Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Исследование взаимосвязи академических успехов и психологического благополучия учащихся в системе общего среднего образования

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-10-39-64

Texto completo:

Resumen

Введение. В XXI веке все большую актуальность приобретает вопрос о том, как школьники могут влиять на свой образовательный процесс. Непрерывные реформы являются устойчивой характеристикой системы российского образования, что актуализирует для учащихся задачи по саморегуляции, в том числе по целеполаганию и планированию, а также по удержанию авторской позиции и благополучия при выстраивании своей учебной траектории. Цель данного исследования состоит в установлении взаимосвязей между саморегуляцией в обучении, выгоранием, академической успешностью и благополучием у учащихся средней школы. Методология, методы и методики. Для выявления связей между конструктами применялся метод срезового анкетирования (n = 1798) среди учащихся средних школ от 12 до 18 лет Красноярского края. В рамках исследования измерялись конструкты саморегуляции в обучении, выгорания, спектра психологического благополучия и успеваемости школьников по ключевым предметам. Результаты и научная новизна. Результаты исследования частично подтвердили проверяемые гипотезы. Позитивные характеристики (благополучие, саморегуляция в обучении и академическая успешность) положительно связаны между собой и отрицательно с выгоранием школьников. В то же время уровень благополучия школьников отрицательно связан с академической успешностью, причем если для мальчиков эта связь статистически незначима, то для девочек она статистически значима. Благополучие выступает защитным фактором между выгоранием и академической успешностью. Однако в связке с саморегуляцией, благополучие нивелирует положительную связь между саморегуляцией и академическими успехами, особенно для девочек. Практическая значимость. Полученные результаты позволяют рекомендовать учителям и другим значимым взрослым обращать более пристальное внимание на благополучие подростков-девочек и поддерживать их. 

De los autores

Д. Ахмеджанова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Russian Federation


П. Кузьмичёва
Красноярский краевой институт развития образования
Russian Federation


А. Бочавер
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Russian Federation


Referencias

1. Гошин М.Е., Сорокин П.С., Григорьев Д.С. Основные факторы агентности школьников: эмпирический анализ. Социологические исследования. 2024;3:106–121. doi: 10.31857/S0132162524030093

2. Klemenčič M. From student engagement to student agency: conceptual considerations of European policies on student-centered learning in higher education. Higher Education Policy. 2017;30(1):69–85. doi: 10.1057/s41307-016-0034-4

3. Гавриленко П.А. Что думают учителя о самостоятельности детей в школе? Вопросы образования. 2024;1:44–72. doi: 10.17323/vo-2024-16909

4. Русакова А.В. Потенциал развития автономии учащихся в средней школе. Психологическая наука и образование. 2022;27(3):28–38. doi: 10.17759/pse.2022270303.

5. Гурко Т.А. Динамика жизнедеятельности и факторы благополучия подростков. Мир России. 2023;32(4):119–137. doi: 10.17323/1811-038X-2023-32-4-119-137

6. Поливанова К.Н. Новый образовательный дискурс: благополучие школьников. Культурноисторическая психология. 2020;16(4):26–34. doi: 10.17759/chp.2020160403

7. Wilson S., Dumornay N.M. Rising rates of adolescent depression in the United States: challenges and opportunities in the 2020s. Journal of Adolescent Health. 2022;70(3):354–355. doi: 10.1016/j.jadohealth.2021.12.003

8. Racine N., McArthur B.A., Cooke J.E., et al. Global prevalence of depressive and anxiety symptoms in children and adolescents during COVID-19: a meta-analysis. JAMA Pediatrics. 2021;175(11):1142– 1150. doi: 10.1001/jamapediatrics.2021.2482

9. Рубцов В.В. Школа и стрессы: современное состояние проблемы. Вестник практической психологии образования. 2006;1(3):11–15. Режим доступа: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2006_n1/28998 (дата обращения: 30.08.2024).

