Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ В ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-8-112-124

Texto completo:

Resumen

Цель исследования, изложенного в публикации, – разработка инновационных способов организации работы старшеклассников с текстом в электронной среде – в сети Интернет, на других различных электронных носителях – материальных устройствах для записи, хранения, воспроизведения информации, обрабатываемой с помощью вычислительной техники.

Методика и методы. В ходе моделирующего эксперимента использовались авторские методы организации работы школьников с текстом на электронных носителях. Применялись мтоды анкетирования, опроса; контент-анализ и корреляционный анализ полученных данных. в информационно-коммуникационной среде на этапах.

Результаты. Выделены этапы творческого саморазвития личности, составляющие диалектический цикл формирования и развития исследовательских умений и навыков учащегося в образовательном процессе. Установлена взаимосвязь между научно-методической готовностью учителя к развитию исследовательского потенциала школьников и особенностями организации их работы с текстом. Предложены и продемонстрированы способы активизации творческого саморазвития учащихся при работе с электронным текстом и интернет-ресурсами. Данные способы позволяют реализовать идеи субъектности и субъективности, выделенные в рамках культурологического и антропологического подходов к образованию; стимулировать процесс становления и роста личности школьника; обеспечить осознанность выбора учащимся собственной траектории образования; раскрыть его интеллектуальные и творческие способности.

Научная новизна. Показан вариант перехода школьного образования с позиций трансляции учебной информации, готовых знаний и умений к формированию и развитию субъектности учащихся, удовлетворению их потребностей в творческой самореализации. Для этого, по мнению автора, следует использовать широкие возможности активно внедряемых в последнее время в педагогическую практику цифровых технологий, но не как подсобных средств получения информации, а в дидактических целях – для творческого саморазвития школьников, их самопродвижения в процессе познания, приобретения ими новых смыслов изучаемого материала и освоения навыков успешной самостоятельной работы при решении сложных исследовательских задач.

Практическая значимость. Описанная на примере изучения темы «Предельные углеводороды. Метан» методика организации работы с электронным учебным текстом, способствующая саморазвитию учащихся, может быть адаптирована к любой другой теме, разделу и дисциплине школьного курса.

Del autor

Галина Макотрова
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Russian Federation


Referencias

1. Болотов В. А. Действия педагога и ученика в различных образовательных системах // Педагогика. 2013. № 4. С. 50–57.

2. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. 5-е изд., стереотип. Москва: КомКнига, 2007. 144 с.

3. Ковалева Т. М. Антропологический взгляд на современную дидактику // Педагогика. 2013. № 5. С. 51–56.

4. Макотрова Г. В. Исследовательский потенциал старшеклассников: конструирование учебных заданий // Народное образование. 2013. № 7. С. 153–159.

5. Макотрова Г. В. Исследовательский потенциал школьников: культурогенетический подход // Народное образование. 2014. № 5. С. 171–179.

6. Макотрова Г. В. Разработка индивидуальных образовательных программ старшеклассников // Народное образование. 2013. № 9. С. 182–190.

7. Макотрова Г. В. Цифровые технологии в педагогической практике развития исследовательского потенциала старшеклассников // Стандарты и мониторинг. 2013. № 6. С. 47–56.

8. Макотрова Г. В. Экспертная оценка учебно-исследовательской культуры школьников // Исследовательская работа школьников. 2008. № 1. С. 33–41.

9. Cеливерстова Е. Н. Концептуализация научных представлений о развивающей функции обучения: на пути к неклассической дидактике // Основные тенденции развития дидактики: инновационный потенциал дидактического знания: материалы Международной научно-практической конференции. Москва; Ярославль: ФГНУ ИТИП РАО, 2012. С. 75–83.

10. Чапаев Н. К., Чошанов М. А. Креативная педагогика: проблемы, противоречия, пути их разрешения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 3. С. 30–41.

11. Трофимовская О. В. Школьник в инновационной среде // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1. С. 23–28.

12. Best Practices in Online Teaching Strategies, 2009. Hanover. Available at: http://www.uwec.edu/AcadAff/resources/edtech/upload/Best-Practices-inOnline-Teaching-Strategies-Membership.pdf (Accessed 28 April 2013)

13. Kurek M. Using web-based research tasks for the promotion of deep learning // Teaching English with Technology. 2006. № 6 (1). Available at: http://www.tewtjournal.org/VOL%206/ISSUE%201/02_USINGWEBBASEDRESEARCH.pdf (Accessed 18 March 2013)

14. Lambright К. Lessons outside of the Classroom: Examining the Effectiveness of Service Learning Projects at Achieving Learning Objectives (английский) // Journal of Public Affairs Education. 2008. № 14 (2). Р. 205–217.

15. March Т. Revisiting WebQuests in a Web 2 World. How developments in technology and pedagogy combine to scaffoldpersonal learning // Interactive Educational Multimedia. 2007. № 15. Р. 1–17.

16. Saam J., Jeong T. In Search of the Epiphany of Homework Assignments: A Model of Evaluating Local Schools’ Homework Practices // Universal Journal of Educational Research. 2013. № 1 (2). Р. 119–127.

17. Selcher W. Use of Internet Sources in International Studies Teaching and Research // International Studies Perspectives. 2005. № 6. Р. 174–189.


Recensión

Para cita:


Makotrova G.V. WORK WITH A DIGITAL ENVIRONMENT TEXT AS A MEANS OF CREATIVE STUDENTS’ SELF-DEVELOPMENT. The Education and science journal. 2015;(8):112-124. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-8-112-124

Número de consultas: 1293


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)