Вариативность и интеграция: методологические основания проектирования среды для одаренных студентов
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-10-9-38
Resumen
Введение. Разнообразие образовательных запросов и индивидуальных особенностей одаренных студентов требует проектирования среды, способствующей их наиболее полному развитию и реализации потенциала. В условиях цифровизации, стремительных социальных трансформаций, нарастающей конкуренции и роста значимости человеческого потенциала особенно актуальной становится проблема индивидуализации образовательного процесса. В настоящее время назрела необходимость перехода от типовых универсальных решений к гибким и адаптивным образовательным стратегиям. Целью исследования является обоснование методологических оснований проектирования образовательной среды для одаренных студентов на основе категорий вариативности и интеграции с целью формирования гибких образовательных траекторий с учетом интересов, академических склонностей и развития профессионального потенциала обучающихся. Также рассмотрены вызовы, возникающие у преподавателей и образовательных организаций при адаптации к изменяющимся стандартам и образовательной политике. Методология, методы и методики. Исследование опирается на междисциплинарный методологический подход, включающий педагогические, философские, культурологические и психолого-антропологические основания. Применены методы теоретического анализа, концептуального моделирования, компонентно-структурного синтеза и сопоставления научных подходов к формированию условий развития талантливых студентов. Учитывались современные эмпирические данные, отражающие отечественный и зарубежный опыт. Результаты. Установлено, что эффективная образовательная среда для одаренных студентов сочетает вариативность (учет индивидуальных интересов, склонностей и профессиональных запросов) и интеграцию (целостность, координация участников). Разработана модель, отражающая интегративно-вариативное взаимодействие и учитывающая ключевые вызовы, с которыми сталкиваются педагоги и образовательные организации. Научная новизна. Впервые обоснованы методологические основания интеграции и вариативности в проектировании образовательной среды для одаренных студентов с акцентом на создание адаптивных образовательных траекторий. Практическая значимость. Разработанная модель может быть использована для проектирования адаптивных образовательных систем в российских вузах с целью максимального раскрытия интеллектуального и профессионального потенциала студентов.
Referencias
1. Gagné F. Yes, giftedness (aka “gifted potential”) is an apt label for the DMGT’s natural abilities constructs. High Ability Studies. 2013;24(2):113–117. doi: 10.1080/13598139.2013.843141
2. Sak U. Giftedness and gifted education: multidimensional and multilevel perspective. Frontiers in Psychology. 2021;12:755789. doi: 10.3389/fpsyg.2021.755789
3. Pfeiffer S.I. Giftedness: definitions, models, and characteristics. Children. 2022;9(10):1453. doi: 10.3390/children9101453
4. Sternberg R.J. A multiplicative theory of human intelligence, creativity, and wisdom. Frontiers in Psychology. 2020;11:546221. doi: 10.3389/fpsyg.2020.546221
5. Subotnik R.F., Olszewski-Kubilius P., Worrell F.C. The Psychology of High Performance: Developing Human Potential into Domain-Specific Talent. Washington, DC: American Psychological Association; 2019. 375 p. doi: 10.1037/0000133-000
6. Dai D.Y., Chen F. Theoretical perspectives of gifted education. Frontiers in Psychology. 2021;12:618179. doi: 10.3389/fpsyg.2021.618179
7. Варакина Г.В. Индивидуализация образования в практикоориентированных программах высшей школы. Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2023;3(50):87–95. doi: 10.24412/2310-1679-2023-350-87-95
8. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В. Особенности формирования образовательных траекторий российских студентов: оценка и возможности. Высшее образование в России. 2023;32(4):137–155. doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-4-137-155
9. Старостина С.Е. Внедрение индивидуальных образовательных траекторий в вузе: проблемы и перспективы. Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2023;18(3):41–47. doi: 10.21209/2658-7114-2023-18-3-41-47
10. Doubet K.J., Hockett J.A. Differentiation: A Guide for Elementary School Teachers. American Institute for Research, Center on Great Teachers & Leaders; 2015. 48 p.
11. Hall T., Vue G., Strangman N., Meyer A. Differentiated instruction and implications for UDL implementation. National Center on Accessing the General Curriculum. 2019. Accessed May 20, 2025. https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED535608.pdf
12. Гозман Т.М. Полифункциональность интеграции в образовательной среде. Eurasian Journal of Academic Research. 2024;4(7):366–368. Режим доступа: https://in-academy.uz/index.php/ejar/article/view/35733 (дата обращения: 20.05.2025).
