Москва: Наука, 1975. 253 с.

8. Станиславский К. С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания: дневник ученика. С.-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. 478 с.

9. Стариков П. А. Методика комплексного анализа смысловых ассоциаций в изучении «креативного этоса» современной студенческой молодежи // Образование и наука, 2013. № 7. С. 114–125.

10. Чиксентмихайи М. В поисках потока. Психология включенности в повседневность. Москва: Альпина нон-фикшн, 2012. 194 с.

11. Шикун А. Ф., Федоров В. В. «Пиковые переживания» в восприятии среды предметно-пространственного окружения // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». 2012. № 1. С. 23–27.

12. Ярлнес Э., ван Люйтелаа Ж. Терапевтическая сила пиковых переживаний: воплощение старой идеи Маслоу // Телесная психотерапия. Бодинамика. Москва: АСТ, 2010. С. 214–239.

13. Boniface M. R. Towards an understanding of flow and other positive experience phenomena within outdoor and adventurous activities // Journal of Adventure Education and Outdoor Learning. 2007. № 1. P. 55–68.

14. Harald S. Harung Illustrations of Peak Experiences during Optimal Performance in World-class Performers // Journal of Human Values. 2012. Vol. 18 (1). P. 33–52.

15. Keller J., Bless H. Flow and regulatory compatibility: An experimental approach to flow model of intrinsic motivation // Personality and Social Psychology Bulletin. 2008. Vol. 34. P. 196–209.

16. Yair G. Key educational experiences and self-discovery in higher education // Teaching and Teacher Education. 2008. Vol. 24. P. 92–103.


Для цитирования:


Стариков П.А., Порхачева Е.П., Лыкова С.Н. КОМПЛЕКС ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПРОЯВЛЕНИЯМ ВДОХНОВЕНИЯ. Образование и наука. 2015;(7):105-118. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-7-105-118

For citation:


Starikov P.A., Porkhacheva E.P., Lykova S.N. THE COMPLEX OF EMOTIONAL EXPERIENCES, RELEVANT MANIFESTATIONS OF INSPIRATION. The Education and science journal. 2015;(7):105-118. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-7-105-118

Просмотров: 2029


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)