Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Вариативность и интеграция: методологические основания проектирования среды для одаренных студентов

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-10-9-38

Аннотация

Введение. Разнообразие образовательных запросов и индивидуальных особенностей одаренных студентов требует проектирования среды, способствующей их наиболее полному развитию и реализации потенциала. В условиях цифровизации, стремительных социальных трансформаций, нарастающей конкуренции и роста значимости человеческого потенциала особенно актуальной становится проблема индивидуализации образовательного процесса. В настоящее время назрела необходимость перехода от типовых универсальных решений к гибким и адаптивным образовательным стратегиям. Целью исследования является обоснование методологических оснований проектирования образовательной среды для одаренных студентов на основе категорий вариативности и интеграции с целью формирования гибких образовательных траекторий с учетом интересов, академических склонностей и развития профессионального потенциала обучающихся. Также рассмотрены вызовы, возникающие у преподавателей и образовательных организаций при адаптации к изменяющимся стандартам и образовательной политике. Методология, методы и методики. Исследование опирается на междисциплинарный методологический подход, включающий педагогические, философские, культурологические и психолого-антропологические основания. Применены методы теоретического анализа, концептуального моделирования, компонентно-структурного синтеза и сопоставления научных подходов к формированию условий развития талантливых студентов. Учитывались современные эмпирические данные, отражающие отечественный и зарубежный опыт. Результаты. Установлено, что эффективная образовательная среда для одаренных студентов сочетает вариативность (учет индивидуальных интересов, склонностей и профессиональных запросов) и интеграцию (целостность, координация участников). Разработана модель, отражающая интегративно-вариативное взаимодействие и учитывающая ключевые вызовы, с которыми сталкиваются педагоги и образовательные организации. Научная новизна. Впервые обоснованы методологические основания интеграции и вариативности в проектировании образовательной среды для одаренных студентов с акцентом на создание адаптивных образовательных траекторий. Практическая значимость. Разработанная модель может быть использована для проектирования адаптивных образовательных систем в российских вузах с целью максимального раскрытия интеллектуального и профессионального потенциала студентов.

Об авторе

В. С. Запалацкая
Государственный университет просвещения
Россия

Запалацкая Вероника Станиславовна – кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник Управления развития науки,

Москва.



Список литературы

1. Gagné F. Yes, giftedness (aka “gifted potential”) is an apt label for the DMGT’s natural abilities constructs. High Ability Studies. 2013;24(2):113–117. doi: 10.1080/13598139.2013.843141

2. Sak U. Giftedness and gifted education: multidimensional and multilevel perspective. Frontiers in Psychology. 2021;12:755789. doi: 10.3389/fpsyg.2021.755789

3. Pfeiffer S.I. Giftedness: definitions, models, and characteristics. Children. 2022;9(10):1453. doi: 10.3390/children9101453

4. Sternberg R.J. A multiplicative theory of human intelligence, creativity, and wisdom. Frontiers in Psychology. 2020;11:546221. doi: 10.3389/fpsyg.2020.546221

5. Subotnik R.F., Olszewski-Kubilius P., Worrell F.C. The Psychology of High Performance: Developing Human Potential into Domain-Specific Talent. Washington, DC: American Psychological Association; 2019. 375 p. doi: 10.1037/0000133-000

6. Dai D.Y., Chen F. Theoretical perspectives of gifted education. Frontiers in Psychology. 2021;12:618179. doi: 10.3389/fpsyg.2021.618179

7. Варакина Г.В. Индивидуализация образования в практикоориентированных программах высшей школы. Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2023;3(50):87–95. doi: 10.24412/2310-1679-2023-350-87-95

8. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В. Особенности формирования образовательных траекторий российских студентов: оценка и возможности. Высшее образование в России. 2023;32(4):137–155. doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-4-137-155

9. Старостина С.Е. Внедрение индивидуальных образовательных траекторий в вузе: проблемы и перспективы. Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2023;18(3):41–47. doi: 10.21209/2658-7114-2023-18-3-41-47

10. Doubet K.J., Hockett J.A. Differentiation: A Guide for Elementary School Teachers. American Institute for Research, Center on Great Teachers & Leaders; 2015. 48 p.