10. Бочавер А.А. Последствия школьной травли для ее участников. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021;18(2):390–401. doi: 10.17323/1813-8918-2021-2-393-409

11. Бочавер А.А., Михайлова О.Р. Выгорание школьников: адаптация опросника на российской выборке. Вопросы образования. 2023;2:70–100. doi: 10.17323/1814-9545-2023-2-70-100

12. Андреева А.С. Взросление в терапевтической культуре: самоконтроль и самопознание как основа новой культурной модели. Журнал исследований социальной политики. 2024;22(1):59–78. doi: 10.17323/727-0634-2024-22-1-59-78

13. Ахмеджанова Д. Роль социальной и самостоятельной регуляции обучения в школьном возрасте. Вопросы образования. 2024;1:11–43. doi: 10.17323/vo-2024-17280

14. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г. Возрастные различия осознанной саморегуляции учебной деятельности во взаимосвязи с академической мотивацией, личностными особенностями учащихся и результатами их обучения. В книге: Зинченко Ю.П., Моросановой В.И. Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени. Санкт-Петербург: Нестор-История; 2020:87–105. Режим доступа: https://lib.ranepa.ru/ru/novye-postupleniya/770-psikhologiya-samoregulyatsii-evolyutsiya-podkhodov-i-vyzovy-vremeni?ysclid=mh7uz9w7f4746356171 (дата обращения: 30.08.2024).

15. Zimmerman B.J., Schunk D.H. Self-regulated learning and performance. In: Zimmerman B.J., Schunk D.H., eds. Handbook of Self-Regulation of Learning and Performance. New York: Routledge; 2011:1–12. Accessed August 30, 2024. https://books.apple.com/us/book/self-regulation-of-learning-and-performance/id6446251377

16. Леонтьев Д.А. Саморегуляция как предмет изучения и как объяснительный принцип. В книге: Зинченко Ю.П., Моросанова В.И. Психология саморегуляции в XXI в. Санкт-Петербург: Нестор-История; 2011:74–89. Режим доступа: https://lib.ranepa.ru/ru/novye-postupleniya/770-psikhologiya-samoregulyatsii-evolyutsiya-podkhodov-i-vyzovy-vremeni?ysclid=mh7uz9w7f4746356171 (дата обращения: 30.08.2024).

17. Theobald M. Self-regulated learning training programs enhance university students’ academic performance, self-regulated learning strategies, and motivation: a meta-analysis. Contemporary Educational Psychology. 2021;66. doi: 10.1016/j.cedpsych.2021.101976

18. Xu Z., Zhao Y., Zhang B., Liew J., Kogut A. A meta-analysis of the efficacy of self-regulated learning interventions on academic achievement in online and blended environments in K-12 and higher education. Behaviour & Information Technology. 2023;42(16). doi: 10.1080/0144929X.2022.2151935

19. Dignath C., Büttner G. Components of fostering self-regulated learning among students. A meta-analysis on intervention studies at primary and secondary school level. Metacognition and Learning. 2008;3:231–264. doi: 10.1007/s11409-008-9029-x

20. Schunk D.H., DiBenedetto M.K. Self-efficacy theory in education. In: Wentzel K., Miele D., eds. Handbook of Motivation at School. New York: Routledge; 2016:34–54.

21. Amholt T.T., Dammeyer J., Carter R., Niclasen J. Psychological well-being and academic achievement among school-aged children: a systematic review. Child Indicators Research. 2020;13:1523– 1548. doi: 10.1007/s12187-020-09725-9

22. Chu L., Li P.H., Yu M.N. The longitudinal effect of children’s self-regulated learning on reading habits and well-being. International Journal of Educational Research. 2020;104. doi: 10.1016/j.ijer.2020.101673

23. Davis S.K., Hadwin A.F. Exploring differences in psychological well-being and self-regulated learning in university student success. Frontline Learning Research. 2022;9(1):30–43.

24. Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция и психологическое благополучие как ресурсы академической успешности младших подростков: структурная модель. Психолого-педагогические исследования. 2023;15(3):23–37. doi: 10.17759/psyedu.2023150302

25. Salmela-Aro K., Kiuru N., Leskinen E., Nurmi J.-E. School burnout inventory (SBI): reliability and validity. European Journal of Psychological Assessment. 2009;25(1):48–57. doi: 10.1027/10155759.25.1.48

26. Илюхин А.Г. Выгорание в жизни школьников и студентов: причины, последствия и способы преодоления. Современная зарубежная психология. 2021;10(2):117–127. doi: 10.17759/jmfp.2021100212

