УЧЕБНЫЕ ДОРОЖНЫЕ КАРТЫ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ


https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-8-97-111

Полный текст:


Аннотация

Цель статьи – обосновать педагогическую идею реализации личностно ориентированного обучения (ЛОО) студентов на основе учебной дорожной карты в их предметной подготовке.

Методы. Для построения методической системы предметной подготовки студентов применялась проективная стратегия, позволяющая моделировать образовательные системы с трудно формализуемым характером, нацеленные на желаемые будущие результаты с позиций ЛОО.

Результаты. Вводится понятие «учебная дорожная карта», которая рассматривается как средство индивидуализации и повышения качества обучения в проективной методической системе. Учебная дорожная карта – это индивидуальная траектория обучения студента, основанная на свободном и узаконенном выборе средств, форм и методов обучения, соответствующих его притязаниям и предпочтениям и применяемых для достижения заданных образовательных результатов. Данное средство может быть эффективно использовано при наличии многообразия электронных программно-аппаратных ресурсов дистанционного обучения. Результативность ЛОО определяется полнотой проективной методической системы предметной подготовки студента, в которой обеспечивается возможность построения различных вариантов учебных дорожных карт, контроль и управление ими.

Научная новизна. Предложена методика организации ЛОО студентов на основе учебных дорожных карт.

Практическая значимость. Показано, что использование учебных дорожных карт в условиях специально созданных информационных образовательных сред обеспечивает реализацию принципов личностно ориентированного обучения студентов предметным дисциплинам.


Об авторах

Николай Инсебович Пак
Красноярскоий государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
Россия

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатики и информационных технологий в образовании,

Красноярск



Елена Геннадьевна Дорошенко
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и информационных технологий в образовании,

Красноярск



Людмила Борисовна Хегай
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и информационных технологий в образовании,

Красноярск 



Список литературы

1. Алексеев Н. А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики: монография. Тюмень: Тюменский государственный университет, 1996. 216 с.

2. Андреева Н. М., Пак Н. И. О роли дорожных карт при электронном обучении информатике студентов классических университетов // Открытое образование. 2015. № 3. С. 101–109.

3. Дорошенко Е. Г., Пак Н. И., Пушкарева Т. П., Хегай Л. Б., Яковлева Т. А. Методическая система обучения информатике студентов педагогических вузов в условиях ФГОС3+ // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева, Красноярск. 2015. № 1 (31). С. 36–44.

4. Дорошенко Е. Г. Иcпользовaние LMS Moodle в процеccе оргaнизaции учебной и иccледовaтельcкой деятельноcти школьников и cтудентов: учебное поcобие. Крacноярcк: Крacноярский гоcударственный педагогический университет им. В. П. Аcтaфьевa, 2014. 170 c.

5. Дорошенко Е. Г., Пак Н. И., Рукосуева Н. В., Хегай Л. Б. О технологии разработки ментальных учебников // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 12 (140). С. 145–151.

6. Кузык Ю. Что такое дорожная карта [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.strf.ru/material.aspx? CatalogId=223&d_no=20108#.VSsllPCdeEQ.

7. Методология формирования дорожных карт. Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации. Москва: Агентство стратегических инициатив, 2012. 39 с.

8. Пак Н. И. О модели мышления и ментальных схемах // Практико-ориентированное обучение в профессиональном образовании: проблемы и пути развития: материалы научно-практической конференции в рамках XVIII Международной научной конференции «Решетневские чтения». Красноярск: СибГАУ, 2014. С. 306–310.

9. Пак Н. И. Проективный подход в обучении как информационный процесс: монография. Красноярск: РИО КГПУ, 2008. 112 с.

10. Пак Н. И., Хегай Л. Б. Разработка трехмерных учебных материалов на основе гипертекстовой технологии // Инновации в непрерывном образовании. 2002. № 4. С. 78–84.

11. Панюкова С. В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. Москва: Прогресс, 1998. 120 с.

12. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. Москва: ИИО РАО, 2010. 140 с.

13. Якиманская И. С. Требования к программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. № 2. С. 69–75.

14. Crumly C. Pedagogies for Student-Centered Learning: Online and OnGround. Minneapolis: Fortress Press. 2014. 120 p.

15. Lee S., Park Y. Customization of technology roadmaps according to roadmapping purposes: overall process and detailed modules // Technology Forecasting & Social Change. 2005. № 72. P. 267–583.

16. Neef J. Sketch of a Plan and Method of Education. New York, 1969. 124 p.

17. Pak N. Non-linear technologies in education // British Journal of Educational Technology. V. 29. 1998. P. 273–277.

18. Weimer M. Learner-centered teaching: Five key changes to practice. San Francisco: Jossey-Bass / Wiley. 2002. 258 p.

19. Wright G. B. Student-Centered Learning in Higher Education // International Journal of Teaching and Learning in Higher Education. Vol. 23 (3). 2011. P. 93–94.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Пак Н.И., Дорошенко Е.Г., Хегай Л.Б. УЧЕБНЫЕ ДОРОЖНЫЕ КАРТЫ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ. Образование и наука. 2015;(8):97-111. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-8-97-111

For citation: Pak N.I., Doroshenko Y.G., Khegai L.B. EDUCATIONAL ROADMAPS AS A MEANS OF STUDENT-CENTERED EDUCATION. The Education and science journal. 2015;(8):97-111. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-8-97-111

Просмотров: 801

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)