13. Шинтяпина Ю.С. Процессы интеграции в системе образования. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022;11(3):277–282. doi: 10.18500/2304-9790-2022-11-3-277-282
14. Александрова О.Б., Моисейкин Д.А., Косарьков Е.А. Интеграция теории и практики как форма инновационного обучения. Проблемы современного педагогического образования. 2021;71(1):8–10. Режим доступа: http://journal.kpsu.ru/wp-content/uploads/2021/04/71-1.pdf (дата обращения: 20.05.2025).
15. VanTassel-Baska J., Hubbard G.F., Wang Y. Talent development as a comprehensive and differentiated service delivery model: best practices and applications in gifted education. Roeper Review. 2020;42(1):43–55. doi: 10.1080/02783193.2019.1689942
16. Stoeger H., Ziegler A. The actiotope model of giftedness. In: Pfeiffer S.I., ed. Handbook of Giftedness in Children. Cham: Springer; 2017:277–294. doi: 10.1007/978-3-319-64592-3_17
17. Федотова Е.Л., Середкина А.С. Электронная информационно-образовательная среда педагогического вуза как фактор развития одаренности студентов. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2022;11(1):40–44. Режим доступа: https://www.vernadskyjournals.ru/jour/article/view/3593 (дата обращения: 20.05.2025).
18. Запалацкая В.С. Принципы проектирования мотивирующей образовательной среды в системе работы с одаренными детьми и талантливой молодежью. Международный научноисследовательский журнал. 2024;2(140):1–5. doi: 10.23670/IRJ.2024.140.50
19. Мартынова Т.Н., Пфетцер А.А. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональноличностного развития студентов в условиях цифровой образовательной среды вуза. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022;1(45):145–152. Режим доступа: https://profeducation-bulleten.ru/jour/article/view/1972 (дата обращения: 20.05.2025).
20. Булгаков С.В., Капичникова О.Б., Поздникин А.А. Социокультурный аспект работы с талантливыми и одаренными студентами. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020;4(182):53–55. Режим доступа: https://lesgaft-notes.spb.ru/jour/article/view/6255 (дата обращения: 20.05.2025).
21. Пирогланов Ш.Ш., Скляров В.П., Анцупов И.С. Цифровые технологии в образовательном процессе как новые возможности реализации индивидуальных образовательных траекторий. Проблемы современного педагогического образования. 2022;74(2):180–182. Режим доступа: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=6269 (дата обращения: 20.05.2025).
22. Афзалова А.Н. Смешанное обучение в вузе. Проблемы современного педагогического образования. 2021;73(1):32–34. Режим доступа: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=6001 (дата обращения: 20.05.2025).
23. Ерофеева Н.Е., Мелекесов Г.А., Чикова И.В. Опыт реализации тьюторского сопровождения образовательного процесса в вузе. Вестник Оренбургского государственного университета. 2015;7(182):98–104. Режим доступа: https://vestnik.osu.ru/2015_7/16.pdf (дата обращения: 20.05.2025)
24. Means B., Neisler J. Digital Learning for Pandemic-Era Students. Menlo Park, CA: Digital Promise; 2021. 46 p. Accessed May 20, 2025. https://digitalpromise.org/2021/09/22/digital-learning-for-pandemic-era-students/
25. Trust T., Krutka D.G. Teachers as Designers of EdTech Pathways: A Guide for Meaningful Technology Integration. Washington, D.C.: International Society for Technology in Education; 2023. 160 p. Accessed May 20, 2025. https://books.google.com/books?id=KxrYEAAAQBAJ
26. Viberg O., Khalil M., Baars M., Kizilcec R.F., Scheffel M., Perez-Sanagustin M., et al. Guest editorial: advancing the state of learning analytics. The third learning analytics and knowledge (LAK) decade. Journal of Learning Analytics. 2022;9(3):1–9. doi: 10.18608/jla.2022.8010
27. Опарина Я.О., Шабанова О.А. Развитие познавательного интереса и учебной мотивации через внедрение модели персонализированного обучения. Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020;4(48):69–72. Режим доступа: https://vestnik.sgpu.ru/sites/default/files/2020/4/69-72.pdf (дата обращения: 20.05.2025).