11. Hall T., Vue G., Strangman N., Meyer A. Differentiated instruction and implications for UDL implementation. National Center on Accessing the General Curriculum. 2019. Accessed May 20, 2025. https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED535608.pdf

12. Гозман Т.М. Полифункциональность интеграции в образовательной среде. Eurasian Journal of Academic Research. 2024;4(7):366–368. Режим доступа: https://in-academy.uz/index.php/ejar/article/view/35733 (дата обращения: 20.05.2025).

13. Шинтяпина Ю.С. Процессы интеграции в системе образования. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022;11(3):277–282. doi: 10.18500/2304-9790-2022-11-3-277-282

14. Александрова О.Б., Моисейкин Д.А., Косарьков Е.А. Интеграция теории и практики как форма инновационного обучения. Проблемы современного педагогического образования. 2021;71(1):8–10. Режим доступа: http://journal.kpsu.ru/wp-content/uploads/2021/04/71-1.pdf (дата обращения: 20.05.2025).

15. VanTassel-Baska J., Hubbard G.F., Wang Y. Talent development as a comprehensive and differentiated service delivery model: best practices and applications in gifted education. Roeper Review. 2020;42(1):43–55. doi: 10.1080/02783193.2019.1689942

16. Stoeger H., Ziegler A. The actiotope model of giftedness. In: Pfeiffer S.I., ed. Handbook of Giftedness in Children. Cham: Springer; 2017:277–294. doi: 10.1007/978-3-319-64592-3_17

17. Федотова Е.Л., Середкина А.С. Электронная информационно-образовательная среда педагогического вуза как фактор развития одаренности студентов. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2022;11(1):40–44. Режим доступа: https://www.vernadskyjournals.ru/jour/article/view/3593 (дата обращения: 20.05.2025).

18. Запалацкая В.С. Принципы проектирования мотивирующей образовательной среды в системе работы с одаренными детьми и талантливой молодежью. Международный научноисследовательский журнал. 2024;2(140):1–5. doi: 10.23670/IRJ.2024.140.50

19. Мартынова Т.Н., Пфетцер А.А. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональноличностного развития студентов в условиях цифровой образовательной среды вуза. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022;1(45):145–152. Режим доступа: https://profeducation-bulleten.ru/jour/article/view/1972 (дата обращения: 20.05.2025).

20. Булгаков С.В., Капичникова О.Б., Поздникин А.А. Социокультурный аспект работы с талантливыми и одаренными студентами. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020;4(182):53–55. Режим доступа: https://lesgaft-notes.spb.ru/jour/article/view/6255 (дата обращения: 20.05.2025).

21. Пирогланов Ш.Ш., Скляров В.П., Анцупов И.С. Цифровые технологии в образовательном процессе как новые возможности реализации индивидуальных образовательных траекторий. Проблемы современного педагогического образования. 2022;74(2):180–182. Режим доступа: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=6269 (дата обращения: 20.05.2025).

22. Афзалова А.Н. Смешанное обучение в вузе. Проблемы современного педагогического образования. 2021;73(1):32–34. Режим доступа: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=6001 (дата обращения: 20.05.2025).

23. Ерофеева Н.Е., Мелекесов Г.А., Чикова И.В. Опыт реализации тьюторского сопровождения образовательного процесса в вузе. Вестник Оренбургского государственного университета. 2015;7(182):98–104. Режим доступа: https://vestnik.osu.ru/2015_7/16.pdf (дата обращения: 20.05.2025)

24. Means B., Neisler J. Digital Learning for Pandemic-Era Students. Menlo Park, CA: Digital Promise; 2021. 46 p. Accessed May 20, 2025. https://digitalpromise.org/2021/09/22/digital-learning-for-pandemic-era-students/

25. Trust T., Krutka D.G. Teachers as Designers of EdTech Pathways: A Guide for Meaningful Technology Integration. Washington, D.C.: International Society for Technology in Education; 2023. 160 p. Accessed May 20, 2025. https://books.google.com/books?id=KxrYEAAAQBAJ

26. Viberg O., Khalil M., Baars M., Kizilcec R.F., Scheffel M., Perez-Sanagustin M., et al. Guest editorial: advancing the state of learning analytics. The third learning analytics and knowledge (LAK) decade. Journal of Learning Analytics. 2022;9(3):1–9. doi: 10.18608/jla.2022.8010

27. Опарина Я.О., Шабанова О.А. Развитие познавательного интереса и учебной мотивации через внедрение модели персонализированного обучения. Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020;4(48):69–72. Режим доступа: https://vestnik.sgpu.ru/sites/default/files/2020/4/69-72.pdf (дата обращения: 20.05.2025).

