Исследование взаимосвязи академических успехов и психологического благополучия учащихся в системе общего среднего образования
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-10-39-64
Resumen
Введение. В XXI веке все большую актуальность приобретает вопрос о том, как школьники могут влиять на свой образовательный процесс. Непрерывные реформы являются устойчивой характеристикой системы российского образования, что актуализирует для учащихся задачи по саморегуляции, в том числе по целеполаганию и планированию, а также по удержанию авторской позиции и благополучия при выстраивании своей учебной траектории. Цель данного исследования состоит в установлении взаимосвязей между саморегуляцией в обучении, выгоранием, академической успешностью и благополучием у учащихся средней школы. Методология, методы и методики. Для выявления связей между конструктами применялся метод срезового анкетирования (n = 1798) среди учащихся средних школ от 12 до 18 лет Красноярского края. В рамках исследования измерялись конструкты саморегуляции в обучении, выгорания, спектра психологического благополучия и успеваемости школьников по ключевым предметам. Результаты и научная новизна. Результаты исследования частично подтвердили проверяемые гипотезы. Позитивные характеристики (благополучие, саморегуляция в обучении и академическая успешность) положительно связаны между собой и отрицательно с выгоранием школьников. В то же время уровень благополучия школьников отрицательно связан с академической успешностью, причем если для мальчиков эта связь статистически незначима, то для девочек она статистически значима. Благополучие выступает защитным фактором между выгоранием и академической успешностью. Однако в связке с саморегуляцией, благополучие нивелирует положительную связь между саморегуляцией и академическими успехами, особенно для девочек. Практическая значимость. Полученные результаты позволяют рекомендовать учителям и другим значимым взрослым обращать более пристальное внимание на благополучие подростков-девочек и поддерживать их.
Palabras clave
De los autores
Д. АхмеджановаRussian Federation
П. Кузьмичёва
Russian Federation
А. Бочавер
Russian Federation
Referencias
1. Гошин М.Е., Сорокин П.С., Григорьев Д.С. Основные факторы агентности школьников: эмпирический анализ. Социологические исследования. 2024;3:106–121. doi: 10.31857/S0132162524030093
2. Klemenčič M. From student engagement to student agency: conceptual considerations of European policies on student-centered learning in higher education. Higher Education Policy. 2017;30(1):69–85. doi: 10.1057/s41307-016-0034-4
3. Гавриленко П.А. Что думают учителя о самостоятельности детей в школе? Вопросы образования. 2024;1:44–72. doi: 10.17323/vo-2024-16909
4. Русакова А.В. Потенциал развития автономии учащихся в средней школе. Психологическая наука и образование. 2022;27(3):28–38. doi: 10.17759/pse.2022270303.
5. Гурко Т.А. Динамика жизнедеятельности и факторы благополучия подростков. Мир России. 2023;32(4):119–137. doi: 10.17323/1811-038X-2023-32-4-119-137
6. Поливанова К.Н. Новый образовательный дискурс: благополучие школьников. Культурноисторическая психология. 2020;16(4):26–34. doi: 10.17759/chp.2020160403
7. Wilson S., Dumornay N.M. Rising rates of adolescent depression in the United States: challenges and opportunities in the 2020s. Journal of Adolescent Health. 2022;70(3):354–355. doi: 10.1016/j.jadohealth.2021.12.003
8. Racine N., McArthur B.A., Cooke J.E., et al. Global prevalence of depressive and anxiety symptoms in children and adolescents during COVID-19: a meta-analysis. JAMA Pediatrics. 2021;175(11):1142– 1150. doi: 10.1001/jamapediatrics.2021.2482
9. Рубцов В.В. Школа и стрессы: современное состояние проблемы. Вестник практической психологии образования. 2006;1(3):11–15. Режим доступа: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2006_n1/28998 (дата обращения: 30.08.2024).
