Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАНАДЫ И РОССИИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-7-135-151

Полный текст:

Аннотация

Цель статьи – сравнительный анализ стандартов качества дистанционного образования в высшей школе в Канаде и России.

Методы исследования – теоретические: компаративный, анализ и синтез, индукция и дедукция, экстраполяция и моделирование.

Результаты. Установлено, что в России и Канаде существуют разные модели оценки качества и экспертизы дистанционного образования, которые находятся на разных этапах внедрения в образовательный процесс дистанционного образования (ДО). В канадской высшей школе нормативное регулирование ДО осуществляется с участием негосударственных структур (независимых экспертов, профессионального сообщества); эффективно функционирует система стандартизации качества в этой области; есть система аккредитации электронных ресурсов; разработаны руководства для пользователей. На территории Канады широкое распространение получила смешанная форма обучения (hybrid method, blended method). Примером тому служит подготовка специалистов в области медицины, где дополнительное профессиональное образование стало невозможным без дистанционных технологий. В отличие от канадской, российская система оценки качества строго иерархизирована и полностью осуществляется государством. Отечественная высшая школа прошла этап создания нормативной базы ДО, определения понятий «цифровой педагогики», но критерии качества дистанционного образования в правовых документах отсутствуют. Общей чертой использования ДО в обеих странах является наличие смешанного обучения, однако в наших вузах дистанционные технологии постдипломного образования только начинают внедряться, а для канадских коллег они уже стали нормой, а зачастую и обязательной составляющей продолжения образования и повышения квалификации (как, например, в медицинской сфере).

Научная новизна. Впервые представлены результаты компаративного анализа нормативной базы и практики оценивания результатов обучения в высшей школе с использованием дистанционных технологий в РФ и Канаде.

Практическая значимость данного материала заключается в выявлении актуальных потребностей отечественной системы образования по стандартизации качества дистанционного обучения: в российской высшей школе назрела необходимость создания процедуры аттестации качества электронных образовательных ресурсов, и это касается всей системы непрерывного профессионального образования.

Об авторах

Наталия Валентиновна Буханова
Университет Альберты
Канада

кандидат медицинских наук, доцент департамента фармакологии,

Эдмонтон



Константин Викторович Кузьмин
Уральский государственный медицинский университет
Россия

кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной работы,

Екатеринбург



Лариса Евгеньевна Петрова
Уральский государственный медицинский университет
Россия

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и политологии,

Екатеринбург 



Сергей Александрович Чемезов
Уральский государственный медицинский университет
Россия

кандидат медицинских наук, доцент, заместитель декана факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки,

Екатеринбург 



Список литературы

1. Буханова Н. В. Стандартизация качества электронных курсов в высшем профессиональном образовании (опыт зарубежных стран) // Новые образовательные технологии в вузе: материалы XI международной научно-методической конференции (НОТВ-2014), 18–20 февраля 2014 г. Екатеринбург, 2014 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/24755/1/notv-2014–038.pdf.

2. Загвязинский В. И. Вузовская лекция в структуре современного учебного процесса // Образование и наука. 2014. № 2 (111). С. 34–46.

3. Митрофанова К. А., Ивачев П. В., Кузьмин К. В. Электронные технологии учета учебных достижений студентов-медиков // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 156–161.

4. Петрова Л. Е. Онлайн-образование врача: ограничения конвертации культурного капитала // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 152–158.

5. Скляренко Т. М. Зарубежные концепции дистанционного образования // Образование и наука. 2013. № 1 (100). С. 106–116.

6. Стариченко Б. Е., Семенова И. Н., Слепухин А. В. О соотношении понятий электронного обучения в высшей школе // Образование и наука. 2014. № 9 (118). С. 51–68.

7. Accreditation Issues Related To Distance Learning: The Perspective of The Liaison Committee On Medical Education. 2006 [Электрон. ресурс]. URL:https://www.lcme.org/publications.htm.

8. The Accreditation of Canadian University CME/CPD Offices Committee on the Accreditation of Continuing Medical Education. Accreditation Standards. 2010 [Электрон. ресурс]. URL: http://www.afmc.ca/pdf/FINAL_CACME_Standards_2010_ENGLISH.pdf.

9. The Accreditation of Canadian University CME/CPD Offices. Committee on the Accreditation of Continuing Medical Education Accreditation Standards. Effective January 1st, 2010 [Электрон. ресурс]. URL: http://www.afmc.ca/pdf/FINAL_CACME_Standards_2010_ENGLISH.pdf.

10. Barker K. С. Canadian Recommended E-learning Guidelines (CanREGs). FuturEd. 2002 [Электрон. ресурс]. URL: http://www.futured.com/pdf/CanREGs%20Eng.pdf.

11. Barker K. C. E-learning Quality Standards for Consumer Protection and Consumer Confidence: A Canadian Case Study in E-learning Quality Assurance // Educational Technology & Society. 2007. № 10 (2). Р. 109–119.

12. The Canadian Network for Innovation in Education [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.cnie-rcie.ca/? q=node.

13. Canadian Virtual University [Электрон. ресурс]. URL: http://www.cvuuvc.ca/.

14. The eCampusAlberta eLearning Rubric, A resource for quality online curriculum creation. Course Standards, Support Standards, and Administrative/Institutional Standards [Электрон. ресурс]. URL: http://www.ecampusalberta.ca/rubric.

15. The E-learning E-volution in Colleges and Universities. A pan-Canadian Challenge. Advisory Committee on Online Learning. http://publications.gc.ca/collections/Collection/C2–549–2001E.pdf.

16. E-Learning at the University of Alberta [Электрон. ресурс]. URL: http://www.vpit.ualberta.ca/elearning/.

17. Harden R. M. A New Vision for Distance Learning and Continuing Medical Education // Journal of Continuing Education in the Health Professions. 2005. Vol. 25, Issue 1. P. 43–51, Winter. Р. 33.

18. Principles of institutional quality assurance in Canadian higher education [Электрон. ресурс]. URL: http://www.aucc.ca/wp-content/uploads/2011/03/Principles_of_institutional.pdf.


Рецензия

Для цитирования:


Буханова Н.В., Кузьмин К.В., Петрова Л.Е., Чемезов С.А. СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАНАДЫ И РОССИИ. Образование и наука. 2015;(7):135-151. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-7-135-151

For citation:


Buhanova N.V., Kuz’min K.V., Petrova L.E., Chemezov S.A. QUALITY STANDARDS FOR DISTANCE LEARNING IN HIGHER EDUCATION: A COMPARATIVE ANALYSIS OF CANADIAN AND RUSSIAN PRACTICES. The Education and science journal. 2015;(7):135-151. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-7-135-151

Просмотров: 1891


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)