28. Ряполова Е.Н. Самостоятельная работа студентов как инструмент индивидуализации обучения. Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023;14:70–79. Режим доступа: https://pedagogika.snauka.ru/2023/06/41408 (дата обращения: 20.05.2025).

29. Plucker J.A., Peters S.J. Excellence Gaps in Education: Expanding Opportunities for Talented Students. Cambridge, MA: Harvard Education Press; 2023. 208 p. Accessed May 20, 2025. https://www.hepg.org/hep-home/books/excellence-gaps-in-education

30. Hodge K.A., Kemp C.R., Wong M.E. Inclusive Models of Gifted Education: Perspectives from Around the World. New York: Routledge; 2020. 332 p. Accessed May 20, 2025. https://www.routledge.com/Inclusive-Models-of-Gifted-Education-Perspectives-from-Around-the-World/Hodge-KempWong/p/book/9780367352010

31. National Association for Gifted Children. Gifted Programming Standards. Washington, DC: NAGC; 2019. Accessed May 20, 2025. https://www.nagc.org/sites/default/files/standards/K-12%20programming%20standards.pdf

32. OECD. Talent Development in Future-Focused Education. Paris: OECD Publishing; 2022. Accessed May 20, 2025. https://www.oecd-ilibrary.org/education/talent-development-in-future-focused-education_bf5505cb-en.pdf

33. Freeman J. Educating the Very Able: Current International Research. London: Routledge; 1998. 192 p. Accessed May 20, 2025. https://www.routledge.com/Educating-the-Very-Able-Current-International-Research/Freeman/p/book/9780415182597

34. Rubenstein L.D., Siegle D., Dai D.Y. Handbook of Giftedness and Talent Development in the Asia-Pacific. Singapore: Springer; 2021. 582 p. doi: 10.1007/978-981-13-3022-3

35. Архипова О.В., Шор Ю.М. Идея образования в контексте постнеклассической парадигмы. Вестник Герценовского университета. 2013;2:3–12. Режим доступа: http://lib.herzen.spb.ru/text/shor_4_13_3_12.pdf (дата обращения: 20.05.2025).

36. Набиев В.Ш. Адаптивная образовательная среда гуманитарного вуза в пространстве группового и межличностного взаимодействия. Высшее образование сегодня. 2019;1:2–7. Режим доступа: https://www.vosjournal.ru/articles/2019/academ/1/1.pdf (дата обращения: 20.05.2025).

37. Липская Л.А. Преемственность как основа непрерывного социально-гуманитарного образования в вузе. Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2023;15(1):16– 29. Режим доступа: https://pedobrazovanie.vestnik.susu.ru/wp-content/uploads/2023/03/16-29.pdf (дата обращения: 20.05.2025).

38. Bandura A. Social cognitive theory: an agentic perspective. Annual Review of Psychology. 2001;2:1–26. doi: 10.1146/annurev.psych.52.1.1

39. Dede C., Richards J., Saxberg B. Learning Engineering for Online Education: Theoretical Contexts and Design-Based Examples. Routledge; 2020. 288 р. doi: 10.4324/9780429350935

40. Голуб В.В., Голуб Е.В., Голуб А.В. Аккумулятивная функция педагогического наставничества в формировании индивидуальной профессионально-личностной компетентности обучающегося. Проблемы современного педагогического образования. 2024;84(3):127–130. Режим доступа: https://science-pedagogical-education.ru/article/download/16644/13743 (дата обращения: 20.05.2025).

41. Данилова У.Б. Междисциплинарность как основа реализации интегративного подхода к формированию профессиональной культуры. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020;5(4):431–436. doi: 10.30853/ped200103

42. Friend M., Cook L. Interactions: Collaboration Skills for School Professionals. Boston: Pearson; 2021. 352 p. Accessed May 20, 2025. https://books.google.com/books/about/Interactions.html?id=vJXyzQEACAAJ

43. Darling-Hammond L., Friedlaender D. Preparing Teachers for Deeper Learning. Cambridge, MA: Harvard Education Press; 2023. 248 p. Accessed May 20, 2025. https://books.google.com/books/about/Preparing_Teachers_for_Deeper_Learning.html?id=lGukzgEACAAJ

