Структура и факторы профессиональной устойчивости молодого педагога
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-10-92-123
Resumen
Введение. Вход в профессию для молодых педагогов часто сопровождается эмоциональным стрессом, недостаточностью поддержки, ограниченными ресурсами и профессиональной изоляцией. Эти обстоятельства влияют на непосредственное выполнение ими работы и долгосрочную приверженность профессии. Цель исследования состоит в изучении факторов и условий, способствующих развитию профессиональной устойчивости молодых педагогов. Методология, методы и методики. В качестве предметно-научных ориентиров были выбраны идеи позитивной психологии и педагогики (К. Роджерс, М. Селигман, А. А. Реан), теория жизнестойкости С. Мадди, ресурсный подход И. А. Баевой. Были применены различные психодиагностические методики. В исследовании добровольно приняли участие 168 педагогов в возрасте от 21 до 34 лет со стажем работы по специальности до 5 лет, в том числе 56 человек со стажем до 3 лет. Результаты и научная новизна. Полученные результаты позволили уточнить знания об особенностях психологических факторов и педагогических условий, с помощью которых может быть исследована профессиональная устойчивость молодых педагогов. Выявлено, что основными предикторами профессиональной устойчивости оказались самоэффективность и отношение к образовательной среде. Практическая значимость. Теоретические и эмпирические результаты исследования могут быть полезны при разработке программ внутрикорпоративной подготовки в школе.
De los autores
Е. ШмелеваRussian Federation
П. Кисляков
Russian Federation
Чунг Фан
Viet Nam
С. Коноплев
Russian Federation
Referencias
1. Seligman Martin E.P., Ernstb R.M., Gillhamc J., Reivicha K., Linkins M. Positive education: positive psychology and classroom interventions. Oxford Review of Education. 2009;35(3):293–311. doi: 10.1080/03054980902934563
2. Бандура А. Теория социального научения. Москва: Директ-Медиа; 2008. 532 с. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=39127 (дата обращения: 26.03.2025).
3. Чиксентмихайи М. Поток: Психология оптимального переживания. М.: Смысл: Альпина нонфикшн; 2011. 461 с. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/331000296_Mihaj_Ciksentmihaji_Potok_Psihologia_optimalnogo_perezivania (дата обращения: 26.03.2025).
4. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука; 1986. 255 с. Режим доступа: https://dn721208.ca.archive.org/0/items/1986_20241110/Платонов%20К.К.%20-%20Структура%20и%20развитие%20личности%20-%201986.pdf (дата обращения: 01.03.2025).
5. Черниченко Б.А. Современный молодой учитель – от профессионального самоопределения до профессиональной устойчивости. Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2016;3(28):10–14. Режим доступа: https://journals-altspu.ru/vestnik/article/view/681 (дата обращения: 03.05.2025).
6. Fernandes S.F.A., Madhulika V. Psychological well-being in military organisations: fostering resilience and performance. Journal of the Indian Academy of Applied Psychology. 2024;50(1):367–380. Accessed May 16, 2025. https://jiaap.in/psychological-well-being-in-military-organizations-fostering-resilience-and-performance/
7. Bobek B.L. Teacher resiliency: a key to career longevity. The Clearing House: A Journal of Educational Strategies, Issues and Ideas. 2002;75(4):202–205. doi: 10.1080/00098650209604932
8. Brunetti G.J. Resilience under fire: perspectives on the work of experienced, inner city high school teachers in the United States. Teaching and Teacher Education. 2006;22:812–825. doi: 10.1016/j.tate.2006.04.027
9. Tagay Ö. Occupational resilience belief life satisfaction and superior support as the predictors of the job stress in teachers. International Online Journal of Educational Sciences. 2021;13(4):1010– 1022. doi: 10.15345/iojes.2021.04.005
10. Syam F., Resyadi H., Sanusi A.P. Unveiling the journey: exploring the personal experience of novice EFL teacher in the classroom. International Journal of Research on English Teaching and Applied Linguistics. 2023;4(1):24–33. doi: 10.30863/ijretal.v4i1.5008
11. Головчин М.А. Формула стресса. Методологические основы измерения личностно-профессиональной устойчивости учителей школ. Образовательная политика. 2022;1(89):82– 95. doi: 10.22394/2078-838X-2022-1-82-94
12. Подымов Н.А. Кризис профессионального развития и факторы его преодоления. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2022;2(62):307-313. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?ysclid=mftwhl0zxz280008365&id=49089575 (дата обращения: 03.05.2025).
13. Горбатенко Ю.И., Ерошенкова Е.И. Профессионально-личностная устойчивость учителя: сущность, структура и содержание. Научный результат. Педагогика и психология образования. 2025;11(1):68–87. doi: 10.18413/2313-8971-2025-11-1-0-6
14. Духновский В.В. Рахманский В.Л., Речкалова О.Л. Выраженность психологической устойчивости и ситуационных реакций у субъектов образовательного процесса, переживающих кризис. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2015;8(3):36–43. Режим доступа: https://vestnik.susu.ru/psychology/article/view/3827 (дата обращения: 09.04.2025).
