ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-7-181-191
Аннотация
Цель. Статья посвящена вопросам повышения языковой компетентности студентов-менеджеров.
Методы и результаты. Посредством анализа научных источников, посвященных проблеме развития критического мышления, и на основе методов педагогического моделирования была разработана технология эффективного обучения иностранному языку в ходе практических занятий в вузе. Описаны этапы реализации данной технологии: «вызов», «осмысление содержания», рефлексия» – и составляющие их методы и методические приемы. Сформули- рованы требования, которые необходимо предъявлять к организации и проведению занятий по иностранному языку. Для оценки эффективности технологии использовалось тестирование с последующей статистической обработкой данных.
Научная новизна. Уточнена роль профессионально-ориентированного иноязычного текста в учебном процессе высшего учебного заведения. Предложена учитывающая стадии познавательной деятельности модель обучения иностранному языку студентов экономических специальностей. Данная модель направлена на развитие не только языковой компетентности студентов, но и их критического мышления за счет возможности соединить на занятии различные виды интеллектуальной деятельности. Описанная технология помогает обучающимся также приобрести коммуникационную культуру, развить свою речь, получить дополнительные сведения, необходимые как в учебной, так и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Практическая значимость. Стратегии и приемы технологии могут применяться не только в рамках изучения иностранного языка, но и в других дисциплинах при соответствующей адаптации к их целям.
Об авторах
Татьяна Викторовна МашароваРоссия
ректор, доктор педагогических наук, профессор,
Киров
Надежда Игоревна Маринина
Россия
старший преподаватель кафедры иностранных языков,
Киров;
аспирант кафедры образовательных технологий,
Ухта
Список литературы
1. Заир-Бек С. И, Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя. Москва: Просвещение, 2004.
2. Клустер Д. Что такое критическое мышление // Перемена. 2001. № 4. С. 37.
3. Машарова Т. В. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение: учебное пособие. Москва: Педагогика-ПРЕСС, 1999.
4. Муштавинская И. В. Технологии развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие. С.-Петербург: КАРО, 2009.
5. Халперн Д. Психология критического мышления. С.-Петербург: Питер, 2000.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (квалификация (степень) – «бакалавр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 03.06.2013 г. № 466 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.osu.ru/docs/fgos/proekt/bak_38.03.02.doc (дата обращения: 21.07.2015 г.).
7. Crozier W. R. Individual learners: personality differences in education. London, Routledge, 1997.
8. Hoffmann T. The Meanings of Competency // Journal of European Industrial Training. 1999. Vol. 23. № 6. P. 275–285.
9. Schalley Andrea C. Cognitive modeling and verbal semantics: a repress. Framework based on UML by C. Schalley. Berlin, 2004. 154 p.
10. Spencer Lyle M. Competence at Work: Models for Superior Performance. New York, 1993. 392 p.
Рецензия
Для цитирования:
Машарова Т.В., Маринина Н.И. ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ. Образование и наука. 2015;(7):181-191. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-7-181-191
For citation:
Masharova T.V., Marinina N.I. CRITICAL THINKING TECHNOLOGY AS EFFECTIVE MEANS OF DEVELOPMENT OF FUTURE MANAGERS’ LANGUAGE COMPETENCE. The Education and science journal. 2015;(7):181-191. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-7-181-191