Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

О СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ И ВОСТРЕБОВАННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-8-4-19

Полный текст:

Аннотация

Цель публикации – наметить перспективные направления исследовательской педагогической деятельности.

Методы: анализ и обобщение ситуации, сложившейся в отечественном образовании и педагогической науке в последние четверть века.

В статье доказывается, что невысокая востребованность результатов педагогических исследований обусловлена не только полной подчиненностью науки ведомственным интересам и запросам, неспособностью и нежеланием чиновников от науки прислушаться к мнению и выводам ученых, но и невысоким качеством заметно увеличившегося потока диссертационных работ и публикаций, авторы которых стремятся избегать острых, социально значимых проблем.

Теоретики не слишком активно выступают против засилья формализма, мелочной чиновничьей опеки, бумажно-компьютерной отчетности. В результате страдает и практика – много утеряно в воспитательном плане, в качестве подготовки квалифицированных инженерных и рабочих кадров, знаний по естественно-научным дисциплинам; утрачено лидирующее положение российского образования в мировом рейтинге относительно развития творческих способностей подрастающего поколения. Под лозунгом «оптимизации» принимаются непродуманные решения с непросчитанными рисками, ориентированные на призрачные сиюминутные выгоды и не учитывающие отсроченных социальных эффектов.

Результаты и научная новизна. Предлагаются меры по реальной поддержке научно-педагогических школ, по воспитанию методологической культуры научных руководителей и научных консультантов. Речь идет о создании региональных научных центров на базе ведущих университетов под эгидой РАО. В качестве примера представлен многолетний опыт деятельности Центра на базе научно-педагогической школы Тюменского государственного университета.

Практическая значимость. Излагается примерная тематика востребованных практикой и перспективных научных тем, обеспечивающих реальный, а не декларативный приоритет образования в развитии государства, позволяющих при их успешной реализации преодолеть отставание страны от лучших мировых образовательных стандартов.

Об авторе

Владимир Ильич Загвязинский
Тюменский государственный университет
Россия

академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, заведующий академической кафедрой методологии и теории социально-педагогических исследований, 

Тюмень 



Список литературы

1. Амонашвили Ш. Том Сойер против стандартизации [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.novayagazeta.ru/comments/68168.html.

2. Днепров Э. Д. Вехи образовательной политики: избранные статьи и материалы 1987–2012 годов / сост. Р. Ф. Усачева, Т. Н. Храгиргова. Москва: Мариос, 2013. Ч. 1. С. 15.

3. Днепров Э. Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки // Профессиональное образование. 2004. № 12.

4. Загвязинский В. И. Наступит ли эпоха Возрождения?.. Стратегия инновационного развития российского образования. Москва: Логос, 2015. С. 33.

5. Лазарев В. С. ФГОС общего образования: блеск деклараций и перспективы реализации // Педагогика. 2015. № 4. С. 11–19.

6. Научные исследования в образовании // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 6. С. 15.

7. Путин В. В. Россия сосредотачивается. Ориентиры. Москва, 2012. [Электрон. ресурс]: Режим доступа: russdom.ru›oldsayte/2002/200201i/20020110.html.


Для цитирования:


Загвязинский В.И. О СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ И ВОСТРЕБОВАННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Образование и наука. 2015;(8):4-19. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-8-4-19

For citation:


Zagvyazinsky V.I. CONCERNING THE SOCIAL IMPORTANCE AND A DEMAND OF PEDAGOGICAL RESEARCHES. The Education and science journal. 2015;(8):4-19. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-8-4-19

Просмотров: 615


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)