15. Свеженцева И.Б. Процесс формирования профессионально-нравственной устойчивости будущего специалиста в условиях модернизации образования. Образование и наука. 2012;7(96):35–44. doi: 10.17853/1994-5639-2012-7-35-44
16. Борозинец Н.М. Некоторые аспекты развития профессиональной устойчивости педагогов. Вестник Майкопского государственного технологического университета.2014;4:83–87. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22931309 (дата обращения: 17.03.2025).
17. Кучер В.А. Подходы к определению понятий профессиональной устойчивости. Педагогический журнал. 2011;1:83–95. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16968549 (дата обращения: 09.04.2025).
18. Лазарев М.А., Стукалова О.В., Темиров Т.В. Профессиональная устойчивость будущих педагогов: потенциал в процессе подготовки и критерии оценки. Наука и школа. 2018;2:62–68. doi: 10.24412/fd9tu4rdsk0
19. Савченков А.В., Уварина Н.В. Профессиональная устойчивость как ключевая «soft skills» педагога. Вестник Марийского государственного университета. 2019;13(3):375–382. doi: 10.30914/2072-6783-2019-13-3-375-382
20. Stoeber J., Rennert D. Perfectionism in school teachers: relations with stress appraisals, coping styles, and burnout. Anxiety, Stress, and Coping. 2008;21(1):37–53. doi: 10.1080/10615800701742461
21. Hakanen J.J., Bakker A.B., Schaufeli W.B. Burnout and work engagement among teachers. Journal of School Psychology. 2006;43(6):495–513. doi: 10.1016/j.jsp.2005.11.001
22. Skaalvik E.M., Skaalvik S. Dimensions of teacher burnout: relations with potential stressors at school. Social Psychology of Education. 2017;20(4):775–790. doi: 10.1007/s11218-017-9391-0
23. Hong J.Y. Why do some beginning teachers leave the school, and others stay? Understanding teacher resilience through psychological lenses. Teachers and Teaching: Theory and Practice. 2012;18(4):417–440. doi: 10.1080/13540602.2012.696044
24. Каргиева З.К. К вопросу подготовки учителей в системе университетского образования. Экономические и гуманитарные исследования регионов.2015;3:43-49. Режим доступа; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23831332&ysclid=mfu0f7d0fp634927144 (дата обращения: 17.03.2025).
25. Пинегина А.А. Факторы и условия развития профессиональной устойчивости молодого учителя в сверхкрупном городе. Проблемы современного педагогического образования. 2021;72(2):218–222. doi: 10.54884/S181570410027994-8
26. Kavrayici C., Shikhkamalova V., Tamdogan Evliyaoglu A. Psychological capital as a predictor of professional resilience capacities of teachers in public schools. CADMO. 2025;2:71–77. doi: 10.3280/CAD2024-002005
27. Kunter M., Klusmann U., Baumert J., Ritcher D., Voss T., Hachfeld A. Professional competence of teachers: effects on instructional quality and student development. Journal of Educational Psychology. 2013;105(3):805–820. doi: 10.1037/a0032583
28. Kang M.A., Cavanagh M.S. Classroom ready? Pre-service teachers’ self-efficacy for their first professional experience placement. Australian Journal of Teacher Education. 2018;43(7):134–151. doi: 10.14221/ajte.2018v43n7.8
29. Debora R.R. Effect of teachers’ emotions on their students: some evidence. Journal of Education & Social Policy. 2016;3(4):72–79. Accessed April 09, 2025. https://www.researchgate.net/publication/311949229_Effect_of_Teachers_Emotions_on_Their_Students_Some_Evidence
30. Maddi S.R., Harvey R.H., Khoshaba D.M., Fazel M., Resurreccion N. Hardiness training facilitates performance in college. Journal of Positive Psychology. 2009;4:566–577. doi: 10.1080/17439760903157133
31. Harland L., Harrison W., Jones J.R., Reiter Palmon R. Leader behaviors and subordinate resilience. Journal of Leadership and Organizational Studies. 2005;11:2–14. doi: 10.1177/107179190501100202
32. Patterson J.H., Collins L., Abbott G. A study of teacher resilience in urban schools. Journal of Instructional Psychology. 2004;31(1):3–11. Accessed April 09, 2025. https://openurl.ebsco.com/EPDB%3Agcd%3A1%3A31850753/detailv2?sid=ebsco%3Aplink%3Ascholar&id=ebsco%3Agcd%3A12670768&crl=c&link_origin=scholar.google.com
33. Beltman S., Mansfield C., Price A. Thriving not just surviving: a review of research on teacher resilience. Educational Research Review. 2011;6:185–207. doi: 10.1016/j.edurev.2011.09.001
34. Богачев А.Н. Формирование профессиональной устойчивости будущих педагогов в вузе. Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020;4(50):51–61. doi: 10.7442/2071-96202020-12-4-51-61
35. Конюхова Е.Н. Модель формирования профессиональной устойчивости преподавателей высшей школы в ситуации неопределенности. Высшее образование сегодня. 2024;4:129–134. doi: 10.18137/RNU.HET.23.04.P.129
36. Коноплев С.А. Построение модели профессиональной устойчивости молодых педагогов. Научный поиск: личность, образование, культура. 2025;2:40–45. doi: 10.54348/SciS.2025.2.7
37. Шмелева Е.А., Кисляков П.А., Кольчугина Н.И., Фан Ч.К. Жизнестойкость и психологическая безопасность педагога в образовательной среде. Образование и наука. 2022;24(9):143–173. doi: 10.17853/1994-5639-2022-9-143-173
38. Белолуцкая А.К., Жабина Н.Г., Гурин Г.Г. и др. Портрет начинающего педагога московской школы: учебное пособие. Москва: Некоммерческое партнерство «Авторский Клуб»; 2024. 32 с. Режим доступа: https://www.mgpu.ru/wp-content/uploads/2025/07/Portret-nachinayushhego-pedagoga-moskovskoj-shkoly.pdf (дата обращения: 09.04.2025).
