МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-8-50-64
Resumen
Цель статьи – представить авторскую модель организации практики студентов бакалавриата – будущих педагогов профессионального обучения, разработанную с позиций квалиметрического подхода и предусматривающую проведение педагогических тренингов.
Методология и методики исследования. На основе анализа научно-педагогической литературы смоделирован процесс организации практики студентов в высшей школе, включающей технику SWOT-анализа в педагогических тренингах. С использованием метода групповых экспертных оценок – основного метода педагогической квалиметрии – определены структурные компоненты профессионально-педагогической компетентности студентов, обучающихся по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)», а также уровни ее сформированности и критерии оценивания.
Результаты. На основе обобщения практического опыта уточнено понятие «педагогический тренинг», определены основные принципы его организации в период практики. Представлены методы формирования экспертной группы: самооценки и анкетных данных.
Научная новизна. Разработана модель организации практики студентов – будущих педагогов профессионального обучения, предусматривающая проведение педагогических тренингов. Особенностью модели является использование квалиметрического подхода и техники SWOT-анализа. Предложены критериально-оценочные процедуры для определения уровня сформированности профессионально-педагогической компетентности.
Практическая значимость. Модель организации педагогической практики внедрена в образовательный процесс Ижевского государственного технического университета им. М. Т. Калашникова и может быть использована в других аналогичных образовательных организациях.
Del autor
Таисия ИсаеваRussian Federation
Referencias
1. Загвязинский В. И. О связи методологии и технологии в педагогическом исследовании // Образование и наука. 2015. № 5. С. 4–14.
2. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования // Образование и наука. 2011. № 8. С. 3–14.
3. Исаева Т. А. О подготовке студентов – будущих педагогов профессионального обучения к педагогической практике // Фундаментальные исследования. 2014. № 6–5. С. 1032–1036.
4. Исаева Т. А. Организация педагогического тренинга студентов к научно-исследовательской профессиональной деятельности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. № 42. С. 72–83.
5. Исаева Т. А. Самооценивание в педагогической деятельности на основе SWOT-анализа // Казанская наука. 2015. № 2. С. 135–141.
6. Исаева Т. А., Шихова О. Ф. Тренинг как форма организации педагогической практики студентов // Образование и наука. 2014. № 9 (118). С. 98–112.
7. Клеева Л. П. SWOT-анализ развития фундаментальной науки в России // Компетентность. 2012. № 2 (93). С. 12–14.
8. Львов Л. В., Чернышева М. В. Конкретно-научный уровень исследования управления подготовкой педагогов профессионального обучения // Инновации в образовании. 2010. № 5. С. 25–43.
9. Пьянкова Ж. А., Пьянкова Ж. А. Применение квалиметрического подхода в оценке самостоятельной работы студентов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2014. № 2 (28). С. 84–88.
10. Федоров В. А., Котова Д. И., Романцев Г. М., К вопросу о структурировании и стандартизации профессиональных компетенций // Образование и наука. 2007. № 5. С. 119–125.
11. Черепанов В. С. Основы педагогической экспертизы: учеб. пособие. Ижевск: ИжГТУ, 2006. 124 с.
12. Чернышева М. В. Квалиметрический подход к исследованию проблемы качества управления подготовкой педагогов профессионального обучения // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2010. № 1. С. 5–10.
13. Шихова О. Ф., Шихов Ю. А. Квалиметрический подход к диагностике компетенций выпускников высшей школы // Образование и наука. 2013. № 4 (103). С. 40–57.
14. Шихов Ю. А., Шихова О. Ф. Модель мониторинга качества образования в условиях компетентностного подхода // Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2013. № 4 (11). С. 35–39.
15. R. Leblanc.Good teaching: the top ten requirements. The Teaching Professor. 1998. Vol. 12, № 6. Available at: http://www.biz.colostate.edu/mti/tips/pages/GoodTeaching.aspx (Accessed 7 March 2014)
16. D. Leigh. SWOT Analysis Handbook of Improving Performance in the Workplace. John Wiley & Sons, Ltd. 2009. Vol. 2. P. 115–140.
17. M. Smith «What is pedagogy?» The encyclopaedia of informal education Available at: http://infed.org/mobi/what-is-pedagogy/.Accessed 25 February 2014.
18. F. Mogensen, K. Schnack The action competence and the «new» discourses of education for sustainable development, competence and quality criteria. Environmental Educational Research. 2010. Vol. 16, № 1. P. 59–74.
19. R. Mendenhall What is competency-based education? Available at: http://www.huffingtonpost.com/dr-robert-mendenhall/competency-based-learning-_b_1855374.html (Accessed 25 May 2015)
20. Marlene N. M. Filipe, Fernando A. F. Ferreira, S. P. Santos A multiple criteria information system for pedagogical evaluation and professional development of teachers. Available at: http://www.palgrave-journals.com/jors/journal/vaop/ncurrent/full/jors2014129a.html (Accessed 1 June 2015)
21. A. Irina Pedagogical competences – the key to efficient education // International Online Journal of Educational Sciences. 2011. Vol. 3 (2). P. 411–423. Available at: http://www.iojes.net/userfiles/Article/IOJES_402.pdf (Accessed 1 June 2015)
Recensión
Para cita:
Isaeva T.A. THE MODEL OF EXTERNSHIP ORGANIZATION FOR FUTURE TEACHERS: QUALIMETRIC APPROACH. The Education and science journal. 2015;(8):50-64. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-8-50-64