УЧЕБНЫЕ ДОРОЖНЫЕ КАРТЫ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-8-97-111
Аннотация
Цель статьи – обосновать педагогическую идею реализации личностно ориентированного обучения (ЛОО) студентов на основе учебной дорожной карты в их предметной подготовке.
Методы. Для построения методической системы предметной подготовки студентов применялась проективная стратегия, позволяющая моделировать образовательные системы с трудно формализуемым характером, нацеленные на желаемые будущие результаты с позиций ЛОО.
Результаты. Вводится понятие «учебная дорожная карта», которая рассматривается как средство индивидуализации и повышения качества обучения в проективной методической системе. Учебная дорожная карта – это индивидуальная траектория обучения студента, основанная на свободном и узаконенном выборе средств, форм и методов обучения, соответствующих его притязаниям и предпочтениям и применяемых для достижения заданных образовательных результатов. Данное средство может быть эффективно использовано при наличии многообразия электронных программно-аппаратных ресурсов дистанционного обучения. Результативность ЛОО определяется полнотой проективной методической системы предметной подготовки студента, в которой обеспечивается возможность построения различных вариантов учебных дорожных карт, контроль и управление ими.
Научная новизна. Предложена методика организации ЛОО студентов на основе учебных дорожных карт.
Практическая значимость. Показано, что использование учебных дорожных карт в условиях специально созданных информационных образовательных сред обеспечивает реализацию принципов личностно ориентированного обучения студентов предметным дисциплинам.
Об авторах
Николай Инсебович ПакРоссия
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатики и информационных технологий в образовании,
Красноярск
Елена Геннадьевна Дорошенко
Россия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и информационных технологий в образовании,
Красноярск
Людмила Борисовна Хегай
Россия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и информационных технологий в образовании,
Красноярск
Список литературы
1. Алексеев Н. А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики: монография. Тюмень: Тюменский государственный университет, 1996. 216 с.
2. Андреева Н. М., Пак Н. И. О роли дорожных карт при электронном обучении информатике студентов классических университетов // Открытое образование. 2015. № 3. С. 101–109.
3. Дорошенко Е. Г., Пак Н. И., Пушкарева Т. П., Хегай Л. Б., Яковлева Т. А. Методическая система обучения информатике студентов педагогических вузов в условиях ФГОС3+ // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева, Красноярск. 2015. № 1 (31). С. 36–44.
4. Дорошенко Е. Г. Иcпользовaние LMS Moodle в процеccе оргaнизaции учебной и иccледовaтельcкой деятельноcти школьников и cтудентов: учебное поcобие. Крacноярcк: Крacноярский гоcударственный педагогический университет им. В. П. Аcтaфьевa, 2014. 170 c.
5. Дорошенко Е. Г., Пак Н. И., Рукосуева Н. В., Хегай Л. Б. О технологии разработки ментальных учебников // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 12 (140). С. 145–151.
6. Кузык Ю. Что такое дорожная карта [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.strf.ru/material.aspx? CatalogId=223&d_no=20108#.VSsllPCdeEQ.
7. Методология формирования дорожных карт. Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации. Москва: Агентство стратегических инициатив, 2012. 39 с.
8. Пак Н. И. О модели мышления и ментальных схемах // Практико-ориентированное обучение в профессиональном образовании: проблемы и пути развития: материалы научно-практической конференции в рамках XVIII Международной научной конференции «Решетневские чтения». Красноярск: СибГАУ, 2014. С. 306–310.
9. Пак Н. И. Проективный подход в обучении как информационный процесс: монография. Красноярск: РИО КГПУ, 2008. 112 с.
10. Пак Н. И., Хегай Л. Б. Разработка трехмерных учебных материалов на основе гипертекстовой технологии // Инновации в непрерывном образовании. 2002. № 4. С. 78–84.
11. Панюкова С. В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. Москва: Прогресс, 1998. 120 с.
12. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. Москва: ИИО РАО, 2010. 140 с.
13. Якиманская И. С. Требования к программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. № 2. С. 69–75.
14. Crumly C. Pedagogies for Student-Centered Learning: Online and OnGround. Minneapolis: Fortress Press. 2014. 120 p.
15. Lee S., Park Y. Customization of technology roadmaps according to roadmapping purposes: overall process and detailed modules // Technology Forecasting & Social Change. 2005. № 72. P. 267–583.
16. Neef J. Sketch of a Plan and Method of Education. New York, 1969. 124 p.
17. Pak N. Non-linear technologies in education // British Journal of Educational Technology. V. 29. 1998. P. 273–277.
18. Weimer M. Learner-centered teaching: Five key changes to practice. San Francisco: Jossey-Bass / Wiley. 2002. 258 p.
19. Wright G. B. Student-Centered Learning in Higher Education // International Journal of Teaching and Learning in Higher Education. Vol. 23 (3). 2011. P. 93–94.
Рецензия
Для цитирования:
Пак Н.И., Дорошенко Е.Г., Хегай Л.Б. УЧЕБНЫЕ ДОРОЖНЫЕ КАРТЫ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ. Образование и наука. 2015;(8):97-111. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-8-97-111
For citation:
Pak N.I., Doroshenko Y.G., Khegai L.B. EDUCATIONAL ROADMAPS AS A MEANS OF STUDENT-CENTERED EDUCATION. The Education and science journal. 2015;(8):97-111. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-8-97-111