39. Воскрекасенко О.А., Гаврилова М.А., Пашин А.А. Социальная адаптивность как soft skills в системе профессиональной подготовки будущих педагогов в высшей школе. Общество: социология, психология, педагогика. 2022;11(103):106–111. doi: 10.24158/spp.2022.11.15
40. Собкин В.С., Фомиченко А.С. Самоэффективность учителя и учебная деятельность учащихся (по материалам зарубежных публикаций). Человек и образование. 2017;4(53):176–183. Режим доступа: https://obrazovanie21.narod.ru/Files/2017-4_pp176-183.pdf (дата обращения: 09.04.2025).
41. Li S. The effect of teacher self-efficacy, teacher resilience, and emotion regulation on teacher burnout: a mediation model. Frontiers in Psychology. 2023;14:1185079. doi: 10.3389/fpsyg.2023.1185079
42. Bandura A. Self-Efficacy: The Exercise of Control. 1 ed. New York: W.H. Freeman and Company; 1997. Accessed May 01, 2025. https://www.worldcat.org/title/self-efficacy-the-exercise-of-control/oclc/36074515
43. Таирова К.А. Формирование стрессоустойчивости педагогов начального образования на основе развития их универсальных компетенций. Alatoo Academic Studies. 2024;3:194–205. doi: 10.17015/aas.2024.243.18
44. Серафимович И., Посысоев Н. Эмоциональный интеллект – предиктор профессионализма педагога? Образовательная политика. 2020;2(82):106–115. doi: 10.22394/2078838X-2020-2-106-114
45. Минюрова С.А., Брель Е.Ю., Кружкова О.В., Воробьева И.В., Матвеева А.И. Нелинейность взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности педагогов. Педагогическое образование в России. 2023;3:199–207. Режим доступа: https://pedobrazovanie.ru/archive/2023/3/nelinejnost-vzaimosvyazi-emotsionalnogo-intellekta-i-trevozhnosti-pedagogov (дата обращения: 06.04.2025).
46. Осадчук О.Л. Роль саморегуляции в развитии профессиональной надежности педагога. Образование и саморазвитие. 2008;1(7):106–111. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=18055130 (дата обращения: 06.04.2025).
47. Liu H., Chu W. Exploring EFL teacher resilience in the Chinese context. System. 2022;105:102752. doi: 10.1016/j.system.2022.102752
48. Gu Q., Day C. Teachers resilience: a necessary condition for effectiveness. Teaching and Teacher Education. 2007;23:1302–1316. Accessed April 04, 2025. https://www.sci-hub.ru/10.1016/j.tate.2006.06.006
49. Аржаных Е.В. Роль института наставничества в профессиональном становлении молодых педагогов. Психологическая наука и образование. 2017;22(4):27–37. doi: 10.17759/pse.2017220405
50. Лихолетов В.В., Абдуллин А.Г. Педагог и наставник – ключевые фигуры формирования образовательно-технологического суверенитета страны. Интеграция образования. 2023;3(112):468–489. doi: 10.15507/1991-9468.112.027.202303.468-489
51. Тихонова Н.В., Ратнер Ф.Л., Вергасова И.Я. Наставничество в образовании: анализ зарубежных практик и их применимость в условиях России. Образование и наука. 2024;26(5):124–151. doi: 10.17853/1994-5639-2024-5-124-151
Recensión
Para cita:
Shmeleva E.A., Kislyakov P.A., Phan T.K., Konoplev S.A. The structure and contributing factors of professional stability among early-career teachers. The Education and science journal. 2025;27(10):92-123. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-10-92-123





