27. Salmela-Aro K., Tang X., Upadyaya K. Study demands-resources model of student engagement and burnout. In: Reschly A.L., Christenson S.L., eds. Handbook of Research on Student Engagement. Cham: Springer; 2022. doi: 10.1007/978-3-031-07853-8_4

28. Evers K., Chen S., Rothmann S., et al. Investigating the relation among disturbed sleep due to social media use, school burnout, and academic performance. Journal of Adolescence. 2020;84:156–164. doi: 10.1016/j.adolescence.2020.08.011

29. Raiziene S., Pilkauskaite-Valickiene R., Zukauskiene R. School burnout and subjective well-being: evidence from cross-lagged relations in a 1-year longitudinal sample. Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014;116:3254–3258. doi: 10.1016/j.sbspro.2014.01.743

30. Walburg V. Burnout among high school students: a literature review. Children and Youth Services Review. 2014;42:28–33. doi: 10.1016/j.childyouth.2014.03.020

31. Мурадымова Л.Р., Бочавер А.А. Выгорание старшеклассников в контексте подготовки к ЕГЭ: роль образовательной среды. Психологическая наука и образование. 2025;30(2):47–60. doi: 10.17759/pse.2025300204

32. Lakkavaara A., Upadyaya K., Tang X., Salmela-Aro K. The role of stress mindset and academic buoyancy in school burnout in middle adolescence. European Journal of Developmental Psychology. 2024:1–18. doi: 10.1080/17405629.2024.2382398

33. Chacón-Cuberos R., Martínez-Martínez A., García-Garnica M., et al. The relationship between emotional regulation and school burnout: structural equation model according to dedication to tutoring. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2019;16(23):4703. doi: 10.3390/ijerph16234703

34. Seibert G.S., Bauer K.N., May R.W., Fincham F.D. Emotion regulation and academic underperformance: the role of school burnout. Learning and Individual Differences. 2017;60:1–9. doi: 10.1016/j.lindif.2017.10.001

35. Duru S., Duru E., Balkıs M. Analysis of relationship among burnout, academic achievement and self-regulation. Educational Sciences: Theory and Practice. 2014;14(4):1264–1284. doi: 10.12738/estp.2014.4.2050

36. Baumeister R.F., Vohs K.D. Strength model of self-regulation as limited resource: assessment, controversies, update. In: Baumeister R., ed. Self-Regulation and Self-Control: Selected Works of Roy F. Baumeister. Abingdon, Oxfordshire, United Kingdom: Routledge; 2018:78–128. doi: 10.4324/9781315175775-3

37. Оконечникова Л.В., Сыманюк Э.Э., Фокша Т.Л. Особенности психологического благополучия, самоорганизации и мотивации у студентов. Образование и наука. 2024;26(8):88– 113. doi: 10.17853/1994-5639-2024-8-88-113

38. Özhan M.B., Yüksel G. The effect of school burnout on academic achievement and well-being in high school students: a holistic model proposal. International Journal of Contemporary Educational Research. 2021;8(1):145–162. doi: 10.33200/ijcer.824488

39. Akhmedjanova D.R., Lizunova E.G. The development and initial validation of the self-regulated learning strategies survey for elementary school students. Psihologija. Zhurnal Vysshej shkoly jekonomiki = Psychology. Journal of Higher School of Economics. 2024;21(2):387–407. doi: 10.17323/18138918-2024-2-387-407

40. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020;1:117–133. doi: 10.14515/monitoring.2020.1.06

41. Bücker S., Nuraydin S., Simonsmeier B.A., et al. Subjective well-being and academic achievement: a meta-analysis. Journal of Research in Personality. 2018;74:83–94. doi: 10.1016/j.jrp.2018.02.007

42. Кузьмичева П.К., Чиганова Е.А. Трансформация образовательного пространства муниципалитета: из опыта реализации регионального проекта «МетаШкола». Красноярское образование: вектор развития. 2025;1(10):31–37. Режим доступа: https://www.kipk.ru/images/docs/local/journal-Vektor-2025-10.pdf (дата обращения: 30.08.2024).


Recensión

Para cita:


Akhmedjanova D.R., Kuzmichova P.K., Bochaver A.A. The relationship between schoolchildren’s academic success and well-being within the context of lifelong learning. The Education and science journal. 2025;27(10):39-64. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-10-39-64

Número de consultas: 221


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)