44. Pfeffer T., Cimen O. Talent Management in Higher Education. Cham: Springer; 2023. 286 p. Accessed May 20, 2025. https://www.worldcat.org/title/1383856822

45. Kerr B.A., McKay R. Gifted adolescents’ wellbeing and depressive symptoms: the mediating roles of perfectionism and rumination. Gifted Child Quarterly. 2021;65(2):117–131. doi: 10.1177/0016986220980785

46. Запалацкая В.С. Формирование метакогнитивной компетентности в процессе обучения интеллектуально одаренных студентов. Актуальные вопросы науки и образования: материалы XXVI Международной научно-практической конференции; 15 мая 2025 г. Москва: Издательство АНО ДПО «Университет ИТБО»; 2025:28–34. doi: 10.26118/8214.2025.71.44.015

47. Запалацкая В.С. Методологические основания междисциплинарного обучения интеллектуально одаренных студентов. Устойчивое развитие общества: новые научные подходы и исследования: сборник научных трудов по материалам ХVIII Международной научнопрактической конференции; 7 мая 2025 г. Москва: Издательство АНО ДПО «Университет ИТБО»; 2025:171–176 doi: 10.26118/9944.2025.78.47.02

48. Трегубова Т.М., Айнутдинова И.Н. Айнутдинова К.А. Использование мультимодальных форм смешанного обучения в образовательных программах вузов. Ярославский педагогический вестник. 2022;4(127):66–74. Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/arhiv/2022/4 (дата обращения: 07.06.2025).

49. Платонова Р.И., Никитина А.Е., Кирикова Н.А. Проблемы внедрения индивидуальной образовательной технологии в вузе. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2023;12(4):134–137. Режим доступа: https://pedacogic.azimutscience.com/arhiv/2023/4/Платонова_Никитина_Кирикова.pdf (дата обращения: 07.06.2025).

50. Winner E. Giftedness: current theory and research. Current Directions in Psychological Science. 2000;9(5):153–156. doi: 10.1111/1467-8721.00085

51. Subotnik R.F., Olszewski-Kubilius P., Worrell F.C. The development of giftedness and talent: a theoretical and practical rationale. Translational Issues in Psychological Science. 2020;6(1):7–23. doi: 10.1037/tps0000221

52. Tirri K. Teacher education for gifted students in Finland. Journal for the Education of the Gifted. 2021;44(2):132–149. doi: 10.1177/01623532211002488

53. Lee S.Y., Olszewski-Kubilius P. Gifted education in South Korea: progress and challenges. Asia Pacific Education Review. 2022;23(3):495–507. doi: 10.1007/s12564-022-09781-x

54. Leikin R. Research in gifted education: contributions from studies of mathematical giftedness. High Ability Studies. 2021;32(2):247–263. doi: 10.1080/13598139.2022.2027670

55. Olszewski-Kubilius P., Subotnik R.F., Worrell F.C. Critical issues and practices in gifted education: what the research says (third edition). Roeper Review. 2019;41(3):204–210. https://doi.org/10.1080/02783193.2019.1628256

56. VanTassel-Baska J. Teachers as the critical element in gifted education: a call to action. Gifted Child Quarterly. 2021;65(3):205–210. doi: 10.1177/00169862211018100

57. Tomlinson C.A. The rationale for differentiating instruction in academically diverse classrooms. In: How to Differentiate Instruction in Academically Diverse Classrooms. 3rd edition. Alexandria, VA: ASCD; 2017:13–23. Accessed May 20, 2025. https://books.google.lv/books?id=rIl2DgAAQBAJ&pg=PA12&hl=ru&source=gbs_toc_r&cad=2#v=onepage&q&f=false

58. Missett T.C, Foster L.H. Examining the influence of teacher beliefs on the implementation of differentiated instruction. Journal of Advanced Academics. 2015;26(3):196–226. doi: 10.1177/1932202X15603939


Рецензия

Для цитирования:


Запалацкая В.С. Вариативность и интеграция: методологические основания проектирования среды для одаренных студентов. Образование и наука. 2025;27(10):9-38. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-10-9-38

For citation:


Zapalatskaya V.S. Designing educational environments for gifted students: a framework for variability and integration. The Education and science journal. 2025;27(10):9-38. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-10-9-38

Просмотров: 268


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)