ЛИЧНОСТНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ: ПРОБЛЕМА СОПРЯЖЕННОСТИ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-8-81-96
Аннотация
Цель статьи – представить разработку теоретической модели сопряжения личностной и профессиональной мобильности специалиста, которая рассматривается на примере деятельности преподавателя высшей школы. Частными задачами исследования были установление соотношения свойств мобильной личности и мобильного профессионала; поиск возможностей формирования профессионально мобильного преподавателя при отсутствии или недостаточной развитости личностных предпосылок мобильности; выявление способов компенсации этого дефицита.
Методы. Исследование базировалось на теоретическом анализе различных методологических подходов к описанию личностной и профессиональной мобильности. Использовались также результаты неформализованного опроса, направленного на выявление характеристик профессионально мобильного преподавателя вуза.
Результаты и их научная новизна. Уточнены понятия «личностная мобильность» и «профессиональная мобильность». Личностная мобильность определяется автором как интегративное личностное качество, которое составляют активность, пластичность, гибкость, адаптивность, высокий энергоресурс профессионала. Это качество проявляется в поведении и деятельности субъекта как целеустремленность, самостоятельность, открытость новому опыту, креативность, мотивация к саморазвитию, способность быстро принимать решения. Профессиональная мобильность трактуется как стратегия адаптации к меняющимся условиям осуществления профессиональной деятельности, такая мобильность является частным случаем общей жизненной стратегии субъекта.
В качестве связующего звена между личностной и профессиональной мобильностью рассматривается психологическая готовность к педагогической деятельности. Описаны девять типов профессиональной мобильности преподавателя, складывающихся в результате реализации различных уровней личностной мобильности в сочетании с выраженностью психологической готовности к педагогической деятельности.
Практическая значимость. Материалы статьи создают информационную основу для пролонгированной работы по формированию профессионально мобильного поведения преподавателя вуза, основным направлением которой является разработка технологий психологического сопровождения процесса подготовки к профессиональной деятельности как опосредующего звена между личностной и профессиональной мобильностью.
Об авторе
Тамара Борисовна СергееваРоссия
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и физиологии,
Екатеринбург
Список литературы
1. Амирова Л. А. Диалектика биологического и социального в процессе формирования мобильной личности // Вестник ОГУ. 2004. № 1. С. 59–64.
2. Амирова Л. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования: дис. … д-ра пед. наук. Уфа, 2009. 401 с.
3. Артюхова Т. Ю. Психологические характеристики мобильной личности // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 7. С. 96–98.
4. Глоссарий по психологии профессионального развития / сост. А. М. Павлова, О. А. Рудей, Н. О. Садовникова. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2006. 62 с.
5. Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: дис. … д-ра пед. наук. Ростов-на-Дону, 2006. 427 с.
6. Зеер Э. Ф., Морозова С. А., Сыманюк Э. Э. Профессиональная мобильность – интегральное качество субъекта инновационной деятельности // Педагогическое образование в России. 2011. № 5. С. 90–97.
7. Кердяшева О. В. Педагогические условия формирования готовности к профессиональной мобильности студентов в образовательном процессе вуза: дис. … канд. пед. наук. Воронеж, 2010. 204 с.
8. Котмакова Т. Б. Формирование личностной мобильности как профессионального качества будущих специалистов в процессе обучения в вузе: на примере специальности «Электрический транспорт железных дорог»: дис. … канд. пед. наук. Хабаровск, 2011. 198 с.
9. Найданова Ю. В. Мобильная личность обучающегося как научное понятие // Вестник ЮУрГУ. 2014. № 2. С. 40–45.
10. Неделько Е. Г. Формирование мотивационной готовности к профессиональной мобильности у студентов вуза: дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск, 2007. 176 с.
11. Нужнова С. В. Концепция развития готовности к профессиональной мобильности в образовательном процессе вуза // Вестник ЮУрГУ. 2011. № 24. С. 68–72.
12. Сергеева Т. Б. Представления студентов о профессионально мобильном преподавателе вуза // Инновационное профессионально-образовательное пространство человека: методология, теория, практика: материалы 11-й Всероссийской научно-практической конференции, РГППУ, 18 декабря 2012 г. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т. С. 65–70.
13. Costner D. V. W. Mobility patterns and personal characteristics of outstanding teachers in Florida. Doct. Diss. University of Central Florida, 1990.
14. Livingston V. An analysis of the personal and social characteristics that impact black female career mobility. Doct. Diss. Norfolk State University, 2001.
15. McKinzie F. L. Psychological horizontal mobility determiners of mail teachers employed in public school work in Missouri 1967–68 – 1976–77. Doct. Diss. University of Missouri – Columbia, 1981.
16. Marshall G., Firth D. Social mobility and personal satisfaction: evidence from ten countries. British journal of sociology. 1999. № 1. Р. 28–48.
17. Rachild B. B. The relationships among mobility, ethnicity and the achievement of urban elementary school students. Doct. Diss. Temple University, 1989.
Рецензия
Для цитирования:
Сергеева Т.Б. ЛИЧНОСТНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ: ПРОБЛЕМА СОПРЯЖЕННОСТИ. Образование и наука. 2015;(8):81-96. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-8-81-96
For citation:
Sergeeva T.B. PERSONAL AND PROFESSIONAL MOBILITY: THE CONJUGACY PROBLEM. The Education and science journal. 2015;(8):81-96. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-8-81-96