10. Бочавер А.А. Последствия школьной травли для ее участников. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021;18(2):390–401. doi: 10.17323/1813-8918-2021-2-393-409
11. Бочавер А.А., Михайлова О.Р. Выгорание школьников: адаптация опросника на российской выборке. Вопросы образования. 2023;2:70–100. doi: 10.17323/1814-9545-2023-2-70-100
12. Андреева А.С. Взросление в терапевтической культуре: самоконтроль и самопознание как основа новой культурной модели. Журнал исследований социальной политики. 2024;22(1):59–78. doi: 10.17323/727-0634-2024-22-1-59-78
13. Ахмеджанова Д. Роль социальной и самостоятельной регуляции обучения в школьном возрасте. Вопросы образования. 2024;1:11–43. doi: 10.17323/vo-2024-17280
14. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г. Возрастные различия осознанной саморегуляции учебной деятельности во взаимосвязи с академической мотивацией, личностными особенностями учащихся и результатами их обучения. В книге: Зинченко Ю.П., Моросановой В.И. Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени. Санкт-Петербург: Нестор-История; 2020:87–105. Режим доступа: https://lib.ranepa.ru/ru/novye-postupleniya/770-psikhologiya-samoregulyatsii-evolyutsiya-podkhodov-i-vyzovy-vremeni?ysclid=mh7uz9w7f4746356171 (дата обращения: 30.08.2024).
15. Zimmerman B.J., Schunk D.H. Self-regulated learning and performance. In: Zimmerman B.J., Schunk D.H., eds. Handbook of Self-Regulation of Learning and Performance. New York: Routledge; 2011:1–12. Accessed August 30, 2024. https://books.apple.com/us/book/self-regulation-of-learning-and-performance/id6446251377
16. Леонтьев Д.А. Саморегуляция как предмет изучения и как объяснительный принцип. В книге: Зинченко Ю.П., Моросанова В.И. Психология саморегуляции в XXI в. Санкт-Петербург: Нестор-История; 2011:74–89. Режим доступа: https://lib.ranepa.ru/ru/novye-postupleniya/770-psikhologiya-samoregulyatsii-evolyutsiya-podkhodov-i-vyzovy-vremeni?ysclid=mh7uz9w7f4746356171 (дата обращения: 30.08.2024).
17. Theobald M. Self-regulated learning training programs enhance university students’ academic performance, self-regulated learning strategies, and motivation: a meta-analysis. Contemporary Educational Psychology. 2021;66. doi: 10.1016/j.cedpsych.2021.101976
18. Xu Z., Zhao Y., Zhang B., Liew J., Kogut A. A meta-analysis of the efficacy of self-regulated learning interventions on academic achievement in online and blended environments in K-12 and higher education. Behaviour & Information Technology. 2023;42(16). doi: 10.1080/0144929X.2022.2151935
19. Dignath C., Büttner G. Components of fostering self-regulated learning among students. A meta-analysis on intervention studies at primary and secondary school level. Metacognition and Learning. 2008;3:231–264. doi: 10.1007/s11409-008-9029-x
20. Schunk D.H., DiBenedetto M.K. Self-efficacy theory in education. In: Wentzel K., Miele D., eds. Handbook of Motivation at School. New York: Routledge; 2016:34–54.
21. Amholt T.T., Dammeyer J., Carter R., Niclasen J. Psychological well-being and academic achievement among school-aged children: a systematic review. Child Indicators Research. 2020;13:1523– 1548. doi: 10.1007/s12187-020-09725-9
22. Chu L., Li P.H., Yu M.N. The longitudinal effect of children’s self-regulated learning on reading habits and well-being. International Journal of Educational Research. 2020;104. doi: 10.1016/j.ijer.2020.101673
23. Davis S.K., Hadwin A.F. Exploring differences in psychological well-being and self-regulated learning in university student success. Frontline Learning Research. 2022;9(1):30–43.
24. Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция и психологическое благополучие как ресурсы академической успешности младших подростков: структурная модель. Психолого-педагогические исследования. 2023;15(3):23–37. doi: 10.17759/psyedu.2023150302
25. Salmela-Aro K., Kiuru N., Leskinen E., Nurmi J.-E. School burnout inventory (SBI): reliability and validity. European Journal of Psychological Assessment. 2009;25(1):48–57. doi: 10.1027/10155759.25.1.48
26. Илюхин А.Г. Выгорание в жизни школьников и студентов: причины, последствия и способы преодоления. Современная зарубежная психология. 2021;10(2):117–127. doi: 10.17759/jmfp.2021100212
27. Salmela-Aro K., Tang X., Upadyaya K. Study demands-resources model of student engagement and burnout. In: Reschly A.L., Christenson S.L., eds. Handbook of Research on Student Engagement. Cham: Springer; 2022. doi: 10.1007/978-3-031-07853-8_4
28. Evers K., Chen S., Rothmann S., et al. Investigating the relation among disturbed sleep due to social media use, school burnout, and academic performance. Journal of Adolescence. 2020;84:156–164. doi: 10.1016/j.adolescence.2020.08.011
29. Raiziene S., Pilkauskaite-Valickiene R., Zukauskiene R. School burnout and subjective well-being: evidence from cross-lagged relations in a 1-year longitudinal sample. Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014;116:3254–3258. doi: 10.1016/j.sbspro.2014.01.743
30. Walburg V. Burnout among high school students: a literature review. Children and Youth Services Review. 2014;42:28–33. doi: 10.1016/j.childyouth.2014.03.020
31. Мурадымова Л.Р., Бочавер А.А. Выгорание старшеклассников в контексте подготовки к ЕГЭ: роль образовательной среды. Психологическая наука и образование. 2025;30(2):47–60. doi: 10.17759/pse.2025300204
32. Lakkavaara A., Upadyaya K., Tang X., Salmela-Aro K. The role of stress mindset and academic buoyancy in school burnout in middle adolescence. European Journal of Developmental Psychology. 2024:1–18. doi: 10.1080/17405629.2024.2382398
33. Chacón-Cuberos R., Martínez-Martínez A., García-Garnica M., et al. The relationship between emotional regulation and school burnout: structural equation model according to dedication to tutoring. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2019;16(23):4703. doi: 10.3390/ijerph16234703
34. Seibert G.S., Bauer K.N., May R.W., Fincham F.D. Emotion regulation and academic underperformance: the role of school burnout. Learning and Individual Differences. 2017;60:1–9. doi: 10.1016/j.lindif.2017.10.001
35. Duru S., Duru E., Balkıs M. Analysis of relationship among burnout, academic achievement and self-regulation. Educational Sciences: Theory and Practice. 2014;14(4):1264–1284. doi: 10.12738/estp.2014.4.2050
36. Baumeister R.F., Vohs K.D. Strength model of self-regulation as limited resource: assessment, controversies, update. In: Baumeister R., ed. Self-Regulation and Self-Control: Selected Works of Roy F. Baumeister. Abingdon, Oxfordshire, United Kingdom: Routledge; 2018:78–128. doi: 10.4324/9781315175775-3
37. Оконечникова Л.В., Сыманюк Э.Э., Фокша Т.Л. Особенности психологического благополучия, самоорганизации и мотивации у студентов. Образование и наука. 2024;26(8):88– 113. doi: 10.17853/1994-5639-2024-8-88-113
38. Özhan M.B., Yüksel G. The effect of school burnout on academic achievement and well-being in high school students: a holistic model proposal. International Journal of Contemporary Educational Research. 2021;8(1):145–162. doi: 10.33200/ijcer.824488
39. Akhmedjanova D.R., Lizunova E.G. The development and initial validation of the self-regulated learning strategies survey for elementary school students. Psihologija. Zhurnal Vysshej shkoly jekonomiki = Psychology. Journal of Higher School of Economics. 2024;21(2):387–407. doi: 10.17323/18138918-2024-2-387-407
40. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020;1:117–133. doi: 10.14515/monitoring.2020.1.06
41. Bücker S., Nuraydin S., Simonsmeier B.A., et al. Subjective well-being and academic achievement: a meta-analysis. Journal of Research in Personality. 2018;74:83–94. doi: 10.1016/j.jrp.2018.02.007
42. Кузьмичева П.К., Чиганова Е.А. Трансформация образовательного пространства муниципалитета: из опыта реализации регионального проекта «МетаШкола». Красноярское образование: вектор развития. 2025;1(10):31–37. Режим доступа: https://www.kipk.ru/images/docs/local/journal-Vektor-2025-10.pdf (дата обращения: 30.08.2024).
Recensión
Para cita:
Akhmedjanova D.R., Kuzmichova P.K., Bochaver A.A. The relationship between schoolchildren’s academic success and well-being within the context of lifelong learning. The Education and science journal. 2025;27(10):39-64. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-10-39-64





