28. Ряполова Е.Н. Самостоятельная работа студентов как инструмент индивидуализации обучения. Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023;14:70–79. Режим доступа: https://pedagogika.snauka.ru/2023/06/41408 (дата обращения: 20.05.2025).
29. Plucker J.A., Peters S.J. Excellence Gaps in Education: Expanding Opportunities for Talented Students. Cambridge, MA: Harvard Education Press; 2023. 208 p. Accessed May 20, 2025. https://www.hepg.org/hep-home/books/excellence-gaps-in-education
30. Hodge K.A., Kemp C.R., Wong M.E. Inclusive Models of Gifted Education: Perspectives from Around the World. New York: Routledge; 2020. 332 p. Accessed May 20, 2025. https://www.routledge.com/Inclusive-Models-of-Gifted-Education-Perspectives-from-Around-the-World/Hodge-KempWong/p/book/9780367352010
31. National Association for Gifted Children. Gifted Programming Standards. Washington, DC: NAGC; 2019. Accessed May 20, 2025. https://www.nagc.org/sites/default/files/standards/K-12%20programming%20standards.pdf
32. OECD. Talent Development in Future-Focused Education. Paris: OECD Publishing; 2022. Accessed May 20, 2025. https://www.oecd-ilibrary.org/education/talent-development-in-future-focused-education_bf5505cb-en.pdf
33. Freeman J. Educating the Very Able: Current International Research. London: Routledge; 1998. 192 p. Accessed May 20, 2025. https://www.routledge.com/Educating-the-Very-Able-Current-International-Research/Freeman/p/book/9780415182597
34. Rubenstein L.D., Siegle D., Dai D.Y. Handbook of Giftedness and Talent Development in the Asia-Pacific. Singapore: Springer; 2021. 582 p. doi: 10.1007/978-981-13-3022-3
35. Архипова О.В., Шор Ю.М. Идея образования в контексте постнеклассической парадигмы. Вестник Герценовского университета. 2013;2:3–12. Режим доступа: http://lib.herzen.spb.ru/text/shor_4_13_3_12.pdf (дата обращения: 20.05.2025).
36. Набиев В.Ш. Адаптивная образовательная среда гуманитарного вуза в пространстве группового и межличностного взаимодействия. Высшее образование сегодня. 2019;1:2–7. Режим доступа: https://www.vosjournal.ru/articles/2019/academ/1/1.pdf (дата обращения: 20.05.2025).
37. Липская Л.А. Преемственность как основа непрерывного социально-гуманитарного образования в вузе. Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2023;15(1):16– 29. Режим доступа: https://pedobrazovanie.vestnik.susu.ru/wp-content/uploads/2023/03/16-29.pdf (дата обращения: 20.05.2025).
38. Bandura A. Social cognitive theory: an agentic perspective. Annual Review of Psychology. 2001;2:1–26. doi: 10.1146/annurev.psych.52.1.1
39. Dede C., Richards J., Saxberg B. Learning Engineering for Online Education: Theoretical Contexts and Design-Based Examples. Routledge; 2020. 288 р. doi: 10.4324/9780429350935
40. Голуб В.В., Голуб Е.В., Голуб А.В. Аккумулятивная функция педагогического наставничества в формировании индивидуальной профессионально-личностной компетентности обучающегося. Проблемы современного педагогического образования. 2024;84(3):127–130. Режим доступа: https://science-pedagogical-education.ru/article/download/16644/13743 (дата обращения: 20.05.2025).
41. Данилова У.Б. Междисциплинарность как основа реализации интегративного подхода к формированию профессиональной культуры. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020;5(4):431–436. doi: 10.30853/ped200103
42. Friend M., Cook L. Interactions: Collaboration Skills for School Professionals. Boston: Pearson; 2021. 352 p. Accessed May 20, 2025. https://books.google.com/books/about/Interactions.html?id=vJXyzQEACAAJ
43. Darling-Hammond L., Friedlaender D. Preparing Teachers for Deeper Learning. Cambridge, MA: Harvard Education Press; 2023. 248 p. Accessed May 20, 2025. https://books.google.com/books/about/Preparing_Teachers_for_Deeper_Learning.html?id=lGukzgEACAAJ
44. Pfeffer T., Cimen O. Talent Management in Higher Education. Cham: Springer; 2023. 286 p. Accessed May 20, 2025. https://www.worldcat.org/title/1383856822
45. Kerr B.A., McKay R. Gifted adolescents’ wellbeing and depressive symptoms: the mediating roles of perfectionism and rumination. Gifted Child Quarterly. 2021;65(2):117–131. doi: 10.1177/0016986220980785
46. Запалацкая В.С. Формирование метакогнитивной компетентности в процессе обучения интеллектуально одаренных студентов. Актуальные вопросы науки и образования: материалы XXVI Международной научно-практической конференции; 15 мая 2025 г. Москва: Издательство АНО ДПО «Университет ИТБО»; 2025:28–34. doi: 10.26118/8214.2025.71.44.015
47. Запалацкая В.С. Методологические основания междисциплинарного обучения интеллектуально одаренных студентов. Устойчивое развитие общества: новые научные подходы и исследования: сборник научных трудов по материалам ХVIII Международной научнопрактической конференции; 7 мая 2025 г. Москва: Издательство АНО ДПО «Университет ИТБО»; 2025:171–176 doi: 10.26118/9944.2025.78.47.02
48. Трегубова Т.М., Айнутдинова И.Н. Айнутдинова К.А. Использование мультимодальных форм смешанного обучения в образовательных программах вузов. Ярославский педагогический вестник. 2022;4(127):66–74. Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/arhiv/2022/4 (дата обращения: 07.06.2025).
49. Платонова Р.И., Никитина А.Е., Кирикова Н.А. Проблемы внедрения индивидуальной образовательной технологии в вузе. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2023;12(4):134–137. Режим доступа: https://pedacogic.azimutscience.com/arhiv/2023/4/Платонова_Никитина_Кирикова.pdf (дата обращения: 07.06.2025).
50. Winner E. Giftedness: current theory and research. Current Directions in Psychological Science. 2000;9(5):153–156. doi: 10.1111/1467-8721.00085
51. Subotnik R.F., Olszewski-Kubilius P., Worrell F.C. The development of giftedness and talent: a theoretical and practical rationale. Translational Issues in Psychological Science. 2020;6(1):7–23. doi: 10.1037/tps0000221
52. Tirri K. Teacher education for gifted students in Finland. Journal for the Education of the Gifted. 2021;44(2):132–149. doi: 10.1177/01623532211002488
53. Lee S.Y., Olszewski-Kubilius P. Gifted education in South Korea: progress and challenges. Asia Pacific Education Review. 2022;23(3):495–507. doi: 10.1007/s12564-022-09781-x
54. Leikin R. Research in gifted education: contributions from studies of mathematical giftedness. High Ability Studies. 2021;32(2):247–263. doi: 10.1080/13598139.2022.2027670
55. Olszewski-Kubilius P., Subotnik R.F., Worrell F.C. Critical issues and practices in gifted education: what the research says (third edition). Roeper Review. 2019;41(3):204–210. https://doi.org/10.1080/02783193.2019.1628256
56. VanTassel-Baska J. Teachers as the critical element in gifted education: a call to action. Gifted Child Quarterly. 2021;65(3):205–210. doi: 10.1177/00169862211018100
57. Tomlinson C.A. The rationale for differentiating instruction in academically diverse classrooms. In: How to Differentiate Instruction in Academically Diverse Classrooms. 3rd edition. Alexandria, VA: ASCD; 2017:13–23. Accessed May 20, 2025. https://books.google.lv/books?id=rIl2DgAAQBAJ&pg=PA12&hl=ru&source=gbs_toc_r&cad=2#v=onepage&q&f=false
58. Missett T.C, Foster L.H. Examining the influence of teacher beliefs on the implementation of differentiated instruction. Journal of Advanced Academics. 2015;26(3):196–226. doi: 10.1177/1932202X15603939
Recensión
Para cita:
Zapalatskaya V.S. Designing educational environments for gifted students: a framework for variability and integration. The Education and science journal. 2025;27(10):9-38. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-10-9-38





























